Статья:

МОЖНО ЛИ СЧИТАТЬ «КАЛЛИПОЛИС» ПЛАТОНА КОНСТИТУЦИЕЙ ТОТАЛИТАРИЗМА

Конференция: CCLXXXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Политология

Выходные данные
Черемушкина К.В., Ханнанова П.М. МОЖНО ЛИ СЧИТАТЬ «КАЛЛИПОЛИС» ПЛАТОНА КОНСТИТУЦИЕЙ ТОТАЛИТАРИЗМА // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCLXXXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(287). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/8(287).pdf (дата обращения: 06.03.2025)
Идет голосование
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

МОЖНО ЛИ СЧИТАТЬ «КАЛЛИПОЛИС» ПЛАТОНА КОНСТИТУЦИЕЙ ТОТАЛИТАРИЗМА

Черемушкина Камилла Владимировна
студент, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, РФ, г. Санкт-Петербург
Ханнанова Полина Марсельевна
студент, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, РФ, г. Санкт-Петербург

 

Вопрос о создании идеального государства волновал человечество на протяжении всей его истории. Этот вопрос остается актуальным и сегодня, но размышления о нем начались задолго до всплеска тоталитаризма в 20 веке. Одним из первых мыслителей, высказавших свои мысли об идеальном государстве, был Платон в диалоге «Республика» [1]. Более того, он считается ключевой фигурой в становлении западной философии. В то же время считается, что его идеи интеллектуально вдохновили тоталитарные движения XX века. Так, Карл Поппер в своей работе «Открытое общество и его враги» [2] рассуждает о диалогах Платона и приходит к мысли, что Платон создал модель тоталитарного государства, где все граждане подчиняются единой системе правил и законов, а свобода мысли и действий ограничена. Поппер считал, что такое государство не может быть справедливым и эффективным, поскольку подавляет индивидуальность и творческие способности людей. Тогда и возникает вопрос о том, можно ли утверждать, что «концепция каллиполиса», является моделью тоталитарного государства?

Чтобы разобраться в этом вопросе, важно сначала уточнить, что мы понимаем под термином «тоталитаризм»? Тоталитаризм — это форма правления, которая подразумевает абсолютный контроль над жизнью гражданина. Соответственно, отсутствует понятие свободы личности, то есть, говоря о тоталитарном устройстве государства, мы подразумеваем сильную центральную власть, способную контролировать (или, по крайней мере, пытающуюся контролировать) все сферы жизни граждан, а также устанавливать «правила игры» с помощью насильственных методов. Стоит добавить, что в большинстве своем тоталитарные государства стремятся к социальной статике, и поддерживают это состояние путем максимального ограничения социальных свобод и личной инициативы граждан.  Как же Платон описывал идеальное государство, и какие из его идей могут быть восприняты как черты тоталитаризма?

Одна из черт тоталитаризма прослеживается в платоновской идее равенства: «Его понимание равенства предполагает разную меру в применении этого принципа к разным социальным группам и, как следствие, неоднородность социального пространства» [3]. В идеальном государстве должно быть строгое разделение на касты: философы-правители, воины и сброд - каста налогоплательщиков, в которую входят рабочие (ремесленники, землевладельцы и т. д.). Нет возможности перехода из одной касты в другую, чтобы обеспечить бесперебойную работу механизма, когда каждый человек выполняет работу в силу своих возможностей, которые, кстати, определяются еще в период обучения в школах — это иллюзия выбора и справедливости. Платон разрабатывает теорию о душах, которая оправдывает разделение людей на три класса. Так, он говорит, что души философов несут в себе частицы золота, души воинов - серебра, а души сброда - железа и меди. Получается, что только золотые души обладают властью, как и любой лидер в тоталитарной стране - исключительный лидер для выполнения исключительной цели.

Также важно будет упомянуть тот факт, что у воинов и философов-правителей, по идее Платона, не должно быть частной собственности. Предполагается, что они будут жить в коммунах, финансируемых за счет налогов, собранных с налогооблагаемого населения - черни.

Получается, что, как и в тоталитарном государстве, в платоновском каллиполисе практически все ресурсы сосредоточены в руках государства. Более того, в каллиполисе нет семьи как отдельной единицы, ведь именно институт семьи несет в себе потенциальную необходимость формирования частной собственности.

Все браки будут санкционированы государством, а деторождение будет происходить под строгим государственным надзором, чтобы не допустить скрещивания с «низкими родителями». Так было и в XX веке. В нацистской Германии активно проводились практики расовой гигиены: программа Т-4, преследование гомосексуалистов, Лебенсборн и т. д., целью которых было предотвратить вырождение немецкого народа, как представителя арийской расы, а также истребление «низких рас». Таким образом, получается, что помимо отсутствия частной собственности, Платон поощряет изъятие права на жизнь и на выбор у граждан своего каллиполиса.

Важным аспектом платоновского каллиполиса является отсутствие семьи как института, независимого от государства. Все браки и деторождение регулируются и контролируются властями. Такое вмешательство в личную жизнь не может не напоминать практики тоталитарных режимов XX века, например, нацистской Германии, где существовали программы по контролю за рождаемостью и расовой гигиеной. Стоит ли позволить государству вмешиваться в такие интимные вопросы, как выбор партнёра и воспитание детей?

Также в «Республике» Платон утверждает, что «ложь» во благо» оправданы, если это способствует укреплению государства. Солдатам не следует говорить правду о смерти, так как это может ослабить их боевой дух. Это идеология, в которой пропаганда и манипуляции играют важную роль. Это снова напоминает об идеологиях тоталитарных государств, где информация строго контролируется, а вся правда может быть подана искажённо в интересах власти.

Помимо прочего, Платон пишет о «лжи во благо», когда скрывать от солдат правду о смерти должно быть выгодно, ведь тогда они не будут ее бояться, будут сражаться более отчаянно. Пропаганда мифа о душах выгодна, ведь тогда люди не будут задавать вопросы о разделении на касты. В целом, по мнению Платона, правительство должно следовать одной цели - созданию идеального места для жизни каждого человека. Для достижения этой цели он полностью оправдывает репрессивные методы против поэтов и писателей, а также против любого инакомыслия. Не считается неправильным контролировать и строго цензурировать всю издаваемую литературу. То есть, исходя из идей Платона, государство будет регулировать все идеологические потоки, а это значит, что у граждан не будет свободы слова и свободы творчества. Подобная политика проводилась в нацистской Германии, где критика правящего режима была вне закона, закрывались антинацистские газеты, осуществлялся жесткий информационный и идеологический контроль, просматривались письма солдат, прибывших с фронтов Второй мировой войны.

Аристотель и Гоббс: контекст платоновского каллиполиса

Согласно Аристотелю, Каллиполис нацелен на достижение наивысшего блага для своих граждан. В отличие от тоталитарного государства, где диктатор или правящий класс навязывает свою правду, Каллиполис был создан для того, чтобы культивировать добродетель и мудрость среди своих граждан. Упор Аристотеля в «Политике» [4] на «золотую середину» и практическую мудрость предполагает, что город, управляемый философами-правителями, будет уравновешивать крайности и служить общему благу, а не только интересам правителей.

Однако несостоятельность этого тезиса очевидна при рассмотрении Каллиполиса с точки зрения Томаса Гоббса в «Левиафане» [5]. С этой гоббсианской точки зрения платоновский Каллиполис (с его жесткой сословной структурой и философами-правителями) отражает власть, подобную Левиафану, где правит сильное централизованное правительство, чтобы предотвратить хаос. Хотя такая централизованная власть направлена на общее благо, она обнаруживает тоталитарную природу. Например, она подавляет индивидуальную свободу и инакомыслие, стремясь к определенному видению хорошей жизни. Это противоречие раскрывает сложную природу «Каллиполиса», который, хотя и создан для общественного блага, также демонстрирует черты тоталитарного режима из-за своего потенциала ограничения индивидуальных свобод во имя коллективного идеала.

Идеальный государственный строй Платона: утопия или тоталитаризм?

Концепция «идеального государства» Платона не была реализована и сохранилась лишь на страницах его трудов, однако его работы до сих пор являются предметом многочисленных исследований и дискуссий. В результате проведенного анализа, мы пришли к выводу, что это утверждение может быть верным, но до конца убедиться в его истинности невозможно, так как каллиполис — это концепция, которая не была реализована.

Мы провели аналогии с существующими тоталитарными режимами XX века и на основании чего выделили четыре основные мысли Платона, имеющие сходство с тоталитарной идеологией. Во-первых, целью его государства является достижение некоего идеала. Второе - отсутствие частной собственности и института семьи. Третье, идеальная форма правления для государства - аристократия. Четвертое - ложь во благо, чтобы внушить народу необходимые для государства мысли. Согласно этим четырем утверждениям, мы пришли к выводу, что платоновский Каллиполис может быть тоталитарной конституцией.

 

Список литературы: 
1. Plato, Translated from the Ancient Greek by A.N. Egunov. Introduction by E.N. Trubetskoy. Commentary by V.F. Asmus. Note by A.A. Takho-Godi The State. - Moscow: Academic Project, 2015. - 398 с.
2. Karl Popper, Open Society and its Enemies. - 5th ed. - Moscow: International Foundation ‘CULTURAL INITIATIVA’ SOROS FOUNDATION (USA), 1992. - 448 с.
3. Feodor Eleftherovich Jeyranov, Plato and his doctrine of man and society: totalitarianism or humanism? // Socio-humanitarian knowledge. 2010. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/platon-i-ego-uchenie-o-cheloveke-i-obschestve-totalitarizm-ili-gumanizm (date of address: 20.12.2023).
4. Aristotle, Translation from Ancient Greek by S. Zhebelev Politics. // Aristotle's Works - Moscow: Mysl, 1983. - 376-644 с.
5. Thomas Hobbes Leviathan or Matter, Form and Power of Church and Civil State. - Moscow: Mysl, 2001. - 478 с.