Статья:

ЦЕНТРЫ ЗАНЯТОСТИ ИЛИ СОВРЕМЕННЫЕ «КАДРОВЫЕ ЦЕНТРЫ»

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(193)

Рубрика: Социология

Выходные данные
Жукова М.А. ЦЕНТРЫ ЗАНЯТОСТИ ИЛИ СОВРЕМЕННЫЕ «КАДРОВЫЕ ЦЕНТРЫ» // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 14(193). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/193/109061 (дата обращения: 20.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ЦЕНТРЫ ЗАНЯТОСТИ ИЛИ СОВРЕМЕННЫЕ «КАДРОВЫЕ ЦЕНТРЫ»

Жукова Мария Андреевна
магистрант, Уральский институт Управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, РФ, г. Екатеринбург
Нуштайкина Ксения Владимировна
научный руководитель,

 

EMPLOYMENT CENTERS OR MODERN "PERSONNEL CENTERS"

 

Maria Zhukova

Undergraduate, Ural Institute of Management - a branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Russia, Yekaterinburg

 

Аннотация. Создание новой модели центров занятости населения – современных «кадровых центров», содействующих реализации профессионального потенциала граждан, и удовлетворению потребности работодателей в кадровых ресурсах. Проблема правового регулирования в сфере занятости населения, анализ результатов анкетирования граждан в рамках опроса о повышении качества оказания государственных услуг в сфере занятости населения.

Abstract. Сreation of a new model of employment centers – modern “personnel centers" that promote the realization of the professional potential of citizens and meet the needs of employers in human resources. The problem of legal regulation in the field of employment of the population, analysis of the results of a survey of citizens in the framework of a survey on improving the quality of public services in the field of employment.

 

Ключевые слова: занятость, безработица, население, служба занятости, модернизация.

Keywords: employment, unemployment, population, employment service, modernization.

 

Сегодня современные тенденции экономики, такие как переход к глобализации и цифровизации влекут за собой ряд преобразований, в первую очередь это касается подъема трудовой активности населения, которая может быть реализована за счет обеспечения занятости населения [1].

На необходимость обновления структуры занятости в 2018 году обратил внимание Президент Российской Федерации В.В. Путин в послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации[2], он отметил, что необходимо, серьезно обновить структуру занятости, которая сегодня во многом неэффективна и архаична, дать людям хорошую работу, которая мотивирует, приносит достаток, позволяет реализовать себя. Данная мысль дала начало масштабной работе по модернизации всех центров занятости, расположенных на территории Российской Федерации.

Сам проект модернизации службы занятости предполагает изменение принципа оказания государственных услуг, предоставления новых услуг и сервисов по вопросам содействия занятости населения. Взаимодействие с гражданами и работодателями посредством выявления потребностей, предоставления персональных консультаций, которые в свою очередь проведут оценку сложившейся жизненной ситуации у каждого конкретного гражданина и смогут оценить бизнес ситуацию у работодателя. В конечном итоге это позволит разрабатывать комплекс мероприятий, в том числе по подготовке (переподготовке) граждан, углубленному профилированию, адаптации на рынке труда, психологической и материальной поддержке с целью быстрого и эффективного решения возникших у работников (безработных) и работодателей проблем.

Как отметил Руководитель Федеральной службы по труду и занятости М.Ю. Иванков выступая на IV Санкт-Петербургском Международном форуме Труда: «Центры занятости должны стать важнейшим инструментом инновационного развития рынка труда» [3], можно сделать вывод, что в первую очередь государство ожидает от модернизации – инновационности. В связи с чем, заинтересовал вопрос, а действительно ли граждане ждут от «новых» центров занятости именно инновационности?

В проведенном исследовании на примере Свердловской области [4] респондентам (посещаемым центры занятости) было предложено выбрать из двух критериев наиболее важный для них (что граждане хотят увидеть в новом формате работы центов занятости, после их модернизации) и к удивлению критерий «инновационность» интересует граждан наименее всего. Данному показателю отдали наименьшее число голосов.

В данном исследовании приняли участие 471 человек, которые были разбиты по возрастному признаку и уровню образования. Им было предложено выбрать один из критериев важности, что они ожидают увидеть после модернизации службы занятости, таких как: доступность, гибкость, адаптивность, простота, адресность, профессионализм, открытость, оперативность, проактивность, инновационность, доброжелательность. В случае если респонденту нужно было выбрать из двух вариантов, одним из которых являлось «инновационность» то предпочтение отдавалось другим показателям. И только в одном случае в возрастной категории от 25 до 34 лет показатель «инновационности» превысил такой критерий как оперативность. Самые яркие примеры представлены на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Опрос граждан по возрастному критерию

Drawing 1 Survey of citizens by age criterion

 

В случае с категорией граждан по уровню образования, то здесь отдали предпочтение показателю «результативность» и не поддержали показатель «инновационность», что отмечено на рисунке 2.

 

Рисунок 2. Опрос граждан по уровню образования

Drawing 2 Survey of citizens by level of education

 

Результаты предложенного опроса могут быть абсолютно различны у каждого региона Российской Федерации, поэтому необходимо выявить потребности граждан в каждом регионе и двигаться в этом (может быть индивидуальном) направлении. Отталкиваться от потребности граждан и работодателей, а не видения органов исполнительной власти. Что позволит в дальнейшем выработать единые региональные стандарты качества услуг, нацеленные на результат, а не механический набор действий.

Если модернизацию службы занятости рассматривать с точки зрения перепрофилирования в «кадровый центр», то в данном случае нацеленность в первую очередь должна быть на оперативность и проактивность действующих в отношении рисков безработицы и неэффективной занятости, содействующих реализации профессионального потенциала граждан и удовлетворению потребности работодателей в кадровых ресурсах. Таким образом, центрам занятости предстоит перейти от механизма предоставления услуг к механизму решения проблем граждан и тех предприятий, которые готовы предоставить им работу. В целях реализации данного механизма важен вопрос компетенции специалистов службы занятости, необходимо проведение масштабного обучения и переобучения, возможно смены кадрового состава. Ведь конечный результат обращения в центр занятости должен полностью удовлетворять потребности граждан и работодателей.

В эпоху интенсивного развития российской экономики нельзя забывать и о новых нестандартных формах занятости [5], возникающих на рынке труда каждая из которых обладает своими особенностями, такие как виртуальная занятость, неполная занятость, самозанятость, временная занятость.

По вышеперечисленным формам видно, как изменился рынок труда и в какой потребности нуждаются граждане. Чтобы удовлетворять все потребности граждан и работодателей необходимо модернизировать не только центры занятости, но и нормативные правовые акты оказывающие непосредственное влияние на состояние рынка труда и показатели занятости.
На сегодняшний день органы службы занятости находятся в едином правовом поле [6], и действуют строго в соответствии с Конституцией Российской Федерации [7], Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» [8] и рядом других нормативных правовых актов. Но если суть модернизации расширение предоставления государственных услуг и комплексный местами индивидуальный подход к каждому гражданину и работодателю, то требуется корректировка законодательства. Правовое поле должно быть более гибким и не строго регламентированным, оно должно учитывать в том числе региональные особенности каждого субъекта Российской Федерации, ведь потребности у работодателей и безработных могут отличаться в зависимости от территории их местонахождения. Сфера содействия занятости должна быть гибкой системой и уметь подстроиться под любую имеющуюся или вновь образовавшуюся форму занятости в кратчайшие сроки.

В настоящее время стоит важная задача по превращению архаичного ведомства в современный «кадровый центр», что в дальнейшем позволит создать конкуренцию на рынке кадровых услуг, которая может стать большим толчком в данной сфере. Для успешной реализации поставленных целей в первую очередь необходимо провести инвентаризацию нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, проанализировать потребности в государственных услугах по всем субъектам Российской Федерации, предоставить регионам самостоятельно определять перечень государственных услуг в сфере занятости, закрепляя их в региональным нормативных правовых актах.

В заключении необходимо отметить, что регулирование занятости в сложившихся условиях предполагает решение многих важных задач в рамках законодательной базы, а также корректировки правового регулирования занятости населения с учетом распространения ее нестандартных форм.

 

Список литературы:
1. Ваховский Е.В. Трансформация занятости в условиях инновационного развития экономики: диссертация кандидата экономических наук. 2016 171 с.
2. Президент Российской Федерации Путин В.В. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации [Электронный ресурс]. / В.В. Путин – Москва, 2018. Режим доступа URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/42902 (дата выступления 01.03.2018).
3. Руководитель Федеральной службы по труду и занятости Иванков М.Ю Выступление на IV Санкт-Петербургском Международном форуме Труда [Электронный ресурс]. / М.Ю. Иванков – Санкт-Петербург, 2020. Режим доступа URL: https://rostrud.gov.ru/press_center/novosti/873233/ (дата выступления 28.02.2020).
4. [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: https://docs.google.com/forms/d/1e_KuUlH9ctyoVkObiUNQATopOxf6aVDGa8w1ZXFt4J8/viewform?edit_requested=true.
5. Котлярова И.Д. Нестандартные формы занятости: позитивные, негативные, нейтральные: 215;(4):28-36.
6. Об утверждении Единых требований к организации деятельности органов службы занятости от 29.04.2019 № 302 (с изм. и доп.) // Бюллетень трудового и социального законодательства РФ, № 6, 2019.
7. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. [Электронный ресурс]// СПС Консультант Плюс. – Режим доступа URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 03.02.2020).
8. О занятости населения в Российской Федерации: Федеральный закон 
от 19.04.1991 № 1032-1 (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ, № 17, 22.04.1996, ст. 1915.