Статья:

Методы и механизмы совершенствования системы управления развитием туризма на региональном уровне

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(18)

Рубрика: Социология

Выходные данные
Паскал Д.В. Методы и механизмы совершенствования системы управления развитием туризма на региональном уровне // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2017. № 18(18). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/18/27085 (дата обращения: 25.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Методы и механизмы совершенствования системы управления развитием туризма на региональном уровне

Паскал Дарья Валерьевна
магистрант, МГУТУ имени Разумовского, Россия, Москва

 

Актуальность темы обусловлена тем, что в большинстве развитых стран туризм является одной из отраслей, вносящих ощутимый вклад в валовый внутренний продукт. Также данная отрасль имеет значимый социальный аспект, поскольку обеспечивает развитие культурного и духовного уровня населения, а в случае международного туризма - и обмен опытом, формирование взаимного уважения и толерантности.

В современной мировой экономике туризм занимает важное место. В 2016 г. число международных туристских прибытий достигло 1 млрд. 235 млн. и увеличилось за год примерно на 46 млн. человек, обеспечивая при этом 10% мирового ВВП, 7% мирового экспорта товаров и услуг и 30% экспорта услуг [6].

Большое значение имеет развитие внутреннего туризма, поскольку именно он стимулирует направленность туристических, а значит и денежных потоков в страну, а не из нее. Особенно данный аспект важен для стран с богатым ресурсным потенциалом для развития туризма - таких, как Россия.

На сегодняшний день в Российской Федерации на фоне политических событий сформировалась и неблагоприятная экономическая ситуация, последствиями которой стали существенное снижение курса рубля по отношению к доллару и ощутимое уменьшение покупательной способности населения. И если для многих сфер экономики эти факторы имеют губительное влияние, то для внутреннего и въездного туризма - это уникальная возможность для развития.

Поскольку развитие туризма значительно зависит от ресурсного обеспечения, то на уровне конкретных регионов, обладающих богатым ресурсным потенциалом, данный вопрос имеет особо выраженную актуальность[5, с39]

На федеральном и региональном уровнях государственное регулирова­ние развития туризма в условиях управления рыночной моделью экономики достаточно ограничено. Достижение равновесия спроса и предложения в области туристских услуг один из механизмов в условиях рыночного само­регулирования. Введение определенных требований, норм и стандартов го­сударственного управления и координации туристской деятельности пред­ставляет собой другой механизм.

Система государственного регулирования туризма включает следующие компоненты: субъекты регулирования, государственные органы и общест­венные организации, единая государственная политика регулирования раз­вития туризма, методы государственного регулирования, инструменты госу­дарственного регулирования.[8, с27]

Можно определить несколько стадий формирования туристской сферы как социально-экономической системы в рамках определенной территории:

- на первой стадии происходит первоначальное знакомство туристов с территорией, которые имеют смутное представление о ней и ее туристско- рекреационном потенциале;

- на второй стадии происходит оценка туристско-рекреационного потенциала и растет популярность и рекреационное пространство начинает более активно привлекать туристов;

- на третьей стадии отдельные туристско-рекреационные объекты соединяются в единую структуру, формируется своего рода «расширяющееся поле», при этом активизируется политика местных властей с точки зрения развития туристско-рекреационного потенциала региона;

- четвертая стадия характеризуется сосредоточением пунктов в отдельных областях «поля», обладающих, как правило, уникальными туристско-рекреационными ресурсами. На данной стадии образуется так называемая локализация, т.е. относительно территориально целостные специализированные системы туризма[2, с327]

Традиционно туристическими в России считались такие регионы, как Краснодарский и Ставропольский край, Калининградская область, горнолыжные курорты Кавказа и Сибири, Алтайские горы и озеро Байкал, Приморье, а с 2014 г. - Республика Крым.

Структура платных туристских услуг в разрезе регионов России в 2014 г. представлена на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Структура платных туристских услуг в разрезе регионов России в 2016 г.

Источник: составлено автором

 

Как видно из рисунка, максимальными являются объемы платных туристских услуг в Центральном, Приволжском и Уральском федеральных округах. Данную ситуацию можно объяснить тем, что предоставление услуг турфирмой оплачивается по факту продажи путевки, а не реализации услуги на месте, поэтому основные курортные регионы в данном распределении имеют незначительную долю.

По оценке авторов исследования «Российский и мировой рынок туризма» компании Intesco Research Group, в стране необходимо развивать туризм вокруг уже имеющихся туристско-рекреационных ресурсов. Государство, со своей стороны, пытается создать условия для привлечения инвесторов. Создаются особые экономические зоны, развивается инфраструктура под специальные международные мероприятия. Однако активность инвесторов пока достаточно низкая.[3, с330]

Основными факторами, сдерживающими интерес инвесторов, являются: слабое развитие, низкое качество инфраструктуры;

- низкий уровень культуры сервиса, что зачастую определяет успешное функционирование того или иного инфраструктурного объекта;

- отсутствие долгосрочных кредитов со сниженными процентными ставками и другие факторы.

В то же время, ресурсная база туризма в России очень богата - в стране функционируют 2368 музеев, 590 театров, 67 цирков, 24 зоопарка, 41 музей- усадьба, 477 исторических города, 99 тысяч памятников истории и культуры, 140 национальных парков и заповедников, 103 музея-заповедника, 15 объектов культурного наследия (входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО).[6]

Функция правовой регламентации туристской деятельности использует такие методы, как введение единых понятий, определений, порядок проце­дуры заключения сделок, договоров, получение виз, порядок прохождения границы и провоза товара и т.д.

Планирование развития туризма предполагает разработку общих стра­тегий и концепций развития туризма, регулирование пространственного размещения объектов туризма, планирование развития инфраструктуры.

Методы страхование, лицензирования, стандартизации и сертификации реализуются в рамках функций регулирования отдельных видов деятельно­сти и обеспечения безопасности туризма.

Создание стандартных государственных программ для системы непре­рывной подготовки кадров сферы туризма, содействие организации повы­шения квалификации работников туристских предприятий представляют собой методы функции кадрового обеспечения сферы туризма.

Государственное регулирование сферы туризма функционирует в на­правлении обеспечения охраны окружающей среды и исторических памят­ников с помощью создание правил, законов, условий экономического сти­мулирования по охране и восстановлению природных ресурсов, реставра­ции исторических памятников, распределение туристской ренты, финанси­рование учреждений культуры.

С помощью таких методов, как маркетинг, реклама, информационно-­аналитическая пропаганда, налогообложение, инвестирование государст­венные органы власти могут влиять на создание благоприятного туристско­го имиджа страны, региона. При этом государство сохраняет за собой тра­диционную функцию контроля и надзора за туристской сферой, используя аудит и мониторинг конкурентоспособности туристских продуктов на меж­дународном и национальном рынке.

Таким образом, к нормативно-правовой сфере регулирования туризма следует отнести совершенствование нормативно-правовой базы, развитие методологии стандартизации, сертификации в сфере туризма; таможенное регулирование; установление правил въезда, выезда и пребывания на терри­тории РФ с учетом интересов развития туризма и обеспечения безопасно­сти, здоровья туристов.

На сегодняшний день целью государственной и региональной политики должно стать повышение инвестиционной привлекательности сферы туризма в России, содействие скорейшему переходу туристской индустрии страны на инновационный путь развития, стимулирование улучшения качества туристских и санаторно-курортных услуг, в том числе за счет развития транспортной инфраструктуры и сопутствующих отраслей.[4, с68]

Тенденцией, обусловленной глобализацией экономики, является интерес государственных органов не к развитию отдельных отраслей, а к комплексному развитию территории. Поэтому государственные органы, заинтересованные в развитии и повышении конкурентоспособности того или иного региона, выступают инициаторами создания кластеров или создают предпосылки для их появления.

Задача российской кластерной политики состоит в том, чтобы стимулировать сотрудничество местных органов власти с независимыми компаниями частного бизнеса и научными организациями, сократить административные ограничения, оказывать необходимую финансовую поддержку для развития кластеров.

По моему мнению, для развития туризма в регионах РФ необходима реализация:

1. Продуктовых инноваций:

- создание новых туристических продуктов;

- освоение новых сегментов туристического рынка;

- привлечение новых видов ресурсов.

2. Управленческих инноваций:

- новых методов реализации туристических услуг;

- проведение маркетинговых исследований;

- обоснование новых методов и форм управления субъектами туристической деятельности;

- обеспечение эффективного государственного и регионального управления туристической индустрией.

3. Сервисных инноваций:

- внедрение передовых методов обучения подготовки и переподготовки кадров туристического бизнеса;

- внедрение современного высококачественного сервисного обслуживания;

-разработка инновационных моделей размещения трудовых ресурсов в туристической отрасли.[8, с29]

К приоритетам региональной туристической политики мы относим про­странственное направление экономической деятельности, развитие туристи­ческой инфраструктуры, стимулирование частного сектора по размещению предприятий в определенных регионах, систему мероприятий по поддержке развития туризма и т.п.

Выход туристической сферы из кризиса возможен при условии модерниза­ции системы управления этой сферой и ее переориентации на создание эффек­тивных механизмов государственного регулирования отечественного туризма.

На сегодняшний день у туризма в российских регионах открываются достаточно широкие перспективы, что связано с переориентацией с международных на российские курорты. В то же время на региональном уровне существует ряд проблем, основная из которых состоит в недостаточном финансовом обеспечении. Решение этой проблемы возможно за счет комплексного развития территорий в форме туристских кластеров, повышения инвестиционной привлекательности отрасли и эффективной государственной политики.

 

Список литературы:
1. Государственное и муниципальное управление в сфере туризма: учебник / коллектив авторов; под общ. ред. Е.Л. Писаревского. – М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. – 192 с.
2. Дробышев Е.А. Маркетинговые идеи для привлечения гостей в отель. Материалы Афанасьевских чтений. 2015. Т. 1. № 13. С. 325-329
3. Закипной М.В. Систематизация бизнес-процессов в гостеприимстве как фактор в увеличении прибыли отеля. Материалы Афанасьевских чтений. 2015. Т. 1. № 13. С. 329-333
4. Коваленко В.В. Государственное регулирование туристской деятель-ности: ретроспективный анализ // Журнал «Современные проблемы сервиса и туризма». – 2012. – № 2. – С. 68-72.
5. Лапина В.В. Особенности взимодействия процессов «избыточного потребления» и манипулятивного влияния рекламы в социологиче-ских теориях постмодерна. Материалы Афанасьевских чтений. 2015. Т. 1. № 13. С. 38-43
6. Туристический потенциал России [Электронный ресурс] – Режим до-ступа: http://marketing.rbc.ru/articles/25/03/2014/562949990952592.shtm (дата обращения: 12.10.2017)
7. Федеральный закон от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ «Об основах турист-ской деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федераль-ного закона от 5.02.2007 г. № 12-ФЗ).
8. Чекушов А.А. Стратегическое целеполагание как основа социального управления // Журнал «Наука и образование сегодня». – М.: Изд-во «Проблемы науки», 2017. – № 1 (12). – С. 26-29.