Сравнительный анализ стратегий США и РФ в отношении Индии (2012-2018 г.): основные приоритеты и направления
Секция: Политология
XXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Сравнительный анализ стратегий США и РФ в отношении Индии (2012-2018 г.): основные приоритеты и направления
На сегодняшний день отношения Москвы и Вашингтона имеют сложный характер, периодически принимая формы «жёсткой» конфронтации. Последняя, ярко выражается в геополитической конкуренции государств за региональное лидерство. Индия, как одно из ведущих государств АТР, представляет для обоих стран большой интерес. В этом контексте, на наш взгляд, весьма актуально проследить интересы и приоритеты РФ и США в отношении Индии в документах стратегического планирования. Именно в них, на уровне теоретического обоснования определяется место Нью-Дели в системе внешнеполитических и экономических интересов двух держав, а также отражаются основные амбиции и планы в отношении региона в целом. Кроме того, результатом проведения сравнительного анализа подобных документов можно выявить пересекающиеся и не пересекающиеся интересы России и Штатов на индийском направлении, а также отследить динамику развития отношений по линии Нью-Дели – Москва, Нью-Дели – Вашингтон.
Для начала обратимся к анализу данного вида документов, изданных в Российской Федерации в изучаемый нами период (2012-2018). Известно, что с момента прихода к власти В.В. Путина в России дважды обновлялись концепции внешней политики.
В первой обновлённой концепции внешней политики Российской Федерации изданной в феврале 2013 года можно отметить яркую особенность. Она связана с тем, что интересы и приоритеты России в отношении Индии «укладываются» в несколько абзацев, которые расположены практически в конце документа, что тоже является своего рода показателем приоритетности страны во внешнеполитическом курсе Москвы.
Итак, в выше обозначенном документе руководство страны подчёркивает в качестве приоритета для России укрепление собственной позиции в Азиатско-Тихоокеанском регионе, где Москва поддерживала и планирует поддерживать в дальнейшем интеграционные процессы внутри АТР с целью использования их возможностей для развития своей страны. Далее в документе отмечается, что РФ намерена углублять и развивать привилегированное стратегическое партнёрство с Индией, готова совместно решать проблемы мирового уровня и налаживать связи во всех областях, но прежде всего в торговле [1]. К сожалению, в выше обозначенном документе отсутствует какая-либо отсылка на приоритет развития политического, культурного и иного диалога в российско-индийских отношениях. В целом, очевидно, что интересы Москвы сосредоточены исключительно на торговых и экономических отношениях.
Далее рассмотрим Концепцию внешней политики Российской Федерации, которая была утверждена 30 ноября 2016 года. Исходя из текста данного документа, можно отметить, что индийскому вопросу в нём уделено немногим больше внимания, чем в предыдущей концепции. Новый документ, по большей части, повторяет основные идеи концепции 2013 года, однако в этот раз были расставлены акценты на том, что между странами действует коллективное лидерство, между нами существует историческая дружба, а страны связывает единое видение политической ситуации в мире и глубокое взаимное доверие [2].
В качестве приоритетных направлений для России была выделена дальнейшая работа двух стран в формате БРИКС с целью решения международных проблем. Также констатируется приоритетность развития торгово-экономического партнёрства Москвы и Нью-Дели и выражается надежда на дальнейшее сотрудничество над уже заключёнными соглашениями и программами [3].
В целом, несмотря на активную внешнеполитическую риторику Министерства Иностранных Дел и Правительства РФ в индийском направлении, можно отметить на уровне официальных документов несколько формальный подход, характеризующийся отсутствием чёткой конкретизации реализуемых совместных российско-индийских программ и проектов, а также игнорируются политическая, культурная сферы. Кроме того, в российских концепциях внешней политики отсутствует прописанный инструментарий реализации двусторонних отношений даже на уровне торгово-экономического партнёрства.
Теперь обратимся к анализу документов, которые непосредственно затрагивают отношение США к Индии. К таковым, в первую очередь, можно отнести Стратегию Национальной Безопасности США (2010 г.), которая была издана во время исполнения президентских обязанностей Барак Обамой. В отличии от российских документов, здесь довольно много говорится об Индии и о том, как Штаты заинтересованы в развитии отношений между странами.
В данной стратегии заявляется, что США нацелены на сотрудничество с близкими друзьями, к которым они относят Европу, некоторые страны в Азии, Америки и Ближнего Востока, а также будут строить более глубокие отношения с другими значимыми центрами силы в современном мире, и вот ко второй группе они уже относят Индию, Китай и Россию. Это даёт понять, что хоть США и не причисляют Индию к числу своих друзей, но всё равно считаются с её потенциалом и признают тот факт, что это один из влиятельнейших мировых центров силы в современном мире.
Любопытно, что американское руководство в СНБ-2010 отмечает собственно интересы Индии и Китая, определяя, что в силу их демографического потенциала они являются заинтересованными во всестороннем глобальном развитии и сотрудничестве. Также подчёркивается значимость отношений в энергетической сфере, и факт того, что США и дальше будут развивать отношения с новыми центрами влияния современности, а именно с Индией, Китаем и Россией, исключительно на основе взаимных интересов и проявлении уважения [4].
Кроме того, в СНБ-2010 указывается на то, что правительство США берёт курс на развитие и укрепление стратегического партнёрства, построенного на доверии и общих целях, которые преследуют правительства стран. Вашингтон и Нью-Дели – демократические страны, которые борются за распространение демократии во всём мире и привнесении гражданских свобод, которые должны сделать жизнь во всём мире лучше. Отталкиваясь от этих идей, США стремятся к всесторонним крепким международным контактам с Индией и считают эту страну лучшим примером для других развивающихся стран, которые стремятся к развитию собственного потенциала в экономической, военно-технической и социальных областях.
Помимо этого, документ акцентирует внимание на решающей роли Индии в борьбе с терроризмом. Примечательным является и тот момент, что правительство Республики Индия считает своей первоочерёдной целью искоренение бедности, неграмотности и детской смертности, и, стоит отметить, что большие успехи в данной сфере уже были достигнуты. Данное направление развития государства является показательным и заслуживает одобрения всего мирового сообщества. «США ценят сотрудничество с Индией, готовы и дальше продолжать взаимодействовать в Большой Двадцатке, и укреплять стабильность в Южной Азии» [4].
Последней из действующих на сегодняшний день Стратегий Национальной Безопасности США, можно назвать СНБ-2017, которая была принята при президенте Дональде Трампе. Стоит отметить, что в данном документе также отводится достаточно большая роль для Индии. В сравнении со стратегией, которая была принята при президенте Бараке Обаме, можно заметить, что Индия перешла из разряда стран друзей, в страну оборонного партнёрства.
Было отмечено, что Вашингтон всячески приветствует и поощряет бурное всестороннее развитие Индии, рост её военной мощи и экономического потенциала, а также возрастание геополитического значения последней. Подчёркивается, что Индия представляет из себя наиболее динамичную часть современного мира, а США всегда отстаивали идею независимости и свободы Индо-Тихоокеанского региона. Также говорится, что США намерены развивать четырёхстороннее сотрудничество с Австралией, Индией и Японией [5].
Отдельно отмечается, что США и дальше будут развивать сотрудничество в области безопасности и обороны со своим основным оборонным партнёром Индией. Штаты всегда готовы поддержать главенствующую роль Нью-Дели в регионе и его стремление к обеспечению безопасности. Между странами и дальше будет крепнуть экономическое и торговое сотрудничество [5].
Как итог, хотелось бы отметить, что, изучая Стратегии США, можно заметить и проследить тот факт, что Индия важна для внешнеполитических интересов Вашингтона, что на неё возлагаются большие надежды и ей готовы оказывать всестороннюю помощь.
Исходя из выше сказанного, следует сделать вывод, что в стратегических документах США индийскому вектору отводится более важное и приоритетное место в системе американских приоритетов. Более чётко обозначены направления сотрудничества и, кстати, они не ограничиваются, как в случае с Российской Федерацией, только одним торгово-экономическим сотрудничеством. Исходя же из российских концепций внешней политики, Индия пусть и важна, но занимает менее заметное место. По сути, в российских документах делается отсылка к устойчивости исторически сложившихся двусторонних отношений и отмечается тот факт, что Россия не намерена терять Индию, как своего стратегического партнёра, который возможно предпочтёт более лучшие условия, которые ему способна предложить американская сторона.