Статья:

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

Конференция: CCLII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Политология

Выходные данные
Бельчиков А.А. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCLII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 20(252). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/20(252).pdf (дата обращения: 22.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

Бельчиков Андрей Андреевич
студент, Оренбургский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Государственное и муниципальное управление РФ, г. Оренбург

 

Молодежь играет ключевую роль в процессе обновления общества и его развития. Возрастная категория молодежи является центральной для репродуктивной способности и рабочей силы нации. Это происходит через естественное обновление поколений, которое позволяет не только сохранять, но и трансформировать социальные структуры, переносить знания, культурные ценности и общественные нормы от одного поколения к другому. Молодежь, таким образом, становится ведущей силой, которая приводит к постоянному прогрессу и обновлению в обществе.

Разработка и осуществление стратегий, связанных с молодежью, представляют собой ключевой элемент стратегии социального развития, принятой государственными органами. Эти стратегии основываются на комплексном подходе и реализуются через активное сотрудничество с различными общественными структурами, целью которых является обеспечение поддержки, защиты и стимулирования роста молодежи. Молодые люди, представляющие собой значимую часть населения, играют важную роль в будущем прогрессе общества, и именно поэтому внимание к их потребностям и развитию является приоритетным направлением в рамках общей социальной стратегии страны.

В. Т. Лисовский рассматривает «молодежную политику» в трех аспектах (рисунок 1) [1].

 

Рисунок 1. Аспекты молодёжной политики

 

В рамках местного управления акцентируется внимание на разработке и реализации стратегий, направленных на поддержку личностного роста молодых людей и стимулирование их социальной активности через развитие молодежных групп, сообществ и проектов. Эти стратегии включают в себя комплекс задач и действий, задуманных для создания благоприятного климата, который позволит молодежи реализовывать себя в обществе.

В рамках местного самоуправления в российских муниципалитетах специализированные структуры власти ответственны за реализацию государственных программ, направленных на поддержку молодежи и детей. Эти структуры действуют на основе статьи 16, пункта 34 Федерального закона
№ 131-ФЗ от 6 октября 2003 года, который определяет принципы функционирования органов местного самоуправления. Основополагающими документами, закрепляющими социальные гарантии для молодежи, являются Конституция РФ и Федеральный закон об образовании, а также федеральный закон № 489-ФЗ.

В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2020 года № 489-ФЗ, российская государственная стратегия в отношении молодежи охватывает широкий спектр деятельности, включая правовые, экономические, управленческие и исследовательские аспекты. Задействованы различные уровни власти и представители общественных институтов, а также коммерческие и некоммерческие организации, включая личные предприятия. Первоочередная цель такой политики – способствовать личностному и профессиональному росту молодых людей, поддерживать их гражданскую активность и нравственное развитие. Это, в свою очередь, призвано укреплять социально-экономическую стабильность и повышать позиции России на мировой арене, обеспечивая ее национальную безопасность [5].

Основная задача молодежной стратегии государства остается стабильной: воспитывать молодежь с высокими моральными ценностями и патриотическим сознанием, а также поддерживать их активную социальную и гражданскую роль. Это делает возможным формирование нового поколения, оснащенного интеллектуальным и культурным потенциалом, которое будет способно предложить инновационные и прогрессивные идеи для блага страны во всех областях жизни. Подход, который объединяет усилия общества и государства, способствует самореализации и росту личности, обеспечивая надежное будущее для следующих поколений.

Для обеспечения эффективности в сфере молодежной политики, ключевую роль играет ее законодательное укрепление. Это не просто закладывает основу для текущего и долгосрочного развития как отдельных направлений, так и страны в целом, но и способствует созданию среды, в которой молодое поколение может осуществлять свои права и стремиться к самовыражению. В этой области управления примечательно не только регламентирующее, но и предвидящее значение, позволяющее прогнозировать будущие изменения.

При анализе нормативного правового обеспечения будем исходить из двух основных взаимосвязанных направлений нормативного правового регламентирования молодежной политики. Представим данные направления на рисунке 2.

 

Рисунок 2. Направления нормативного правового регламентирования молодежной политики

 

В основе поддержки молодежной политики на местном уровне лежит Закон № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Этот документ устанавливает ключевые полномочия, включая финансирование инициатив, направленных на работу с детьми и молодежью, подчеркивая его значимость для муниципального уровня управления. [3]

Основными направлениями молодежной политики, указанными в Федеральном законе №489-ФЗ от 30 декабря 2020 года «О молодежной политике в Российской Федерации» выступают следующие:

- обучение уважению культурного наследия, исторического развития и региональных обычаев населения России, вдохновение национальной гордости и духовной связи поколений;

- в среде молодежи акцентируется важность гармонии между различными национальностями и вероисповеданиями, а также стремление к предотвращению и борьбе с экстремистскими тенденциями в рамках деятельности групп, объединяющих молодых людей;

- поддержка молодых граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, инвалидов из числа молодых граждан, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

4) поддержка инициатив молодежи;

5) содействие общественной деятельности, направленной на поддержку молодежи;

6) организация досуга, отдыха, оздоровления молодежи, формирование условий для занятий физической культурой, спортом, содействие здоровому образу жизни молодежи и многие другие направления. [4]

Необходимо подчеркнуть, что молодежь играет ключевую роль в прогрессе и развитии нашего общества, особенно в контексте экономического и социального процветания России. Несмотря на это, статистические данные указывают на убывающую динамику в численности молодого населения в стране. В период с 2012 по 2015 годы наблюдалось сокращение населения молодежи на 3,5 миллиона человек. Прогнозы показывают, что к 2025 году количество молодых людей может уменьшиться до 25,6 миллионов (рисунок 1).

 

Рисунок 1. Численность молодежи, млн. чел. [2]

 

Обращение к вопросам молодежи в различных местных властях часто носит разрозненный и неоднозначный характер. Молодежные движения, которые являются элементом более широких социальных связей, склонны к сложному и непредсказуемому развитию, что делает невозможным бездумное копирование молодежных инициатив с одной территории на другую без учета локальных особенностей. Становится очевидной необходимость в разработке единых методических, законодательных и организационных подходов к формированию молодежной политики на всех уровнях управления - от муниципального до федерального.

Существующие проблемы в сфере молодежной политики на уровне муниципалитетов могут быть вызваны рядом факторов. Одним из них является нехватка средств, когда местные власти не выделяют адекватных ресурсов для поддержки инициатив молодежи, что сдерживает их энтузиазм и возможности для личностного и профессионального роста. Кроме того, нередко замечается отсутствие конструктивного общения между молодежью и руководством муниципальных структур, что может привести к недопониманию и даже конфликтным ситуациям, поскольку игнорируются желания и потребности молодого поколения.

В ряде муниципалитетов наблюдается острый дефицит инициатив, предназначенных для молодежи, что затрудняет их стремление к самореализации и воплощению собственных проектов. К тому же, начинающие бизнесмены молодого возраста часто сталкиваются с барьерами, когда речь идет о финансовой поддержке и внимании со стороны местных властей, что серьезно сужает их перспективы для бизнес-развития. Еще одна проблема – это недостаток профессиональных возможностей для молодых людей в определенных городах и районах, что чревато повышенными уровнями безработицы среди этой возрастной категории.

Вышеуказанные проблемы являются серьезным вызовом для местных органов власти, учитывая, что активность молодых людей в рамках муниципального самоуправления остается на низком уровне. Это подчеркивает актуальность поиска путей совершенствования молодежной политики на муниципальном уровне.

 

Список литературы:
1. Лисовский, В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. – СПб.: СПбГУП, 2000. – С. 126.
2. Доклад «Молодежь России 2000-2025: развитие человеческого капитала» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fadm.gov.ru/documents/download/134/
3. Федеральный закон № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 14.02.2024)
4. Федеральный закон № 489-ФЗ от 30 декабря 2020 г. «О молодежной политике в Российской Федерации».
5. Федеральный закон № 489-ФЗ от 30 декабря 2020 г. «О молодежной политике в Российской Федерации».