Статья:

ПОЛИТИЧЕСКИЙ И ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПЛЮРАЛИЗМ КАК ПРИЗНАК ДЕМОКРАТИИ

Конференция: LXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Политология

Выходные данные
Суворова А.С., Лобанова А.А. ПОЛИТИЧЕСКИЙ И ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПЛЮРАЛИЗМ КАК ПРИЗНАК ДЕМОКРАТИИ // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(62). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/5(62).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПОЛИТИЧЕСКИЙ И ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПЛЮРАЛИЗМ КАК ПРИЗНАК ДЕМОКРАТИИ

Суворова Анна Сергеевна
магистрант, Тверской государственный университет, РФ, г. Тверь
Лобанова Анастасия Алексеевна
магистрант, Тверской государственный университет, РФ, г. Тверь

 

Под «идеологическим многообразием» понимается конституционный принцип организации общественной жизни в демократических государствах, предполагающий свободу духовной жизни общества, возможность беспрепятственного провозглашения, распространения и защиты любых идеологических установок, ценностей и теорий, а также право каждого человека вести на основе своих убеждений соответствующую политическую деятельность [2].

Утверждение идеологического многообразия в качестве основы конституционного строя всех демократических государств является логичным следствием того, что ни одна, даже самая передовая, идеология не может учесть, впитать в себя все аспекты, всё многообразие окружающего мира и дать единственно правильные рекомендации по его прогрессивному развитию и преобразованию.

Содержание принципа идеологического многообразия заключается в том, что:

– государство не должно издавать никаких нормативных актов, утверждающих определённую идеологию в качестве обязательной;

– каждый человек, политическая партия, общественное объединение вправе свободно разрабатывать, исповедовать и пропагандировать идеи, концепции экономического, социального и политического устройства человеческого общества, публично защищать свои взгляды в спорах со своими оппонентами; 

– государство не вправе препятствовать наличию в обществе идеологического многообразия;

– идеологические взгляды человека не должны выступать критерием при отборе граждан на государственную службу;

– соблюдение названного принципа требует идеологической нейтральности сотрудников государственного аппарата (государственных служащих);

– провозглашение и государственное гарантирование свободы слова, печати, убеждений и вероисповедания. 

Необходимо отметить, что существуют и ограничения идеологической свободы, то есть идеологическая свобода, вытекающая из интересующего нас принципа, имеет определённые пределы.

Для России они установлены, прежде всего, частью 2 статьи 29 Конституции РФ, которая гласит: «Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства» [4, ст. 29].

Далее рассмотрим политическое многообразие. Под «политическим многообразием» или «многопартийностью» понимается свобода политических мнений и политических действий, предполагающая наличие равных юридических возможностей для участия в политических процессах у всех политических партий и общественных объединений, действующих в рамках конституции и законов, а также право граждан соответствующей страны как состоять в любой политической партии, так и не принадлежать ни к одной из них.

Основной организационной формой, обеспечивающей участие граждан в политических процессах, являются партии. Термин «политическая партия» в переводе от латинского «part» – часть – обозначает общественное объединение, созданное в целях участия граждан России в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и местного самоуправления [3, с. 124]. Необходимо отметить, что статус политических партий в РФ регламентируется специальным законом (ФЗ «О политических партиях» 2001 г.). В структуре общественно-политических процессов политические партии выполняют двоякую роль: необходимого  элемента  политической  системы,  обеспечивающего воспроизводство  политической  элиты,  организованное участие в выборах, и института политического представительства  интересов  определенной  части  общества. Партии служат для объединения и представления групп интересов, формирующихся на уровне гражданского общества (многочисленных ассоциаций и союзов, не  преследующих цели получения политической власти) [1, c. 23]. Это разделение остается вполне актуальным  и  в  современной ситуации. Политические партии России сегодня подразделяются на:

1) Либеральные, к которым относятся «Единая Россия», «Гражданская платформа»;

2) социалистические, такие как как: «Справедливая Россия», «Яблоко»;

3) демократические, например, «Демократическая партия России»;

4) националистические, например, ЛДПР; и другие.

Политические партии в Российской Федерации имеют ряд основных функций, например: формирование общественного мнения; политическое образование и воспитание граждан; выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти; выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах Президента, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Федерации, выборных должностных лиц местного самоуправления и в представительные органы муниципальных образований, участие в указанных выборах, а также в работе избранных органов [5, с. 185].

Примечательным при этом является тот факт, что партии, чьи списки на выборах в Государственную Думу преодолели порог в 3%, получают в течение следующих пяти лет государственное финансирование в размере 152 рублей за голос.

Регламентируя статус политических партий, действующее законодательство РФ требует, чтобы государство гарантировало равенство политических партий перед законом независимо от изложенных в их учредительных и программных документах идеологии, целей и задач, а также обеспечивало соблюдение их прав и законных интересов.

Таким образом, обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что политический и идеологический плюрализм является отличительным признаком правового государства, то есть можно даже сказать, что без такого плюрализма оно просто немыслимо. Принцип политического плюрализма обладает рядом бесспорных преимуществ (хотя бы потому, что он противостоит политическому единообразию), но эти преимущества могут быть реализованы исключительно в рамках конституционности. Кроме того, конкретная реализация принципа политического плюрализма предполагает наличие особого типа правовой культуры, толерантной и компромиссной.

 

Список литературы:
1. Ашкеров, А. Ю. Основы теории политических партий [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru.ezproxy.ranepa. ru:3561/5731. html (дата обращения: 23.02.2023)
2. Безруков, А. В. Конституционное право России: учебное пособие / А. В. Безруков. 3-е изд., перераб. и доп.— М.: Юстицинформ, 2015. — 304 с.
3. Василенко, И. А. Политология: учебник для бакалавров/ И. А. Васи-ленко – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 421 с.
4. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изм. на 01.07.2020 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
5. Старостенко, К. В. Конституционно-политическое многообразие. Сущ-ность и проблемы реализации в Российской Федерации [Электронный ре-сурс] — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru.ezproxy.ranepa.ru:3561/ 18012.html (дата обращения: 23.02.2023)