Статья:

Система информационной безопасности в Российской Федерации

Конференция: XLVI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Политология

Выходные данные
Ефанова Е.А. Система информационной безопасности в Российской Федерации // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XLVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(46). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/6(46).pdf (дата обращения: 30.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Система информационной безопасности в Российской Федерации

Ефанова Екатерина Александровна
студент, Самарский университет, РФ, г.о. Самара
Ябарова Асия Якубовна
научный руководитель, ассистент, Самарский университет, РФ, г.о. Самара

 

В настоящее время, когда можно с уверенностью сказать, что Россия перешла от постиндустриального к информационному обществу, остро встает проблема создания высокоэффективной системы информационной безопасности. Чтобы разобраться в данном вопросе следует обозначить следующие определения.

Информация – эта совокупность данных, которые передаются людьми всеми возможными способами, как письменно, так и устно, а также с помощью иных специфических знаков.

Безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, предприятия, государства от внутренних и внешних угроз.

Информационная безопасность – совокупности мероприятий по сохранению целостности информации, а также обеспечение безопасности передачи, хранения и других видов деятельности с информацией.

Исходя из предложенных определений, можно представить масштабы системы, которая на уровне государства должна обеспечивать информационную безопасность.

Фундамент современной системы информационной безопасности составляет Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, которая была принята президентом в 2000 году [1]. С того времени ведется активная работа по развитию данной системы. В результате работы был разработан целый ряд нормативно-правовых актов, составляющих основу рассматриваемой системы. Организованна деятельность, направленная на создание «машины», реализующей взаимодействие объектов общества в информационной сфере.

В основу системы информационной безопасности легли сами причины появления системы – угрозы информационной безопасности, то есть условия и факторы, которые создают ситуацию опасности. Субъектами данной системы являются как все государство и общество в целом, так и отдельный гражданин. Объектом же считается информационная сфера, принадлежащая субъектам. И, несомненно, особую роль в системе играет политика государства в сфере информационной безопасности, которая является отражением принятых решений и реальных мер, предпринимаемых органами власти.

Система информационной безопасности РФ касается всех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. Данную систему наиболее четко можно представить в схеме (см. рис.1)

 

Рисунок 1. Состав системы обеспечения информационной безопасности РФ

 

Органы управления и обеспечения информационной безопасности представляют собой «фундамент» системы обеспечения информационной безопасности. Их так же можно представить в виде схемы (рис.2).

 

Рисунок 2. Основные элементы организационной основы системы информационной безопасности РФ

 

Президент Российской Федерации в этой системе в рамках своих полномочий руководит деятельностью органов всех ветвей власти, вводит санкции и дает разрешения на действия, направленные на реализацию работы системы обеспечения информационной безопасности, а также начиная с 2000 года. В ежегодном послании отражены желаемые направления развития мер защиты данных.

Следующим элементом является Правительство РФ, которое, учитывая сформулированные в ежегодном послании Президента РФ приоритетные направления в сфере обеспечения информационной безопасности, контролирует деятельность органов исполнительной власти, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов. Кроме того, Правительство следит за выделением средств из федерального бюджета, которые будут направлены на обеспечения сохранности информации.

Немаловажным элементом в данной системе является Совет Федерации, который осуществляет деятельность, связанную с выявлением и оценкой возможных угроз информационной безопасности Российской Федерации, разрабатывает меры по предотвращению воздействия угроз по отношению к информации, устанавливает контроль над органами, ответственными за работу данной системы, а также оперативно реагирует на возникновение опасности нарушения, повреждения или потери данных.

Обеспечением исполнения законодательства Российской Федерации, а также иных нормативно-правовых актов в сфере информационной безопасности занимаются федеральные органы исполнительной власти.

За ними, согласно рис. 2 расположены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые, взаимодействуя с федеральными органами, выполняют те же функции на местном уровне, а также вносят предложения по совершенствованию системы органов обеспечения информационной безопасности в вышестоящие органы.

Органы судебной власти выполняют функцию осуществления правосудия по отношению к нарушителям системы обеспечения информационной безопасности.

Межведомственные и государственные комиссии, которые создаются Президентом и Правительством РФ, обладают определенными четко установленными полномочиями в сфере обеспечения гарантии безопасности данных.

К силам обеспечения информационной безопасности Российской Федерации относятся органы исполнительной власти, в полномочия которых входит выполнение задач, гарантирующих сохранность информационной базы. К таким органам причисляют:

·     Федеральная служба обеспечения информации (ФСОБ).

·     Служба внешней разведки Российской Федерации (СВР).

·     Государственная техническая комиссия при Президенте Российской Федерации.

·     Федеральное агентство правительственной связи и информации (ФАПСИ).

·     Министерство внутренних дел Российской Федерации.

·     Различные органы судебной власти.

·     Государственный таможенный комитет Российской Федерации.

·     Госстандарт Российской Федерации.

Методы и средства обеспечения информационной безопасности вытекают из причины угрозы, полномочного органа, занимающегося данным вопросом.

Далее в системе обеспечения информационной безопасности следуют подсистемы, специализирующиеся на узких направлениях, таких как защита государственной тайны, защита правительственной связи и информации и т.д.

В заключение отметим, что на сегодняшний день в Российской Федерации сформирована полная, четкая, взаимосвязанная система информационной безопасности. Таким образом, необходимо продолжить работу в данном направлении, совершенствуя систему и подстраивая её под изменяющиеся условия.

 

Список литературы:
1. Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 05.12.2016 г. № 646. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. –URL: http://kremlin.ru/acts/bank/41460 (дата обращения: 10.05.17).
2. Об информации, информационных технологиях и о защите информации (с изменениями от 27 июля 2010 г.): Федеральный закон от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. №31 (часть I). Ст. 3448.
3. О безопасности: Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ (последняя редакция). – [Электронный ресурс] – Режим доступа. –URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546/ (дата обращения: 10.05.17).