Статья:

Сравнительный анализ государственного управления в зарубежных странах

Конференция: XXXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Политология

Выходные данные
Гончарова А.Е. Сравнительный анализ государственного управления в зарубежных странах // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(37). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/4(37).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Сравнительный анализ государственного управления в зарубежных странах

Гончарова Аделина Евгеньевна
магистрант, Донской государственный технический университет, РФ, г. Ростов-на-Дону

 

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE STATE MANAGEMENT IN FOREIGN COUNTRIES

 

Goncharova Adelina Evgenievna,

Master's student, Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russia

 

Аннотация. В данной статье рассматривается государственное управление в зарубежных странах. Сравнивая законодательную, исполнительную и судебную власть, политологи России находят новые пути развития и также помогают совершенствовать добрососедские отношения.

Abstract. This article discusses public administration in foreign countries. Comparing legislative, executive and judicial power, Russian political scientists find new ways of development and also help to improve good-neighborly relations. They also considered the federal and unitary state.

 

Ключевые слова: государственное управление; исполнительная, законодательная и судебная власть; федеративное государство; унитарное государство.

Keywords: public administration; executive, legislative and judicial authority; federal state; unitary state.

 

В современных условиях информационного, постиндустриального общества, также научно – технической революцией и внедрением общечеловеческих ценностей (к примеру свобода, равноправие, демократия и т.д.), меняется роль государства, непосредственно внутри страны, а происходящая глобализация и интеграция порождают все более и более новые проблемы. Не все государства мира, а их более 200, решают проблемы одинаково, но их активизация деятельности представляет собой общее явление. Это во многом относится к решениям технических задач (многие из них дорогие, к примеру, научно – технические проекты, они не могут реализоваться за счёт частного капитала), так же это относится к его социальной роли и к вопросам международной политики.

Термин «государственное управление» употребляется в разных значениях. В специальном понятии, это обозначает управленческую деятельность государственных органов и должностных лиц, сфера деятельности — это исполнительная власть. Также государственное управление можно рассмотреть, как целостную систему деятельности государственной власти, всех должностных лиц и ветвей управления, т.е. это реализацию государственной власти во всех методах и формах управления. [1, 5- 6]

Одной из важнейших форм ветвей власти является орган законодательной власти, т.е. он это издает законы парламентом, к примеру состав, полномочия и деятельность правительства (Федеральный Конституционный закон о Правительстве РФ от 17.12.1997 № 2-ФКЗ с последующими изменениями). Издает законы, касающиеся личной жизни граждан (например, брачный период), то это тоже является управление со стороны государства, регулирование данной сферы является общественным значением. Судебное решение будет являться отношением государственной власти к тем или иным действиям граждан, которое будут являться оценкой властью поведения населения, и также предостережение по отношению к другим. [2, 10]

Некоторые государственные органы имеют свои собственно властные, решающие полномочия. Должностные лица и органы (если они имеют дискреционные полномочия, т.е. право принимать решения в пределах закона и Конституции) непосредственно занимаются государственным управлением. 

Другие же органы и должностные лица обладают лишь консультативными полномочиями (например, Экономический и социальный совет во Франции, предусмотренный Конституцией). Некоторые органы занимаются про­веркой соблюдения законов, контролем (например, уполномоченный по правам человека), наблюдением за исполнением (Счетная палата). Органы такого рода, скорее, участвуют в государственном управ­лении, но их участие — это тоже способ управления.

Есть смешанные, госу­дарственно-общественные органы (например, трехсторонняя комис­сия по вопросам трудовых отношений, состоящая в России из пред­ставителей государства, предпринимателей и профсоюзов), они также ограниченно могут выполнять управленческие задачи. Создаются надгосударственные организации и органы, которые могут принимать решения, обязывающие государство предпринять меры, относящиеся к внутрен­ним государственным вопросам, по существу, входящим в его компе­тенцию, в сферу его суверенитета. Такими органами являются, напри­мер, некоторые органы ЕС (комиссии, Совет министров и др.).[3, 15-17]

Структура государственного аппарата зависит от:

  1. От подхода к организации государственной власти;
  2. От политики – территориальной организации государства.

Если говорить о государственном аппарате, то важно различать органы, осуществляющие власть (правительство, судьи и т.д.) и должностных лиц, и органы и государственный служащие, которые образую обслуживающий аппарат (канцелярия судов, аппарат Правительства РФ и т.д.).

Выделяются органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Разберем законодательные органы, они чаще всего представлены общегосударственным парламентом, в некоторых странах он представлен, как надпарламентский орган (Индонезия, Туркменистан); законодательными собраниями субъектов федерации и политических автономий (США, Россия); государственным политическим образованием (парламент Шотландии).[4, 17]

В государствах исполнительная власть организована по-разному. В некоторых странах по Конституции она принадлежит монарху, но на самом деле в парламентарных монархиях, он власти особой не имеет (Япония, Великобритания и т.д.). В таких странах государственный аппарат фактически возглавляет правительство. В дуалистических монархиях, монарх сам управляет своей страной (Иордания, Непал и т.д.). В абсолютных монархиях, в руках монарха находится вся полнота власти (Оман, Саудовская Аравия и т.д.).

Если же рассматривать исполнительную власть в республиках, то там власть принадлежит президенту. В президентских республиках, президент является главой государства и главой исполнительной власти (США, Египет и т.д.), в это ситуации он возглавляет государственный аппарат, при этом делегируя министрами, а министры в свою очередь управляют ниже стоящими служащими.

В парламентарных республиках, возглавляет государственный аппарат правительство, т.е. премьер – министр (Индия, Германия). Все акты, которые подписует президент являются не действительными пока не будет дублирующей подписи премьер – министра, также президент действует только по совету правительства, хотя конституция предоставляет им широкие полномочия.   

Иная ситуация складывается в полупрезидентских республиках. В таких республиках существует «двухголовая» исполнительная власть, здесь она принадлежит не только правительству, но и президенту (Франция и т.д.). Во Франции сложилась такая ситуация, что президент является лидером одной партии, а правительство принадлежит другим партиям, тогда президент просто лишается большой части своих полномочий.

В России руководство государственным аппаратом разделено. Под руководством президента находятся министерства и ведомства, другими же руководит премьер – министр. Среди ветвей власти, исполнительная власть обладает самым разветвлённым аппаратом. Также исполнительную власть дополняют придатки государства такие, как армия, служба государственной безопасности, полиция, тюрьма и т.д., т.е. это особые виды государственных организаций, которые усиливают исполнительную власть.[5, 34-36]

Довольно специфический аппарат имеет судебная ветвь власти. В одних странах это судьи и обслуживающие технические суды, в других же это так называемые следственные судьи (в одних странах это следователи), сюда так же могут входить прокуроры, приставы, судебные коменданты. Также существуют низовые, средние и верховные суды, но при рассмотрение конкретных дел судьи не подчинены по вертикали. К ветвям власти примыкают и другие органы, например, счетная палата при парламенте России.

Одной из важнейших мест занимает избирательный орган. В латиноамериканских странах это избирательные трибуналы, которые соединяют полномочия судов и избирательных комиссий, также есть избирательный регистр, который включает в себя систему отдельных органов, занимающихся учетом избирателей.  В странах других континентов сущест­вуют избирательные комиссии. Постоянные избирательные комис­сии (прежде всего центральные комиссии, а в федерациях — комиссии субъектов федерации) состоят из государственных служащих, назна­чаемых или избираемых (обычно соответствующими представитель­ными органами) на определенный срок с возможностью переизбрания. Члены окружных участковых комиссий работают на общественных началах, но во время исполнения ими этих обязанностей па них распространяются положения правовых актов о государственной службе.

В простом унитарном государстве государственный аппарат имеет свои особенности, например, административно – территориальные единицы такие есть в Польше и Болгарии; в сложном унитарном государстве, которые включают в себя автономные образования, например, Финляндия, где на Аландских островах имеют свой местный парламент, принимающий законы; в регионалистком государстве, состоящее из автономных единиц, к примеру в Италии.[6, 17-21]

Более простой является структура аппарата в простом унитарном государстве, где один парламент, правительство и глава государства, в таких государствах действует единая судебная система и система исполнительных органов, которые строго подчинены по вертикали. Структура государственного аппарата может различаться от того насколько децентрализованное, централизованное или относительно централизованное государство. В централизованном унитарном государстве, государственным управлением ведают назначенные чиновники общей компетенции (губернаторы, начальники районов) такое происходит в Индонезии и Таиланде. Иная ситуация происходит в децентрализованном унитарном государстве, где на место чиновников назначают, решения вопросов общегосударственного значения занимаются местные отделы, к примеру, такое происходит в Великобритании.

В относительно централизованном государстве назначение чиновников общей компетенции не бывает в общинах, они назначаются в округа, где нет выборного местного совета, в остальных звеньях действуют назначенные чиновники (префекты), делегаты министерств, к примеру, во Франции. [7, 10-12]

Сложный государственный аппарат имеет федеративное государство, он имеет двойственный характер. В федерации есть не только федеральная государственная власть, но и подчиненная ей государственная власть каждого из субъектов, то наряду с государственным аппаратом федерации есть и государственные аппараты субъектов. Государственный аппарат субъектов федерации законодательным, исполнительным, а иногда своей судебной системой, также действующих параллельно с системой судебных органов федерации, к примеру, такое происходит в США, однако во многих федерациях существует единая судебная система к примеру, в Канаде, в России тоже единая судебная система, но субъекты федерации учреждают своих мировых судей. [8, 13-14]

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что в зарубежных странах государственные структуры развиты. В России в последние годы местному самоуправлению стало уделяться больше внимания, чем прежде. Государственные структуры достигли своей гибкости и четкости к меняющимся политическими условиям. К отрицательным последствиям можно отнести уменьшение престижности государственной службы, возможность выбора государственных услуг не увеличилось. За последние несколько лет во многих странах мира проводились крупномасштабные реформы, направленные на повышение эффективности государственного управления.   

 

Список литературы:
1. Алебастрова И.А. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Юрайт-М, 2019. – 640 с.
2. Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 488 с.
3. Григонис Э.П., Григонис В.П. Конституционное право зарубежных стран. – СПб.: Питер, 2017. – 416 с.
4. Зеркин Д.П., Игнатов В.Г. Основы теории государственного управления. – Ростов-на-Дону: МарТ, 2018. – 448 с.
5. Конституционное право зарубежных стран / Под ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. – М.: НОРМА, 2018. – 832 с.
6. Мишин А.А. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Белые альвы, 2019. – 456 с.
7. Чиркин В.Е. Государствоведение.- М.: Юристъ, 2018. – 400 с.
8. Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения. – М.: Артикул, 2017. – 352 с.