Статья:

ВЛИЯНИЕ ТЕЛЕВИДЕНИЯ И СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(180)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Бородина В.А. ВЛИЯНИЕ ТЕЛЕВИДЕНИЯ И СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 1(180). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/180/103970 (дата обращения: 20.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ВЛИЯНИЕ ТЕЛЕВИДЕНИЯ И СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Бородина Виктория Андреевна
студент филиала Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования Российский государственный профессионально-педагогический университет» «Нижнетагильского социально - педагогического института, РФ, г. Нижний Тагил
Петрова Светлана Сергеевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент кафедры ППО, филиала Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования Российский государственный профессионально-педагогический университет» «Нижнетагильского социально - педагогического института, РФ, г. Нижний Тагил

 

Аннотация. Влияние СМИ на становление и воспитание ребенка-серьезная современная проблема. СМИ в современном мире широко распространено и зачастую мы не замечаем сколько по времени мы с ним взаимодействуем. Наши дети с раннего детства взаимодействуют со СМИ, и оно не всегда оказывает положительное влияние на развитие подрастающего поколения.  В данной статье рассмотрим основные виды СМИ, влияние СМИ на детей дошкольного возраста, исследования ученых по данной проблеме, дадим ряд рекомендаций.

 

Ключевые слова: Средства массовой информации, агрессивное поведение, методы гипнотического воздействия, дошкольный возраст

 

Человек может развивается только в социуме, в котором важную роль отводят коммуникациям. Современные дети часто для средств коммуникаций используют компьютер или телевизор, журналы.

Здесь они наблюдают за любимыми героями и стараются манеры перевести на себя.  Из-за нехватки живого взаимодействия у детей возникают речевые дефекты [4,170].

Средства массовой информации – это публичная передача информации с помощью технических средств. СМИ включает в себя следующие виды:

1) газеты, журналы;

2) радио, телевидение, Интернет;

В дошкольном возрасте начинают формироваться высокие социальные мотивы и благородные чувства.

От того, какую основу заложат родители такое и будет уровень развития ребёнка. [2,48]Родители из-за нехватки опыта или из-за того, что боятся обидеть ребёнка не всегда  ограничивают  обьем  информации, который получает ребёнок в повседневной жизни. [4,170].

У детей от 3 до 11 лет ребенок только начинает формироваться как личность, а телевидение создает образ окружающего мира.[6]

Ребенок 6-7 лет, который смотрит телевизор воспринимает информацию намного глубже. А в процессе отдыха за просмотром телевизора, наряду с ослаблением тела, успокаивает нервную систему, или, иными словами, тормозит раздражение центров психического управления.  

Наслаждаясь фотографиями негативного воздействия ребенок  находится  в страстях и желаниях. [3;80]

Постоянный просмотр сцен с оказанием отрицательного воздействия на человека в дальнейшем может привести к проявлениям агрессии у детей, а в дальнейшем ребёнок будет это воспринимать как должное и оказывать агрессию на своих близких.[5]

Было проведено исследование с помощью схемы контент-анализа которая  была основана на сочетании двух основных параметров: "цели, к достижению которых стремится персонаж" и "средства, используемые персонажем для достижения целей". [5].

Таблица 1

Модальность архитипа персонажа

 

Положительные персонажи

Отрицательные персонажи

До 1991г.

62,3%

37,7%

После 1991г.

56,3%

43,7%

 

Результаты исследования спустя определённый промежуток времени произошли изменения, они проявляются в образе персонажа детского мультфильма. (характер героя, его цели, доступных ему средств для достижения этих целей).

Достижение определённых целей персонажей могут помочь родителям в воспитании подрастающего поколения.

Зачастую из-за занятости на работе родители не всегда могут контролировать просмотр определённых каналов ребёнком.  Мониторинг только одного телевизионного месяца даёт нам малоутешительные результаты: по центральным каналам в недоступное для дошкольника время демонстрируются заграничные мультипликационные кинофильмы, со сценами похищений, насилия и агрессивности, со множеством тех спецприёмов («Мыши панки с Марса», «Годзилла», «Крутые бобры», «Человек – паук», «Дикая семейка Торнберри» «Губка Майкл квадратные штаны», «Симпсоны», «Черепашки – ниндзя» и др.). С трёх до четырех часов дня на монитор выползают дорисованные чудовища. В этом нельзя убедиться, зайдя в названные часы на канал Орт, ТНТ или любой другой.

Полуроботы - полулюди вылезают из разрушенных пещер и устраивают междоусобицу миров. В «правом деле» им подсобляют скелеты с зеленными волосами и чёрными губами, которые зовются женщинами, красотками и любимыми. [3,40].

Посредством СМИ, в частности добрых мультиков, у детей ускоряется темп развития. Дети учатся думать и размышлять, они начинают понимать, какое действие что означает. [7]

сюжетов.

Ученые дают десять полезных советов тем, чьи дети все-таки остаются дома и просят включить телевизор: [6]

  • Увеличить просмотр развивающих занятий: разговоры, игра, чтение вслух, пение или прослушивание музыки.
  • Соответствие программы возрастной категории
  • Просмотр телевизора не должен достигать  два часа в день
  • Отсутствие совмещения просмотра и еды
  • Беседа о содержании просматриваемого

Газеты и журналы - еще одно средство массовой информации. Интерес к газетам и журналам начинает выявляется обычно с младшего школьного возраста. Журналы для дошкольников в доступной форме объясняют ребенку об окружающем мире (где он живет вокруг него, открывают глаза на красоту природы, помогают познать добро и зло, стремятся удовлетворить детскую любознательность).

Учитывая это, страницы журналов часто насыщены интересными заданиями. [8]

В области изучения проблем репертуара детских изданий известны следующие имена О. В. Алексеевой, Н. А. Рубакина, И. И. Старцева, М. В. Соболева, современных ученых и практиков И. А. Бутенко, Е. И. Голубевой, С. А. Караченцовой, Г. Лямина, Ю. В. Поселковой, Е. Г. Ягановой, зарубежных специалистов С. Симсова, Л. Тейнил др.

В современном мире появился огромный выбор периодических изданий, в которых сложно не запутаться. Да и к тому же встречаются экземпляры, имеющие мало представлений о воспитательном воздействии на ребенка. Их главная цель - прибыль от продажи ярких разрекламированных

Таким образом, средства массовой информации оказывают пагубное воздействие как на психику детей, так и на их физическое здоровье.

Наши дети наблюдают за сценами насилия и принимают это как должное в дальнейшем. Много специалистам занимались изучением данной проблемы и стремятся разработать оптимальные способы борьбы с излишним взаимодействием детей с компьютером.  

Но помимо отрицательного воздействия добрые мультики ускоряют процесс развития ребёнка, заставляя его думать, анализировать действия персонажей. Покупая журнал ребенку, родители выбирают более красочный, но не учитывают воспитательное содержание журнала.

 

Список литературы:
1. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. сада/ А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, А.Д. Кошелева и др.; Под ред. А.Д. Кошелевой. – М.: Просвещение. - 1985. – 176 с.
2. Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество: введение в теорию и исследования. – М.: Аванти плюс, 2003. – 253с.
3. Абраменкова В.В. Детская субкультура: содержание, функции, значение в культуре/ В.В. Абраменкова, 2003.- 450
4. https://www.stud24.ru/psychology/vliyanie-teleinformacii-na-uroven-agressivnosti/372979-1179458-page1.html Влияние телеинформации на уровень агрессивности детей старшего дошкольного возраста
5. https://www.maam.ru/detskijsad/vlijanie-smi-na-razvitie-rebenka.html Консультация «Влияние СМИ на развитие ребенка»
6. https://znanio.ru/media/soobschenie_na_roditelskom_sobranii_vliyanie_smi_na_razvitie_lichnosti_rebyonka-127401 Сообщение на родительском собрании "Влияние СМИ на развитие личности ребёнка"
7. https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-televideniya-i-sredstv-massovoy-informatsii-na-detey-doshkolnogo-vozrasta Влияние телевидения и средств массовой информации на детей дошкольного возраста
8. https://www.uchportal.ru/publ/28-1-0-9380 Влияние средств массовой информации на формирование личности ребенка
9. https://luxeth.ru/vlijanie-smi-na-razvitie-lichnosti-rebenka/ Влияние сми на развитие личности ребенка