Влияние мировой эпидемии на социально-реабилитационные центы для несовершеннолетних и детские дома
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №12(148)
Рубрика: Социология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №12(148)
Влияние мировой эпидемии на социально-реабилитационные центы для несовершеннолетних и детские дома
Пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 затронула системы образования разных уровней во всём мире, в том числе и в России, что привело к массовому закрытию школ и вузов. Так же изменения коснулись и таких учреждений, как социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, детские дома и приюты.
Дети в учреждениях, перечисленных выше, относятся к уязвимым группам населения. Всем известно, что в социально-реабилитационные центры попадают дети из неблагополучных семей, где нередко возникают проблемы, как плохое питание или вовсе его отсутствие, бродяжничество и переохлаждения, несоблюдение правил гигиены и т.д.
Все это может привести к сниженному иммунитету, заражением гриппозных или вирусных инфекций. Большое внимание уделяется медицинской реабилитации. Основные компоненты медицинской реабилитации - это оздоровительная работа с использованием традиционных и нетрадиционных методов медицины; проведением глубокой диагностической работы по выявлению причин психических и соматических нарушений здоровья ребенка, организация стационарного лечения, формирование здорового образа жизни.
Широко используется в оздоровлении несовершеннолетних фитотерапия (витаминный, успокаивающий и тонизирующий сборы) и витаминотерапия. По медицинским показаниям разрабатывается индивидуальная программа для занятий в тренажерном зале. " Внимание к состоянию здоровья детей создает благоприятную почву для изменений отношений с окружающими: уменьшается раздражительность, реже проявляется агрессивность"[1].
Так же иммунитет детей в организациях для детей-сирот или в социально-реабилитационных центрах значительно снижается на фоне стресса, поэтому анализируя все эти факторы, можно сказать, что они конечно же в зоне риска.
С какими проблемами столкнулись учреждения для детей сирот и для детей из неблагополучных семей во время пандемии?
Начать следует с того, что произошло сокращение числа сотрудников в 2—3 раза на фоне режима самоизоляции, карантина и личных причин, что отражается на качестве воспитательного процесса и возможностях обеспечения контроля за детьми.
К следующей проблеме стоит отнести значительное ограничение доступа детей к поддержке, общению. В период пика пандемии во многих детских домах и социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних были вовсе запрещены встречи с родственниками. Перспективной формой семейного воспитания детей, лишенных родительского попечения становится семейно-воспитательная группа[2].Она представляет собой специфическую форму социального обслуживания детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Специфика состоит в том, что функции социальной службы выполняет реальная семья, в которую переводят воспитанника центра или детского дома. На период пандемии данная форма семейного воспитания, адаптации и реабилитации так же претерпела изменения: встречи могли быть отменены или же переведены в дистанционный формат, что также снижает их эффективность. Сейчас же, когда ситуация нормализовалась, в учреждениях действует пропускной контроль, каждому входящему обрабатывают дезинфицирующими средствами руки, проверяют наличие масок, при необходимости предоставляют их вместе с халатами и бахилами. Однако нельзя не отметить, что общение в данных центрах было ограничено не только с родственниками. Из-за пандемии в центрах и учреждениях для детей сирот, были отменены многие массовые мероприятия, отмечается, что и до сих пор ограничения сохраняются. Так, это касается спортивных мероприятий, походов в музеи, театры, кино и т.д. Стоит отметить, что социальная реабилитация и адаптация без данных мероприятий может потерять небольшую часть своей эффективности. Несмотря на различные ограничения и введение меры защиты, коллективное использование столовых, душевых, туалетов, игровых, комнат отдыха и т.п. также повышает эпидемиологические риски.
В настоящее время ребята обучаются при помощи дистанционных технологий, а в свободное время делают домашние задания, занимаются самоподготовкой, многие увлекаются творчеством.
Чем же сейчас заняты дети в социально-реабилитационных центрах? Жизнь в них все так же кипит, однако с изменениями, которые коснулись всего мира. В настоящее время ребята, как и их сверстники, обучаются при помощи дистанционных технологий, а в свободное время делают домашние задания, занимаются самоподготовкой, многие увлекаются творчеством.