Методы и механизмы совершенствования системы управления развитием туризма на региональном уровне
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(18)
Рубрика: Социология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(18)
Методы и механизмы совершенствования системы управления развитием туризма на региональном уровне
Актуальность темы обусловлена тем, что в большинстве развитых стран туризм является одной из отраслей, вносящих ощутимый вклад в валовый внутренний продукт. Также данная отрасль имеет значимый социальный аспект, поскольку обеспечивает развитие культурного и духовного уровня населения, а в случае международного туризма - и обмен опытом, формирование взаимного уважения и толерантности.
В современной мировой экономике туризм занимает важное место. В 2016 г. число международных туристских прибытий достигло 1 млрд. 235 млн. и увеличилось за год примерно на 46 млн. человек, обеспечивая при этом 10% мирового ВВП, 7% мирового экспорта товаров и услуг и 30% экспорта услуг [6].
Большое значение имеет развитие внутреннего туризма, поскольку именно он стимулирует направленность туристических, а значит и денежных потоков в страну, а не из нее. Особенно данный аспект важен для стран с богатым ресурсным потенциалом для развития туризма - таких, как Россия.
На сегодняшний день в Российской Федерации на фоне политических событий сформировалась и неблагоприятная экономическая ситуация, последствиями которой стали существенное снижение курса рубля по отношению к доллару и ощутимое уменьшение покупательной способности населения. И если для многих сфер экономики эти факторы имеют губительное влияние, то для внутреннего и въездного туризма - это уникальная возможность для развития.
Поскольку развитие туризма значительно зависит от ресурсного обеспечения, то на уровне конкретных регионов, обладающих богатым ресурсным потенциалом, данный вопрос имеет особо выраженную актуальность[5, с39]
На федеральном и региональном уровнях государственное регулирование развития туризма в условиях управления рыночной моделью экономики достаточно ограничено. Достижение равновесия спроса и предложения в области туристских услуг один из механизмов в условиях рыночного саморегулирования. Введение определенных требований, норм и стандартов государственного управления и координации туристской деятельности представляет собой другой механизм.
Система государственного регулирования туризма включает следующие компоненты: субъекты регулирования, государственные органы и общественные организации, единая государственная политика регулирования развития туризма, методы государственного регулирования, инструменты государственного регулирования.[8, с27]
Можно определить несколько стадий формирования туристской сферы как социально-экономической системы в рамках определенной территории:
- на первой стадии происходит первоначальное знакомство туристов с территорией, которые имеют смутное представление о ней и ее туристско- рекреационном потенциале;
- на второй стадии происходит оценка туристско-рекреационного потенциала и растет популярность и рекреационное пространство начинает более активно привлекать туристов;
- на третьей стадии отдельные туристско-рекреационные объекты соединяются в единую структуру, формируется своего рода «расширяющееся поле», при этом активизируется политика местных властей с точки зрения развития туристско-рекреационного потенциала региона;
- четвертая стадия характеризуется сосредоточением пунктов в отдельных областях «поля», обладающих, как правило, уникальными туристско-рекреационными ресурсами. На данной стадии образуется так называемая локализация, т.е. относительно территориально целостные специализированные системы туризма[2, с327]
Традиционно туристическими в России считались такие регионы, как Краснодарский и Ставропольский край, Калининградская область, горнолыжные курорты Кавказа и Сибири, Алтайские горы и озеро Байкал, Приморье, а с 2014 г. - Республика Крым.
Структура платных туристских услуг в разрезе регионов России в 2014 г. представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Структура платных туристских услуг в разрезе регионов России в 2016 г.
Источник: составлено автором
Как видно из рисунка, максимальными являются объемы платных туристских услуг в Центральном, Приволжском и Уральском федеральных округах. Данную ситуацию можно объяснить тем, что предоставление услуг турфирмой оплачивается по факту продажи путевки, а не реализации услуги на месте, поэтому основные курортные регионы в данном распределении имеют незначительную долю.
По оценке авторов исследования «Российский и мировой рынок туризма» компании Intesco Research Group, в стране необходимо развивать туризм вокруг уже имеющихся туристско-рекреационных ресурсов. Государство, со своей стороны, пытается создать условия для привлечения инвесторов. Создаются особые экономические зоны, развивается инфраструктура под специальные международные мероприятия. Однако активность инвесторов пока достаточно низкая.[3, с330]
Основными факторами, сдерживающими интерес инвесторов, являются: слабое развитие, низкое качество инфраструктуры;
- низкий уровень культуры сервиса, что зачастую определяет успешное функционирование того или иного инфраструктурного объекта;
- отсутствие долгосрочных кредитов со сниженными процентными ставками и другие факторы.
В то же время, ресурсная база туризма в России очень богата - в стране функционируют 2368 музеев, 590 театров, 67 цирков, 24 зоопарка, 41 музей- усадьба, 477 исторических города, 99 тысяч памятников истории и культуры, 140 национальных парков и заповедников, 103 музея-заповедника, 15 объектов культурного наследия (входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО).[6]
Функция правовой регламентации туристской деятельности использует такие методы, как введение единых понятий, определений, порядок процедуры заключения сделок, договоров, получение виз, порядок прохождения границы и провоза товара и т.д.
Планирование развития туризма предполагает разработку общих стратегий и концепций развития туризма, регулирование пространственного размещения объектов туризма, планирование развития инфраструктуры.
Методы страхование, лицензирования, стандартизации и сертификации реализуются в рамках функций регулирования отдельных видов деятельности и обеспечения безопасности туризма.
Создание стандартных государственных программ для системы непрерывной подготовки кадров сферы туризма, содействие организации повышения квалификации работников туристских предприятий представляют собой методы функции кадрового обеспечения сферы туризма.
Государственное регулирование сферы туризма функционирует в направлении обеспечения охраны окружающей среды и исторических памятников с помощью создание правил, законов, условий экономического стимулирования по охране и восстановлению природных ресурсов, реставрации исторических памятников, распределение туристской ренты, финансирование учреждений культуры.
С помощью таких методов, как маркетинг, реклама, информационно-аналитическая пропаганда, налогообложение, инвестирование государственные органы власти могут влиять на создание благоприятного туристского имиджа страны, региона. При этом государство сохраняет за собой традиционную функцию контроля и надзора за туристской сферой, используя аудит и мониторинг конкурентоспособности туристских продуктов на международном и национальном рынке.
Таким образом, к нормативно-правовой сфере регулирования туризма следует отнести совершенствование нормативно-правовой базы, развитие методологии стандартизации, сертификации в сфере туризма; таможенное регулирование; установление правил въезда, выезда и пребывания на территории РФ с учетом интересов развития туризма и обеспечения безопасности, здоровья туристов.
На сегодняшний день целью государственной и региональной политики должно стать повышение инвестиционной привлекательности сферы туризма в России, содействие скорейшему переходу туристской индустрии страны на инновационный путь развития, стимулирование улучшения качества туристских и санаторно-курортных услуг, в том числе за счет развития транспортной инфраструктуры и сопутствующих отраслей.[4, с68]
Тенденцией, обусловленной глобализацией экономики, является интерес государственных органов не к развитию отдельных отраслей, а к комплексному развитию территории. Поэтому государственные органы, заинтересованные в развитии и повышении конкурентоспособности того или иного региона, выступают инициаторами создания кластеров или создают предпосылки для их появления.
Задача российской кластерной политики состоит в том, чтобы стимулировать сотрудничество местных органов власти с независимыми компаниями частного бизнеса и научными организациями, сократить административные ограничения, оказывать необходимую финансовую поддержку для развития кластеров.
По моему мнению, для развития туризма в регионах РФ необходима реализация:
1. Продуктовых инноваций:
- создание новых туристических продуктов;
- освоение новых сегментов туристического рынка;
- привлечение новых видов ресурсов.
2. Управленческих инноваций:
- новых методов реализации туристических услуг;
- проведение маркетинговых исследований;
- обоснование новых методов и форм управления субъектами туристической деятельности;
- обеспечение эффективного государственного и регионального управления туристической индустрией.
3. Сервисных инноваций:
- внедрение передовых методов обучения подготовки и переподготовки кадров туристического бизнеса;
- внедрение современного высококачественного сервисного обслуживания;
-разработка инновационных моделей размещения трудовых ресурсов в туристической отрасли.[8, с29]
К приоритетам региональной туристической политики мы относим пространственное направление экономической деятельности, развитие туристической инфраструктуры, стимулирование частного сектора по размещению предприятий в определенных регионах, систему мероприятий по поддержке развития туризма и т.п.
Выход туристической сферы из кризиса возможен при условии модернизации системы управления этой сферой и ее переориентации на создание эффективных механизмов государственного регулирования отечественного туризма.
На сегодняшний день у туризма в российских регионах открываются достаточно широкие перспективы, что связано с переориентацией с международных на российские курорты. В то же время на региональном уровне существует ряд проблем, основная из которых состоит в недостаточном финансовом обеспечении. Решение этой проблемы возможно за счет комплексного развития территорий в форме туристских кластеров, повышения инвестиционной привлекательности отрасли и эффективной государственной политики.