Статья:

Кластеризация как действенный геоэкономический рычаг подъема экспортного потенциала Российской Федерации

Конференция: XLI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Политология

Выходные данные
Еремина Т.В. Кластеризация как действенный геоэкономический рычаг подъема экспортного потенциала Российской Федерации // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XLI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(41). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/1(41).pdf (дата обращения: 24.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 52 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Кластеризация как действенный геоэкономический рычаг подъема экспортного потенциала Российской Федерации

Еремина Тамара Валерьевна
студент, Социально-экономический институт им. Плеханова, РФ, г. Саратов
Чумаченко Наталья Эдуардовна
научный руководитель, к.э.н., доцент, доцент кафедры институциональной экономики и экономической безопасности, Социально-экономический институт им. Плеханова, РФ, г. Саратов

 

В Концепции стратегии развития регионов России сказано, что стимулирование возникновения экономических кластеров должно относиться к числу приоритетов государственной политики развития регионов. Помимо этого, территориальные производственные кластеры должны стать формой интеграции и поддержки малого и среднего бизнеса. Обоснованность этого возникает из самой сущности кластера, который представляет собой подразделения производства, связанные между собой и сконцентрированные в одном месте. Продуктивная региональная политика, нацеленная на развитие кластеров, способна превратить группу компаний в ядро промышленного развития. По мнению Э. Тоффлера, кластеризация стала новой волной развития капитализма. За последние сорок – пятьдесят лет конкурентоспособность кластеров была апробирована в мировой практике.

Примерами действенности кластеров может служить опыт различных индустриально развитых стран. В некоторых странах Европы созданы ключевые промышленные кластеры, благодаря чему, устойчивое и безопасное развитие получили такие регионы как Мюнхен и Дрезден в ФРГ, Монпелье во Франции. Во всех этих регионах была создана сеть независимых фирм, образовавшая замкнутую технологическую цепочку, и способствующая мультипликативному эффекту в отношении увеличения рабочих мест и обмена технологиями [2, с. 55]. Хорошо известным примером В США является «Силиконовая долина», где создают высокотехнологичное оборудование. В этом кластере трудятся свыше 2 млн. человек. Всего в США насчитывается более 350 кластеров, в которых задействованы около половины всего трудоспособного населения. Результативность кластерной политики в США, связана, прежде всего, с наличием комиссии по поддержке создания кластеров. Комиссия распределяет доли участников кластеров, помогает преодолевать различные бюрократические и финансовые трудности. Создание кластера происходит за счёт бюджетных средств штата, на территории которого функционирует кластер. Характерной особенностью для американских кластеров является их участие в глобальной конкуренции, и ориентация выпускаемой продукции на экспорт. В соединенных штатах проводятся различные исследования кластерных комплексов для определения целесообразной структуры создаваемого кластера. В процессе которых было выделено 23 производственных кластерных группы, включающие порядка ста тысяч предприятий. Добавленная стоимость некоторых из них превышала трехсот миллиардов долларов. Большая часть участников кластера расположена в одном штате и максимально использует его ресурсный потенциал. При развитии кластеров происходит объединение существующих систем с новыми программами, стратегиями, привлекаются высококвалифицированные специалисты и инвестиции [1, с. 133].

Как показывают исследования, кластеризация выступает не только как механизм достижения целей промышленной политики, но и является мощным рычагом для стимулирования развития региональных хозяйствующих систем, которое проявляется в улучшении торгового баланса региона, снижения безработицы, повышения зарплаты и доходов бюджета, повышении стабильности и конкурентоспособности региональной промышленности, а также появлении новых точек роста. Политика, направленная на создание и развитие кластеров должна осуществляться на всех трех уровнях государственной политики: федеральном, региональном и муниципальном; причем политика на начальных уровнях зачастую оказывает наиболее сильное влияние на развитие кластера.

Основными направлениями государственной региональной кластерной политики являются:

·     выявление и мониторинг развития экономических кластеров на уровне муниципалитетов;

·     создание коммуникационных площадок для участников кластеров, содействование обмену опытом между субъектами по разработке кластерной политики;

·     способствование консолидации участников кластера, проведение совместных исследований и рекламных мероприятий;

·     развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры в регионах [3, с. 24].

Следует отметить, что все указанные направления вызывают острую необходимость в разработке Единой кластерной политики.

Для успешного развития кластерного подхода, необходимо выявить основные направления реализации этого решения:

1.  определить долевое финансирование аналитических исследований структуры кластера, обозначить цели и направления развития кластера;

2.  создать в кластерах центы по обмену знаниями, привлечь заинтересованных организаций к совместным действиям в рамках кластера;

3.  реализовать программы по содействию выхода предприятий кластера на внешние рынки, проводить совместные маркетинговые исследования;

4.  повысить эффективность программ профессиональной подготовки кадров;

5.  содействовать коммерциализации результатов исследовательской деятельности.

Немаловажное значение в формировании и развитии экономики региональных систем на основе кластерной модели и усилению экспортного потенциала имеет государственная региональная инновационная политика.

При формировании экспортного потенциала на современном этапе, особая роль отводится государственным органам различного уровня, и их роли в поддержке инновационных процессов. Здесь возможно использование двух подходов:

1.  Субсидирование издержек производителей как поддержка, нацеленная на развитие экспортной деятельности региональных компаний.

2.  Поддержка производителей путём создания барьеров для их конкурентов либо содействия им в конкурентной борьбе.

Положительными сторонами у первого подхода к поддержке, который имеет наиболее широкое распространение в российской промышленности, является отсутствие прямых расходов государственного бюджета. К тому же, первый подход создает возможности для рентоориентированного поведения. Но в то же время, в долгосрочной перспективе первый способ поддержки является малопродуктивным, поскольку дестимулирует инновации и в конечном итоге приводит к ухудшению и качественных, и количественных параметров национального производства. Преимуществами второго способа поддержки является придача поддерживаемым компаниям долгосрочной устойчивости. При этом подходе происходит стимулирование спроса в противоположность снижению затрат. Эффективная политика в отношении кластеров делает акцент на мерах поддержки именно этим способом. Стоит отметить, что ориентированная на развитие кластеров экономическая политика не приводит к созданию препятствий для деятельности конкурентов, поскольку целевые рынки кластеров обычно выходят далеко за пределы территории и даже страны.

Кластеры могут создаваться в регионах, где наблюдается высокая локальная сконцентрированность взаимосвязанных отраслей. Либо можно создавать в крупных экономических субъектах особые зоны, в которых иностранные инвесторы получат особые льготы, при условии, что они будут развивать специфические промышленные кластеры. Прямые иностранные инвестиции могут способствовать созданию в стране здоровой конкуренции между отечественными и иностранными компаниями, что в итоге приведет к промышленной модернизации благодаря появлению новых идей, разнообразию стратегий и поддержки НИОКР [5, с. 37].

Формирование механизмов по созданию и управлению геоэкономическими кластерами связано со спецификой того или иного кластера. Но вне зависимости от этого, все они обладают основными чертами. Ключевой признак геоэкономического кластера – это разнообразная функциональная структура, в которую входит крупный и малый бизнес, финансовые учреждения, органы государственного и местного самоуправления, институты гражданского общества, что в итоге и обеспечит появление конкурентных преимуществ у региона. Также одним из признаков геоэкономического кластера принято считать формирование энергетических инфраструктур международного значения, имеющих принципиальное значение. Еще один немаловажный признак – наличие мощной транспортной инфраструктуры. И наконец, участники кластера зачастую находятся в географической близости друг к другу.

Как правило, кластер включает в себя компании малого и среднего размера, каждая из которых не получает особой выгоды от конкуренции с другой входящей в кластер компанией. Но вместе они выигрывают от близкого расположения, использования высококвалифицированных кадров, и общим пользованием инфраструктурой. Для организации успешного развития кластеров, ему необходимо ориентировать свое производство на внешние рынки, что приведет к интеграции территории в более широкое экономическое пространство. Отправной точкой для создания кластеров выступает возможность совместного использования различными компаниями одного или нескольких объединяющих факторов, относящихся к одному направлению производства. Для достижения эффективности кластером, нужно привлекать различных участников., что позволит сформировать и надолго сохранить постоянное обновление связей между небольшими компаниями и крупными поставщиками ресурсов. Достаточное количество участников будет служить амортизационной подушкой, и придаст кластеру устойчивость к внешним экстерналиям. Мало число участников может наоборот привести кластер к утрате специфических ресурсов и навыков [4, с. 70].

Конкурентное преимущество кластерной модели, состоит в том, что в кластерах создаётся так называемая «добавленная стоимость», или новая стоимость за счёт синергетического эффекта, то есть аккумулирования и взаимоусиления того ресурса, который уже есть, без привлечения дополнительных. В нынешней экономической ситуации основной преимуществ и повышения эффективности являются нововведения в различных формах, в рамках отраслевой специфики (новый продукт, новый метод, новое качество услуги). Новизна выступает бесспорным атрибутом экономического лидерства и доказательством роста и движения вперёд. Именно эту новизну и предоставляет кластерная модель, потому как её невозможно создать одной или двум компаниям, ведь для этого нужно иметь обширную информацию, умения, знания, обладать приверженностью цели, техникой поиска, умением работать в команде, поддержкой правительственных органов и многим другим.

Важно обратить внимание, что снижение издержек производителей является один из основополагающих элементов поддержки импортозамещающих кластеров. Но при использовании кластерного подхода оно проводится не за счёт правительственных дотаций и льгот, а за счёт организации эффективной работы с поставщиками и внедрения современных методов организации производства [6, с. 147].

Подводя итог, можно сказать, что перед исполнительными органами власти субъектов, в настоящее время, основной проблемой является повышение конкурентоспособности кластерных образований, путем обеспечения их услугами инфраструктурно-материального характера, т.е. коммуникаций, зданий, и услуг нематериального характера (знаний, информации, взаимодействия с финансовыми институтами, продвижение товаров).

Следует ожидать, что в скором времени основную роль в обеспечении устойчивой конкурентоспособности для большинства кластеров будет играть фактор качества корпоративной стратегии. В частности, ключевым пунктом стратегического развития таких кластеров, как: информационный, лесной, энергетический и машиностроительный будут выступать увеличение разнообразия проводимых операций, ориентация на потребителей ключевых региональных рынков, повышения сервисной составляющей продукции, упрочение и сохранение лидерства в новых технологиях. Важным моментом глобальной стратегии, на который непременно станут ориентироваться компании целлюлозного, пищевого и энергетических кластеров, останется экологичность производимой продукции и используемых технологий.

 

Список литературы:
1. Агарков А.П. Проектирование и формирование инновационных промышленных кластеров: монография / Агарков А.П., Голов Р.С. – М.: Дашков и К, 2016. – 288 с.
2. Батталова А.А. Батталов А.М. Основные преимущества страновых моделей, необходимые для формирования промышленных кластеров // Науковедение. – 2014. – №1. С. 54–57.
3. Ионис А.С. Кластеры. Исследования и разработки // Московский кластер бизнес-инициатив. – 2015. – №1. С. 23–28.
4. Комов И.В. «Кластер» как сложная организационно-экономическая система: подходы к дефиниции понятия // Известия ТулГУ. Науки о Земле. – 2016. – № 1. С. 68–74.
5. Чернобродова Л.А. Развитие предпринимательства на основе региональных промышленных кластеров // Вестник УМО. – 2011. – №6. С. 35–39.
6. Яковлева-Чернышева А.Ю. Кластерный подход к управлению развитием предпринимательских структур в рекреационной системе: монография / Яковлева-Чернышева А.Ю. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 208 с.