Статья:

К вопросу о государственном регулировании сферой занятости населения (на примере Самарской области)

Конференция: XLVI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Политология

Выходные данные
Горбунова К.Г. К вопросу о государственном регулировании сферой занятости населения (на примере Самарской области) // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XLVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(46). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/6(46).pdf (дата обращения: 13.12.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

К вопросу о государственном регулировании сферой занятости населения (на примере Самарской области)

Горбунова Кристина Германовна
студент, Самарский университет, РФ, г.о. Самара
Ябарова Асия Якубовна
научный руководитель, ассистент, Самарский университет, РФ, г.о. Самара

 

Занятость населения представляет собой одну из важнейших ветвей социально-экономического развития страны, отражающая результаты экономического и социального действия всей системы экономики, что позволяет судить о благосостоянии страны и правильности выбранного направления развития [1].

В Российской Федерации политика занятости реализуется при помощи мер инвестиционной, финансово-кредитной, налоговой и социальной политики. В первую очередь, это направлено на грамотное и эффективное использование производственных сил, повышению мобильности трудовых ресурсов, способствование гибким режимам труда и пр.

Основными задачами политики занятости являются:

1. формирование благоприятных условия для повышения доходов граждан;

2. управление соотношением спроса и предложения, обеспечение рациональной занятости;

3. повышение уровня конкурентоспособности и эффективности рабочей силы, способствованию постоянному процессу образования и совершенствования.

Государственная политика в сфере занятости представляет собой неотъемлемую часть социальной политики, осуществляемую на всех уровнях.

На федеральном уровне осуществляется формирование важнейших направлений политики занятости, ее целей и задач, в соответствии с демографической, финансовой, социальной, инвестиционной, внешнеэкономической политикой страны. А также обозначаются направления общей трудовой политики и поддержки безработных.

На региональном уровне проводится учет основных направлений государственной политики в сфере занятости, которые были обозначены на федеральном уровне. Некоторые меры на этом уровне носят более эффективный характер, например, по поддержке малого и среднего бизнеса. Согласно заданным целям политики, правительство регионов вправе осуществлять программы содействия жилищному, дорожному строительству и пр. Таким образом, эти программы влекут появление дополнительных необходимых рабочих мест. В табл.1 подробно представлены основные функции федеральных и региональных органов власти в сфере занятости населения [1].

Таблица 1.

Функции государственных органов власти в сфере занятости

Федеральный уровень

Уровень субъектов РФ

Разработка и реализация госполитики в сфере занятости, ее НПА

Разработка региональной политики занятости на основе госполитики и с учетом местных условий, ее НПА

Разработка и финансирование федеральных программ содействия занятости. Разработка и обеспечение действия экономических механизмов регулирования рынка труда

Разработка и финансирование региональных целевых программ занятости населения, в том числе программ поддержки малого бизнеса

Формирование и обеспечение функционирования Федеральной службы занятости с ее региональными и местными органами

Организация взаимодействия с территориальными и местными органами Федеральной службы занятости

Координация и контроль деятельности федеральных министерств и ведомств и органов государственной власти субъектов РФ в сфере занятости

Координация и контроль деятельности управляющих структур региона, муниципальных образований, общественных и других организаций в сфере занятости

Организация подготовки и переподготовки кадров для органов занятости

Организация подготовки и переподготовки кадров для органов занятости региона

Научно-информационное и методическое обеспечение деятельности органов занятости

Информационное обеспечение деятельности органов занятости региона

Организация обмена опытом работы в сфере занятости, в том числе с зарубежными странами

Обмен опытом работы в сфере занятости между муниципальными образованиями региона, с другими регионами и зарубежными странами

 

На муниципальном уровне осуществляется непосредственно работа с населением и ведется реализация положения о политики занятости [4]. На рис.1 представлены основные элементы, с помощью которых происходит регулирование рынка труда на территории муниципального образования.

 

Рисунок 1. Основные элементы регулирования рынка труда на территории муниципального образования

 

На муниципальном уровне решение вопросов занятости населения состоит в следующем:

·     разработка и осуществление способов контроля вопросов занятости, трудовых отношений и местного рынка;

·     создание муниципальной службы занятости, если в этом есть необходимость;

·     информационная поддержка в вопросах поиска работы;

·     формирование банка вакансий, временных рабочих мест;

·     создание центра психологический поддержки незанятого населения, тренинг молодых предпринимателей и т. д.;

·     организация бизнес-инкубатора для предпринимателей;

·     создание службы профориентации и учебного центра профессиональной подготовки;

·     исследование рынка труда с целью выявления спроса на рабочую силу.

Также необходимо отметить, что в нашей стране создана достаточно полная нормативно-правовая основа регулирования сферы труда и занятости населения, которая получила отражение следующих нормативно-правовых актах. Среди них:

·     Конституция РФ [5], а именно в ст. 37 закрепляется право граждан на защиту от безработицы. При этом, стоит отметить, что безработных в России свыше 1,5 млн. человек;

·     международные правовые акты в сфере труда и занятости населения, которые включают в себя межгосударственные, межправительственные договоры, соглашения, конвенции МОТ №159;

·     Трудовой кодекс Российской Федерации [5];

·     Федеральный закон от 19 апреля 1991 г. «О занятости в РФ» и иные Федеральных законах, предусматривающих льготы для отдельных категорий граждан;

·     Законы субъектов РФ;

·     Указы Президента, предусматривающих льготы для отдельных категорий граждан;

·     Постановления Правительства РФ от 14 июня 1997 г., от 22 апреля 1997 г., которые утверждают положения об организации общественных работ и порядок регистрации безработных;

·     Приказ Минздравсоцразвития от 29 июля 2005 г № 485, который утвердил Положение о порядке финансирования мероприятий по содействию занятности населения и социальной поддержке безработных граждан;

·     региональные акты, коллективные договора и соглашения.

Обращаясь к вопросу государственного регулирования, сравним основные показатели занятости населения в целом по России и в Самарском регионе.

 

Рисунок 2. Численность рабочей силы в РФ и Самарской области (в возрасте 15–72 лет, тыс.чел.)

 

Для наглядности на рис.2 представим показатели рабочей силы в целом по Российской Федерации и Самарской области в частности.

Отметим, что численность рабочей силы в Самарской области на 1,5 пункта выше, чем по РФ в целом. Так же, превышение среднероссийского показателя произошло в сфере занятости населения.

Рост уровня рабочей силы в возрасте 15–72 лет по 2016 г. имеет положительную тенденцию [3].

 

Рисунок 3. Численность занятых в РФ и Самарской области (тыс. чел.)

 

Таким образом, согласно показателям рис.3 соотношение численности занятого и экономически активного населения составляет 95,5%, что выше аналогичного показателя в среднем по Российской Федерации (94,2%) [2].

В течение последний лет в России прослеживается тенденция к снижению уровня безработицы. Так, согласно данным Федеральной службы государственной статистики уровень безработицы в 2016 г. составил 5,5%, т.е. 4,5 млн. человек. На рис.4 наглядно показана динамика уровня безработицы в РФ и Самарской области.

 

Рисунок 4. Динамика уровня безработицы в Российской Федерации и Самарской области

 

Что касается Самарской области, то уровень общей безработицы в 2016 г. составляет 4,1 % экономически активного населения.

Отметим, что регион находится на 6 месте среди субъектов РФ с самым низким значением данного показателя (среднероссийское значение – 5,8%).

Чем выше уровень безработицы, тем сильнее она влияет на соотношение спроса и предложения рабочей силы, а значит, и на ее цену, т.е. негативно сказывается на динамике заработной платы. Таким образом, безработица увеличивает масштабы бедности в стране. Обеспечить положительную динамику рабочих мест способен только экономический рост, на базе которого можно создать реальные условия для надежной и устойчивой минимизации безработицы в стране и решения широкого круга социально–экономических задач. А управление трудом, занятостью и трудовыми отношениями является одним из важнейших направлений регулирования государством экономики. Труд с точки зрения определяющего фактора производства становится значимым для достижения государством высокой производительности. Получаем, что государство отвечает в той или иной мере за обеспечение граждан трудовой деятельностью и озабочено наличием безработицы.

 

Список литературы:
1. Анализ занятости и безработицы на рынке труда Самарской области. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. –URL: regrazvitie.ru. (дата обращения: 06.04.2017)
2. Белохвостова Н.В. Механизмы государственного регулирования занятости населения. – Журнал: Сервис в России и за рубежом. – №6 (67). – 2016.
3. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.: в ред. от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http: www.consultant.ru (дата обращения: 20.03.2017).
4. Муниципальное право. Муниципальное регулирование труда и занятости населения. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. –URL: http://textbook.news (дата обращения: 10.04.2017).
5. Трудовой Кодекс Российской Федерации: принят Государственной Думой от 21 декабря 2001 года. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. –URL: http: www.consultant.ru (дата обращения: 20.03.2017).