Статья:

ПЛАНИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(180)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Безрукова Т.А. ПЛАНИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 1(180). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/180/103975 (дата обращения: 29.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПЛАНИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Безрукова Татьяна Александровна
магистрант, Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы, РФ, Республика Башкортостан, г. Уфа
Борисова Валентина Васильевна
научный руководитель, д-р филол. наук, проф. кафедры русской литературы, Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы, РФ, Республика Башкортостан, г. Уфа

 

Учитель, овладевший компетенциями в области культурно-просветительской деятельности, способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы, умеет планировать и моделировать культурное пространство школы и класса, взаимодействовать с воспитывающими взрослыми и учащимися, с коллегами и со специалистами дополнительного образования для повышения их культурного уровня, выявлять и использовать возможности региональной культурно-образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности [31, с. 454-4-472].

На основании федеральных требований нами разработана культурная модель школы, основой которой является культурно-просветительская деятельность.

Под культурной моделью школы, мы понимаем такой тип организации всей школьной жизни, в которой находят выражение и реализацию совокупность идей и ценностей, выработанных школьным сообществом, благодаря чему каждый ребенок получает условия для своего свободного культурного развития; также это такая форма школьной жизни, в которой со-организуются школьные сообщества, группы взрослых и детей, складывающиеся на основе свободно развивающихся взаимоотношений [27, с. 23-34].

Культурная модель МОБУ СОШ№5 по организации культурно-просветительской деятельности включает в себя:

  • целевую установку субъектов культурно-образовательного процесса, направленную на устремление воспитывающих взрослых и детей к культуре и культурным ценностям, являющуюся основой поиска новых способов воспитания человека культуры (по определению Е. В. Бондаревской [12, с. 59]);
  • субъектов культурно-просветительской деятельности: учитель, родители, учащиеся, коллектив школы, специалисты учреждений дополнительного образования (библиотеки, дворцы культуры, музеи, самодеятельные коллективы и т. д.);
  • формы культурно-просветительской деятельности. К ним относятся как формы внеурочной деятельности с учащимися (кружки, экскурсии, праздники, концерты и др.), так и формы взаимодействия с родителями (родительский университет, художественный салон, семейные гостиные, родительский клуб и др.);
  • средства культурно-просветительской деятельности – внешние и внутренние. Внешние средства включают в себя произведения искусства, труды ученых, раскрывающие вопросы развития личности; внутренние средства – это потенциал учителя, его способности к самообразованию, самопознанию, саморазвитию, саморефлексии.

Главным результатом организации культурно-просветительской деятельности в школе является воспитание человека культуры через создание культурного пространства образовательного учреждения.

При построении данной модели (схема 1) мы опирались на передовой педагогический опыт образовательных организаций в области просвещения, существующий как в России, так и в странах ближнего зарубежья [29, с. 3-14].

На современном этапе становления нормативно-правовой базы отечественного образования  перед педагогом поставлена задача – развить и воспитать духовно-нравственную разностороннюю личность гражданина России.

Рисунок 1.

Схема модели

 

Даже при существовании государственной поддержки и теоретической обоснованности указанной проблемы практическая реализация этой задачи осложняется такими трудностями, как недостаточное количество культурно-просветительских программ, недостаточное привлечение школьников к массовым культурно-просветительским мероприятиям, неправильные или недостаточно продуманные организация и оформление культурно-просветительских программ, отсутствие потребности в самообразовании и саморазвитии.

Планирование – это безупречное видение окончательных итогов работы, идеальное представление определенной услуги. Планирование должно быть ориентировано на результат конкретной цели [15, с. 23-31].

Планирование на учебный год в МОБУ СОШ №5 осуществляется исходя из содержания социальных функций, их приоритетных задач и направлений воспитательной работы школы.

Анализ Программы воспитания школы 2021-2025 (Приложение 6) показал, что основными целью культурно-просветительской деятельности школы является создание условий для развития личности, ее социального и гражданского становления и саморазвития

Задачи культурно-просветительской деятельности:

- создание условий для развития познавательных интересов детей, их творческих способностей, общеучебных умений, навыков самопознания и самообразования, способствующих дальнейшему развитию и самореализации личности;

- формирование духовно-нравственных ориентиров;

- создание условий для освоения учащимися культуры народов Башкортостана, в первую очередь через изучение и принятие традиций и культуры народов своего района;

- повышение уровня музыкальной и художественной культуры, развитие вкуса слушателей;

- повышение качества организации культурного досуга школьников.

- активное участие детских творческих коллективов школы в культурной жизни города;

Опираясь на Программу воспитания школы, происходит планирование культурно-просветительского направления во внеурочной деятельности в данной общеобразовательной организации.

Таблица 2

Этапы планирования культурно-просветительских программ (КПП)

№ п/п

Название этапа

Содержание этапа

Результат этапа

1

Изучение социального заказа на внеурочную деятельность

1. Анализ основных нормативных документов, в первую очередь ФГОС, для изучения заказа государства.

2. Анализ объективных данных, опросов, анкетирование для изучения заказа общества.

3. Опрос детей для изучения социального заказа детей

Формулирование замысла КПП, обоснование ее актуальности, педагогической целесообразности

2

Целеполагание

1. Анализ и доработка требований КПП в терминах внешней деятельности.

2. Разделение требований на элементы и их конкретизация: простые, сложные, комплексные.

3. Разделение требований на группы по форме контроля.

4. Оценка значимости всех требований стандарта

Формулирование целей и задач КПП

3

Прогнозирование результата реализации

1. Перечень знаний, действий и компетенций, их уровень сформированности.

2. Уровень сформированности личностного отношения ученика к освоенному опыту.

3. Уровень развития когнитивной, эмоциональной и волевой сфер личности ребенка.

4. Проявление у школьника интереса к профессиональной деятельности или сфере

Формулирование потенциальных результатов реализации КПП

4

Разработка содержания КПП

Содержание разрабатывается с учетом цели и задач, направлений внеурочной деятельности и с учетом «включения» ее ресурса в КПП

Составление содержания учебно-тематического планирования и содержания разделов КПП

5

Разработка организационных форм и технологий в рамках КПП

1. Выбор формы организации (факультатив, предметное объединение, кружок, секция, студия и т.д.).

2. Выбор технологии реализации (проектные, дискуссионные, игровые и т.д.)

Перечень и описание организационных форм и технологий в рамках КПП

6

Разработка модели реализации КПП

1. Нормативно-правовое обеспечение.

2. Материально-техническая база.

3. Информационно-компьютерное сопровождение.

4. Методическое обеспечение

Описание модели реализации КПП

7

Разработка системы диагностики и отслеживания результатов

1. Количественные показатели.

2. Показатели, характеризующие соответствие деятельности стандартам.

3. Качественные показатели

Программа диагностики результатов, описание системы отслеживания результатов КПП

 

Таким образом, становится возможным сделать вывод, что в данном образовательном учреждении при планировании культурно-просветительских программ учитываются условия, приемы и методы, формы работы, а также временные рамки реализации программы. Педагоги владеют умением моделировать и компетентно конструировать КПП, способны предлагать максимально эффективный вариант в определенных условиях. Важными компетенциями при проектировании ККП выступают умение оформлять КПП, находить эффективные способы ее реализации и диагностики результатов. Все эти компетенции требуются для корректировки КПП как на этапе планирования, так и на этапе реализации.