ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
Конференция: CXCV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Политология
CXCV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
Современные концепции национальной безопасности возникли в 17 веке во время Тридцатилетней войны в Европе и Гражданской войны в Англии. В 1648 году Вестфальский мир утвердил идею о том, что национальное государство имеет суверенный контроль не только над внутренними делами, такими как религия, но и над внешней безопасностью [4].
Идея национального государства сегодня является обычным явлением, однако было бы неправильно предполагать, что это единственный способ взглянуть на международную безопасность. Международная система до Вестфалии была основана на предположении о существовании универсального принципа, регулирующего дела государств, возглавляемых императорами, папами, королями и принцами. Это был принцип Священной Римской империи. Новая идея национального государства предполагала иной подход. Мира и стабильности можно было бы достичь, если бы люди не убивали друг друга из-за какого-то универсального принципа – в данном случае религии. Было бы гораздо лучше иметь международную систему, основанную на равновесии национальных государств, приверженных ограниченным целям национального суверенитета и самообороны. Эта идея была оспорена философом Иммануилом Кантом, который воскресил идею универсального принципа не в старом религиозном контексте, а в светском, вдохновленном эпохой Просвещения. В своем эссе 1795 года «Вечный мир: философский Набросок», он изложил свою идею о том, что система национальных государств должна быть заменена новым просвещенным мировым порядком. Национальные государства должны подчинять свои национальные интересы общему благу и руководствоваться международным правом [5].
Так родился светский взгляд на национальные институты, управляющие международными делами, который сегодня отражен в глобальном мировоззрении либерального интернационализма и наиболее ярко проявляется в Организации Объединенных Наций.
Важно сохранить эти две школы при рассмотрении различных определений национальной безопасности. Они присутствуют в текущих дебатах о национальном суверенитете, международном праве и роли международных институтов в мировых делах.
Прежде чем анализировать различные определения национальной безопасности, важно понять некоторые концепции, которые включает в себя этот термин.
Первое – это концепция власти. Лучше всего это можно определить как обладание нацией контролем над своим суверенитетом и судьбой. Это подразумевает некоторую степень контроля над тем, в какой степени внешние силы могут нанести вред стране. Жесткая, или в основном военная, власть связана с контролем, в то время как мягкая сила в основном связана с влиянием – попытками убедить других, используя методы, отличные от военных, что-то сделать.
Инструменты власти существуют по всему спектру – от применения силы, с одной стороны, до дипломатических средств убеждения, с другой. К таким инструментам относятся вооруженные силы; правоохранительные органы и разведывательные службы; а также различные правительственные учреждения, занимающиеся двусторонней и публичной дипломатией, иностранной помощью и международным финансовым контролем. Переменные силы включают военную мощь, экономический потенциал, волю правительства и народа к использованию власти и степень легитимности – либо в глазах народа, либо в глазах других наций или международные организации – влияют на то, как осуществляется власть. Мера власти зависит не только от неопровержимых фактов, но и от восприятия воли и репутации.
Еще один термин, который следует правильно понимать, – это военная мощь. Этот термин относится к военному потенциалу и возможностям вооруженных сил, и это потенциал, который на самом деле может и не использоваться. Это часто понимается как статическая мера мощи страны, но на самом деле военная мощь – это переменная, которая зависит от всевозможных факторов, включая относительную силу противников, степень, в которой она используется эффективно, или используется ли оно вообще [2].
Сила – это использование военного или правоохранительного потенциала для достижения какой-либо цели. Это фактическое использование силы, и его не следует приравнивать ни к силе, ни к могуществу как таковому. Неразумное или безуспешное применение силы может уменьшить чью-либо власть и могущество. Точно так же его эффективное использование может повысить мощность. Сила – это такой же инструмент власти, каким был бы инструмент или какое-либо другое устройство, но в отличие от институциональных инструментов, таких как вооруженные силы, ее использование в действии – это то, что отличает ее от статичного инструмента силы, такие как военный потенциал [2].
Таким образом, силу следует понимать в узком смысле как применяемый инструмент принуждения.
Наконец, есть национальная оборона. Строго говоря, это относится к способности вооруженных сил защищать суверенитет нации и жизни ее народа; миссия национальной безопасности – использование внутренних, а также военных инструментов для защиты нации от террористических и других нападений либо внутри страны или за ее пределами – стало пониматься как элемент национальной обороны [1].
Понимание основных школ о международной безопасности, возникших после окончания Второй мировой войны, также поможет объяснить международный контекст, в котором, как ожидается, будет действовать национальная безопасность. Эти школы включают [3]:
l. Коллективная оборона. Коллективная оборона – это официальное соглашение между национальными государствами о предоставлении некоторой оборонной поддержки другим государствам-членам в случае нападения на них. Это основа классических оборонительных союзов, таких как Тройственная Антанта между Соединенным Королевством, Третьей Французской республикой и Российской империей перед Первой мировой войной, и Организация Североатлантического договора сегодня. Его отличает не только географическая ограниченность, но и сосредоточенность на военных обязательствах.
2. Коллективная безопасность. Коллективная безопасность относится к различным типам соглашений. Строго говоря, коллективную оборону, предполагающую взаимные обязательства государств-членов, можно было бы рассматривать как форму коллективной безопасности, хотя и ограниченную географически военной обороной. Однако чаще коллективная безопасность рассматривается как региональная и глобальная концепция, представленная такими международными институтами, как Лига Наций и Организация Объединенных Наций. Часто такие договоренности подкрепляются концепциями международного права и международной помощи и управления. Их отличительной чертой является их гибридный характер между коллективными действиями на международном уровне и признанием того, что национальные государства в конечном счете несут ответственность за свою собственную безопасность.
3. Глобальная безопасность. Глобальная безопасность – это набор идей, разработанных в основном Организацией Объединенных Наций после окончания Холодной войны, о том, что мировая безопасность – это дело каждого. Она основывается на предпосылке, что ни одна нация не может быть в безопасности, если не будут в безопасности все.
В то время как на словах поддерживается идея национальной обороны, гораздо большее внимание уделяется попыткам устранить конфликт с помощью международного права, помощи, мер укрепления доверия и глобального управления [3].
Таким образом, применение силы должно быть зарезервировано в основном для международного поддержания мира, принуждения к миру и защиты невинных граждан от насилия и должно решаться и организовываться в соответствии с международным правом ООН.