Статья:

Общественное мнение и его лидеры в политике

Конференция: XXXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Политология

Выходные данные
Иванова А.О. Общественное мнение и его лидеры в политике // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(32). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/10(32).pdf (дата обращения: 08.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Общественное мнение и его лидеры в политике

Иванова Алина Олеговна
студент, Тульский государственный университет, РФ, г. Тула

 

Представители современного общества принимают решения о своей социальной позиции или поддержке не только на основании знаний и социальных установок, присущих тому или иному представителю социума. На принятие решений также влияют лидеры мнений, которых отличает активная жизненная позиция и широкий круг общения.

Помимо прочего, лидеры мнений отражают социальные установки, господствующие в обществе. Лидер мнений отличается от остальных представителей общественности по пяти характеристикам: степень активности, контактности, заинтересованности, уверенности, вовлеченности.

Изучение общественного мнения играет важную роль в разрешении актуальных проблем социально-экономического развития страны, определении и понимании основных тенденций, по которым развивается общество. Общественное мнение выступает в качестве главного источника информации о предпочтениях, страхах, переживаниях населения и представляет, таким образом, механизм выражения отношения населения к власти.

Оно служит настоящим стратегическим партнером для органов как государственной, так и муниципальной власти.

Общественное мнение является представлением власти определенных интересов населения, а также инструментом демонстрации наиболее острых для людей проблем. Рассматривая общественное мнение с точки зрения содержания, оно формирует климат отношений между людьми, изменяет политическую атмосферу в стране. Основными методами изучения общественного мнения являются: опрос, интервью, телефонный опрос, почтовый вопрос, интернет-интервью, перехват-интервью и т.д. Каждый из методов имеет свои достоинства и недостатки. Выбор наилучшего метода будет зависеть от исследователя, исследуемой проблемы, обстоятельств.  Исследования общественного мнения переходят на новый этап своего развития, когда традиционные исследования постепенно отходят на второй план. Мобильные устройства, социальные сети, Интернет в целом расширяют возможности исследователей и открывают доступ к мыслям, чувствам, идеям, действиям пользователей, выражаемым мгновенно на всех используемых ими платформах.

Стоит отметить, что проблема объективной необходимости учета общественного мнения в процессе управления обществом не является однозначной. В этом плане действительно многое зависит, с одной стороны, от характеристик конкретной проблемы и ситуации, с другой стороны, не менее важным является подход к учету общественного мнения в процессе решения определённой проблемы того или иного руководителя, политика или органа власти. В данной ситуации именно их умение определять необходимую степень включения общественного мнения в решение соответствующих задач в значительной  степени обеспечивает результативность и успешность их деятельности.

В условиях демократической политической системы оптимальным является режим сотрудничества государственной и муниципальной власти и общественного мнения. Где общественное мнение выступает полноправным субъектом политической жизни страны и полноценным участником процесса управления делами общества. Реактивность его, как правило, носит исключительно конструктивный характер, ориентированный на устранение недостатков и перекосов в деятельности органов управления. В конечном итоге выбор наилучшего варианта отношений между властью и общественным мнением будет все же зависеть от конкретных целей, состояния окружающей действительности, характеристики информационной среды и многого другого. А также определяющим фактором во многом будет качество политической культуры населения. 

Что же касается лидеров мнений в политике, то следует отметить, что лидерство является неотъемлемой частью общественной жизни в целом. Оно царит везде – в религии, в бизнесе, в компаниях, в университетах, в массовых демонстрациях и даже в уличных компаниях. Лидерство свойственно любой сфере человеческой деятельности, для существования и прогресса которой требуется выделение руководителей, ведомых лидеров и их последователей.

Лидеры мнений – люди, влияющие на суждения, действия, а также оценку каких-либо событий, фактов или явлений, определенных групп людей, в сознании которых данный человек уже имеет статус лидера.

В современном мире усиливается рост уровня абсентеизма среди населения и недоверия средствам массовой информации, способным искажать информацию. В связи с этим люди считают получение поддержки от лидеров мнений, к которым они по-прежнему прислушиваются, гораздо привлекательнее.

На уровне местного самоуправления влияние лидеров общественного мнения существенно выше, чем на уровне региона и страны в целом. Это связано с тем, что в городских и сельских поселениях повседневная жизнь политических субъектов зачастую круглосуточно является публичной, так как должностные лица как в рабочее, так и в свободное время всегда на виду у населения. Результаты работы политических деятелей, как правило, проявляются в многообразных деталях и событиях, вызывая открытую реакцию населения в достаточно короткие сроки. Относительно небольшая численность населения позволяет быстро передавать любую информацию «из уст в уста». Формирование доверительного отношения к лидерам общественного мнения способствует согласию людей с высказанными им позициями, тем самым расширяя политические возможности.

Также в регионах прослеживается дефицит альтернативных источников информации, которые способны дать разъяснение по интересующим вопросам. Вследствие отсутствия дискуссионных площадок, позволяющих публично обсуждать жизненно важные проблемы, образуется информационный вакуум.

В такой ситуации лидер общественного мнения выходит на передний план, потому что он осведомлен об актуальных событиях и имеет активную гражданскую позицию.