Статья:

Сравнительный анализ стратегий США и РФ в отношении Индии (2012-2018 г.): основные приоритеты и направления

Конференция: XXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Политология

Выходные данные
Юрченко А.В., Маматова О.М., Кун А.И. Сравнительный анализ стратегий США и РФ в отношении Индии (2012-2018 г.): основные приоритеты и направления // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(23). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/1(23).pdf (дата обращения: 22.09.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Сравнительный анализ стратегий США и РФ в отношении Индии (2012-2018 г.): основные приоритеты и направления

Юрченко Алексей Вячеславович
магистрант, Белгородский Государственный Национальный Исследовательский Университет, РФ, г. Белгород
Маматова Ольга Михайловна
магистрант, Белгородский Государственный Национальный Исследовательский Университет, РФ, г. Белгород
Кун Артур Иванович
магистрант, Белгородский Государственный Национальный Исследовательский Университет, РФ, г. Белгород

 

На сегодняшний день отношения Москвы и Вашингтона имеют сложный характер, периодически принимая формы «жёсткой» конфронтации. Последняя, ярко выражается в геополитической конкуренции государств за региональное лидерство. Индия, как одно из ведущих государств АТР, представляет для обоих стран большой интерес. В этом контексте, на наш взгляд, весьма актуально проследить интересы и приоритеты РФ и США в отношении Индии в документах стратегического планирования. Именно в них, на уровне теоретического обоснования определяется место Нью-Дели в системе внешнеполитических и экономических интересов двух держав, а также отражаются основные амбиции и планы в отношении региона в целом. Кроме того, результатом проведения сравнительного анализа подобных документов можно выявить пересекающиеся и не пересекающиеся интересы России и Штатов на индийском направлении, а также отследить динамику развития отношений по линии Нью-Дели – Москва, Нью-Дели – Вашингтон.

Для начала обратимся к анализу данного вида документов, изданных в Российской Федерации в изучаемый нами период (2012-2018). Известно, что с момента прихода к власти В.В. Путина в России дважды обновлялись концепции внешней политики.

В первой обновлённой концепции внешней политики Российской Федерации изданной в феврале 2013 года можно отметить яркую особенность. Она связана с тем, что интересы и приоритеты России в отношении Индии «укладываются» в несколько абзацев, которые расположены практически в конце документа, что тоже является своего рода показателем приоритетности страны во внешнеполитическом курсе Москвы.

Итак, в выше обозначенном документе руководство страны подчёркивает в качестве приоритета для России укрепление собственной позиции в Азиатско-Тихоокеанском регионе, где Москва поддерживала и планирует поддерживать в дальнейшем интеграционные процессы внутри АТР с целью использования их возможностей для развития своей страны. Далее в документе отмечается, что РФ намерена углублять и развивать привилегированное стратегическое партнёрство с Индией, готова совместно решать проблемы мирового уровня и налаживать связи во всех областях, но прежде всего в торговле [1]. К сожалению, в выше обозначенном документе отсутствует какая-либо отсылка на приоритет развития политического, культурного и иного диалога в российско-индийских отношениях. В целом, очевидно, что интересы Москвы сосредоточены исключительно на торговых и экономических отношениях. 

Далее рассмотрим Концепцию внешней политики Российской Федерации, которая была утверждена 30 ноября 2016 года. Исходя из текста данного документа, можно отметить, что индийскому вопросу в нём уделено немногим больше внимания, чем в предыдущей концепции. Новый документ, по большей части, повторяет основные идеи концепции 2013 года, однако в этот раз были расставлены акценты на том, что между странами действует коллективное лидерство, между нами существует историческая дружба, а страны связывает единое видение политической ситуации в мире и глубокое взаимное доверие [2].

В качестве приоритетных направлений для России была выделена дальнейшая работа двух стран в формате БРИКС с целью решения международных проблем. Также констатируется приоритетность развития торгово-экономического партнёрства Москвы и Нью-Дели и выражается надежда на дальнейшее сотрудничество над уже заключёнными соглашениями и программами [3].

В целом, несмотря на активную внешнеполитическую риторику Министерства Иностранных Дел и Правительства РФ в индийском направлении, можно отметить на уровне официальных документов несколько формальный подход, характеризующийся отсутствием чёткой конкретизации реализуемых совместных российско-индийских программ и проектов, а также игнорируются политическая, культурная сферы. Кроме того, в российских концепциях внешней политики отсутствует прописанный инструментарий реализации двусторонних отношений даже на уровне торгово-экономического партнёрства.  

Теперь обратимся к анализу документов, которые непосредственно затрагивают отношение США к Индии. К таковым, в первую очередь, можно отнести Стратегию Национальной Безопасности США (2010 г.), которая была издана во время исполнения президентских обязанностей Барак Обамой.  В отличии от российских документов, здесь довольно много говорится об Индии и о том, как Штаты заинтересованы в развитии отношений между странами.

В данной стратегии заявляется, что США нацелены на сотрудничество с близкими друзьями, к которым они относят Европу, некоторые страны в Азии, Америки и Ближнего Востока, а также будут строить более глубокие отношения с другими значимыми центрами силы в современном мире, и вот ко второй группе они уже относят Индию, Китай и Россию. Это даёт понять, что хоть США и не причисляют Индию к числу своих друзей, но всё равно считаются с её потенциалом и признают тот факт, что это один из влиятельнейших мировых центров силы в современном мире.

Любопытно, что американское руководство в СНБ-2010 отмечает собственно интересы Индии и Китая, определяя, что в силу их демографического потенциала они являются заинтересованными во всестороннем глобальном развитии и сотрудничестве. Также подчёркивается значимость отношений в энергетической сфере, и факт того, что США и дальше будут развивать отношения с новыми центрами влияния современности, а именно с Индией, Китаем и Россией, исключительно на основе взаимных интересов и проявлении уважения [4].

Кроме того, в СНБ-2010 указывается на то, что правительство США берёт курс на развитие и укрепление стратегического партнёрства, построенного на доверии и общих целях, которые преследуют правительства стран. Вашингтон и Нью-Дели – демократические страны, которые борются за распространение демократии во всём мире и привнесении гражданских свобод, которые должны сделать жизнь во всём мире лучше. Отталкиваясь от этих идей, США стремятся к всесторонним крепким международным контактам с Индией и считают эту страну лучшим примером для других развивающихся стран, которые стремятся к развитию собственного потенциала в экономической, военно-технической и социальных областях. 

Помимо этого, документ акцентирует внимание на решающей роли Индии в борьбе с терроризмом. Примечательным является и тот момент, что правительство Республики Индия считает своей первоочерёдной целью искоренение бедности, неграмотности и детской смертности, и, стоит отметить, что большие успехи в данной сфере уже были достигнуты. Данное направление развития государства является показательным и заслуживает одобрения всего мирового сообщества. «США ценят сотрудничество с Индией, готовы и дальше продолжать взаимодействовать в Большой Двадцатке, и укреплять стабильность в Южной Азии» [4].

Последней из действующих на сегодняшний день Стратегий Национальной Безопасности США, можно назвать СНБ-2017, которая была принята при президенте Дональде Трампе. Стоит отметить, что в данном документе также отводится достаточно большая роль для Индии. В сравнении со стратегией, которая была принята при президенте Бараке Обаме, можно заметить, что Индия перешла из разряда стран друзей, в страну оборонного партнёрства.

Было отмечено, что Вашингтон всячески приветствует и поощряет бурное всестороннее развитие Индии, рост её военной мощи и экономического потенциала, а также возрастание геополитического значения последней. Подчёркивается, что Индия представляет из себя наиболее динамичную часть современного мира, а США всегда отстаивали идею независимости и свободы Индо-Тихоокеанского региона. Также говорится, что США намерены развивать четырёхстороннее сотрудничество с Австралией, Индией и Японией [5].

Отдельно отмечается, что США и дальше будут развивать сотрудничество в области безопасности и обороны со своим основным оборонным партнёром Индией. Штаты всегда готовы поддержать главенствующую роль Нью-Дели в регионе и его стремление к обеспечению безопасности. Между странами и дальше будет крепнуть экономическое и торговое сотрудничество [5].

Как итог, хотелось бы отметить, что, изучая Стратегии США, можно заметить и проследить тот факт, что Индия важна для внешнеполитических интересов Вашингтона, что на неё возлагаются большие надежды и ей готовы оказывать всестороннюю помощь.

Исходя из выше сказанного, следует сделать вывод, что в стратегических документах США индийскому вектору отводится более важное и приоритетное место в системе американских приоритетов. Более чётко обозначены направления сотрудничества и, кстати, они не ограничиваются, как в случае с Российской Федерацией, только одним торгово-экономическим сотрудничеством.  Исходя же из российских концепций внешней политики, Индия пусть и важна, но занимает менее заметное место. По сути, в российских документах делается отсылка к устойчивости исторически сложившихся двусторонних отношений и отмечается тот факт, что Россия не намерена терять Индию, как своего стратегического партнёра, который возможно предпочтёт более лучшие условия, которые ему способна предложить американская сторона.

 

Список литературы:
1. Концепция внешней политики Российской Федерации 12 февраля 2013 года // ГАРАНТ.РУ: информационно-правовой портал [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70218094/
2. Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В.Путиным 30 ноября 2016 г.) 1.12.2016 // Документы официального сайта МИД РФ [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.mid.ru/ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/2542248
3. Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В.Путиным 30 ноября 2016 г.) 1.12.2016 // Документы официального сайта МИД РФ [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.mid.ru/ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/2542248
4. National Security Strategy of the United States of America (2010) 05.2010 // Официальные документы архива Белого Дома [Электронный ресурс] – Режим доступа:https://web.archive.org/web/20150927091224/https://www.whitehouse.gov/sites/default/files/rss_viewer/national_security_strategy.pdf
5. National Security Strategy of the United States of America (2017) 12.2017 // Официальные документы архива Белого Дома [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2017/12/NSS-Final-12-18-2017-0905.pdf