Кластеризация как действенный геоэкономический рычаг подъема экспортного потенциала Российской Федерации
Секция: Политология
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XLI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Кластеризация как действенный геоэкономический рычаг подъема экспортного потенциала Российской Федерации
В Концепции стратегии развития регионов России сказано, что стимулирование возникновения экономических кластеров должно относиться к числу приоритетов государственной политики развития регионов. Помимо этого, территориальные производственные кластеры должны стать формой интеграции и поддержки малого и среднего бизнеса. Обоснованность этого возникает из самой сущности кластера, который представляет собой подразделения производства, связанные между собой и сконцентрированные в одном месте. Продуктивная региональная политика, нацеленная на развитие кластеров, способна превратить группу компаний в ядро промышленного развития. По мнению Э. Тоффлера, кластеризация стала новой волной развития капитализма. За последние сорок – пятьдесят лет конкурентоспособность кластеров была апробирована в мировой практике.
Примерами действенности кластеров может служить опыт различных индустриально развитых стран. В некоторых странах Европы созданы ключевые промышленные кластеры, благодаря чему, устойчивое и безопасное развитие получили такие регионы как Мюнхен и Дрезден в ФРГ, Монпелье во Франции. Во всех этих регионах была создана сеть независимых фирм, образовавшая замкнутую технологическую цепочку, и способствующая мультипликативному эффекту в отношении увеличения рабочих мест и обмена технологиями [2, с. 55]. Хорошо известным примером В США является «Силиконовая долина», где создают высокотехнологичное оборудование. В этом кластере трудятся свыше 2 млн. человек. Всего в США насчитывается более 350 кластеров, в которых задействованы около половины всего трудоспособного населения. Результативность кластерной политики в США, связана, прежде всего, с наличием комиссии по поддержке создания кластеров. Комиссия распределяет доли участников кластеров, помогает преодолевать различные бюрократические и финансовые трудности. Создание кластера происходит за счёт бюджетных средств штата, на территории которого функционирует кластер. Характерной особенностью для американских кластеров является их участие в глобальной конкуренции, и ориентация выпускаемой продукции на экспорт. В соединенных штатах проводятся различные исследования кластерных комплексов для определения целесообразной структуры создаваемого кластера. В процессе которых было выделено 23 производственных кластерных группы, включающие порядка ста тысяч предприятий. Добавленная стоимость некоторых из них превышала трехсот миллиардов долларов. Большая часть участников кластера расположена в одном штате и максимально использует его ресурсный потенциал. При развитии кластеров происходит объединение существующих систем с новыми программами, стратегиями, привлекаются высококвалифицированные специалисты и инвестиции [1, с. 133].
Как показывают исследования, кластеризация выступает не только как механизм достижения целей промышленной политики, но и является мощным рычагом для стимулирования развития региональных хозяйствующих систем, которое проявляется в улучшении торгового баланса региона, снижения безработицы, повышения зарплаты и доходов бюджета, повышении стабильности и конкурентоспособности региональной промышленности, а также появлении новых точек роста. Политика, направленная на создание и развитие кластеров должна осуществляться на всех трех уровнях государственной политики: федеральном, региональном и муниципальном; причем политика на начальных уровнях зачастую оказывает наиболее сильное влияние на развитие кластера.
Основными направлениями государственной региональной кластерной политики являются:
· выявление и мониторинг развития экономических кластеров на уровне муниципалитетов;
· создание коммуникационных площадок для участников кластеров, содействование обмену опытом между субъектами по разработке кластерной политики;
· способствование консолидации участников кластера, проведение совместных исследований и рекламных мероприятий;
· развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры в регионах [3, с. 24].
Следует отметить, что все указанные направления вызывают острую необходимость в разработке Единой кластерной политики.
Для успешного развития кластерного подхода, необходимо выявить основные направления реализации этого решения:
1. определить долевое финансирование аналитических исследований структуры кластера, обозначить цели и направления развития кластера;
2. создать в кластерах центы по обмену знаниями, привлечь заинтересованных организаций к совместным действиям в рамках кластера;
3. реализовать программы по содействию выхода предприятий кластера на внешние рынки, проводить совместные маркетинговые исследования;
4. повысить эффективность программ профессиональной подготовки кадров;
5. содействовать коммерциализации результатов исследовательской деятельности.
Немаловажное значение в формировании и развитии экономики региональных систем на основе кластерной модели и усилению экспортного потенциала имеет государственная региональная инновационная политика.
При формировании экспортного потенциала на современном этапе, особая роль отводится государственным органам различного уровня, и их роли в поддержке инновационных процессов. Здесь возможно использование двух подходов:
1. Субсидирование издержек производителей как поддержка, нацеленная на развитие экспортной деятельности региональных компаний.
2. Поддержка производителей путём создания барьеров для их конкурентов либо содействия им в конкурентной борьбе.
Положительными сторонами у первого подхода к поддержке, который имеет наиболее широкое распространение в российской промышленности, является отсутствие прямых расходов государственного бюджета. К тому же, первый подход создает возможности для рентоориентированного поведения. Но в то же время, в долгосрочной перспективе первый способ поддержки является малопродуктивным, поскольку дестимулирует инновации и в конечном итоге приводит к ухудшению и качественных, и количественных параметров национального производства. Преимуществами второго способа поддержки является придача поддерживаемым компаниям долгосрочной устойчивости. При этом подходе происходит стимулирование спроса в противоположность снижению затрат. Эффективная политика в отношении кластеров делает акцент на мерах поддержки именно этим способом. Стоит отметить, что ориентированная на развитие кластеров экономическая политика не приводит к созданию препятствий для деятельности конкурентов, поскольку целевые рынки кластеров обычно выходят далеко за пределы территории и даже страны.
Кластеры могут создаваться в регионах, где наблюдается высокая локальная сконцентрированность взаимосвязанных отраслей. Либо можно создавать в крупных экономических субъектах особые зоны, в которых иностранные инвесторы получат особые льготы, при условии, что они будут развивать специфические промышленные кластеры. Прямые иностранные инвестиции могут способствовать созданию в стране здоровой конкуренции между отечественными и иностранными компаниями, что в итоге приведет к промышленной модернизации благодаря появлению новых идей, разнообразию стратегий и поддержки НИОКР [5, с. 37].
Формирование механизмов по созданию и управлению геоэкономическими кластерами связано со спецификой того или иного кластера. Но вне зависимости от этого, все они обладают основными чертами. Ключевой признак геоэкономического кластера – это разнообразная функциональная структура, в которую входит крупный и малый бизнес, финансовые учреждения, органы государственного и местного самоуправления, институты гражданского общества, что в итоге и обеспечит появление конкурентных преимуществ у региона. Также одним из признаков геоэкономического кластера принято считать формирование энергетических инфраструктур международного значения, имеющих принципиальное значение. Еще один немаловажный признак – наличие мощной транспортной инфраструктуры. И наконец, участники кластера зачастую находятся в географической близости друг к другу.
Как правило, кластер включает в себя компании малого и среднего размера, каждая из которых не получает особой выгоды от конкуренции с другой входящей в кластер компанией. Но вместе они выигрывают от близкого расположения, использования высококвалифицированных кадров, и общим пользованием инфраструктурой. Для организации успешного развития кластеров, ему необходимо ориентировать свое производство на внешние рынки, что приведет к интеграции территории в более широкое экономическое пространство. Отправной точкой для создания кластеров выступает возможность совместного использования различными компаниями одного или нескольких объединяющих факторов, относящихся к одному направлению производства. Для достижения эффективности кластером, нужно привлекать различных участников., что позволит сформировать и надолго сохранить постоянное обновление связей между небольшими компаниями и крупными поставщиками ресурсов. Достаточное количество участников будет служить амортизационной подушкой, и придаст кластеру устойчивость к внешним экстерналиям. Мало число участников может наоборот привести кластер к утрате специфических ресурсов и навыков [4, с. 70].
Конкурентное преимущество кластерной модели, состоит в том, что в кластерах создаётся так называемая «добавленная стоимость», или новая стоимость за счёт синергетического эффекта, то есть аккумулирования и взаимоусиления того ресурса, который уже есть, без привлечения дополнительных. В нынешней экономической ситуации основной преимуществ и повышения эффективности являются нововведения в различных формах, в рамках отраслевой специфики (новый продукт, новый метод, новое качество услуги). Новизна выступает бесспорным атрибутом экономического лидерства и доказательством роста и движения вперёд. Именно эту новизну и предоставляет кластерная модель, потому как её невозможно создать одной или двум компаниям, ведь для этого нужно иметь обширную информацию, умения, знания, обладать приверженностью цели, техникой поиска, умением работать в команде, поддержкой правительственных органов и многим другим.
Важно обратить внимание, что снижение издержек производителей является один из основополагающих элементов поддержки импортозамещающих кластеров. Но при использовании кластерного подхода оно проводится не за счёт правительственных дотаций и льгот, а за счёт организации эффективной работы с поставщиками и внедрения современных методов организации производства [6, с. 147].
Подводя итог, можно сказать, что перед исполнительными органами власти субъектов, в настоящее время, основной проблемой является повышение конкурентоспособности кластерных образований, путем обеспечения их услугами инфраструктурно-материального характера, т.е. коммуникаций, зданий, и услуг нематериального характера (знаний, информации, взаимодействия с финансовыми институтами, продвижение товаров).
Следует ожидать, что в скором времени основную роль в обеспечении устойчивой конкурентоспособности для большинства кластеров будет играть фактор качества корпоративной стратегии. В частности, ключевым пунктом стратегического развития таких кластеров, как: информационный, лесной, энергетический и машиностроительный будут выступать увеличение разнообразия проводимых операций, ориентация на потребителей ключевых региональных рынков, повышения сервисной составляющей продукции, упрочение и сохранение лидерства в новых технологиях. Важным моментом глобальной стратегии, на который непременно станут ориентироваться компании целлюлозного, пищевого и энергетических кластеров, останется экологичность производимой продукции и используемых технологий.