ПЛАНИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(180)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(180)
ПЛАНИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Учитель, овладевший компетенциями в области культурно-просветительской деятельности, способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы, умеет планировать и моделировать культурное пространство школы и класса, взаимодействовать с воспитывающими взрослыми и учащимися, с коллегами и со специалистами дополнительного образования для повышения их культурного уровня, выявлять и использовать возможности региональной культурно-образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности [31, с. 454-4-472].
На основании федеральных требований нами разработана культурная модель школы, основой которой является культурно-просветительская деятельность.
Под культурной моделью школы, мы понимаем такой тип организации всей школьной жизни, в которой находят выражение и реализацию совокупность идей и ценностей, выработанных школьным сообществом, благодаря чему каждый ребенок получает условия для своего свободного культурного развития; также это такая форма школьной жизни, в которой со-организуются школьные сообщества, группы взрослых и детей, складывающиеся на основе свободно развивающихся взаимоотношений [27, с. 23-34].
Культурная модель МОБУ СОШ№5 по организации культурно-просветительской деятельности включает в себя:
- целевую установку субъектов культурно-образовательного процесса, направленную на устремление воспитывающих взрослых и детей к культуре и культурным ценностям, являющуюся основой поиска новых способов воспитания человека культуры (по определению Е. В. Бондаревской [12, с. 59]);
- субъектов культурно-просветительской деятельности: учитель, родители, учащиеся, коллектив школы, специалисты учреждений дополнительного образования (библиотеки, дворцы культуры, музеи, самодеятельные коллективы и т. д.);
- формы культурно-просветительской деятельности. К ним относятся как формы внеурочной деятельности с учащимися (кружки, экскурсии, праздники, концерты и др.), так и формы взаимодействия с родителями (родительский университет, художественный салон, семейные гостиные, родительский клуб и др.);
- средства культурно-просветительской деятельности – внешние и внутренние. Внешние средства включают в себя произведения искусства, труды ученых, раскрывающие вопросы развития личности; внутренние средства – это потенциал учителя, его способности к самообразованию, самопознанию, саморазвитию, саморефлексии.
Главным результатом организации культурно-просветительской деятельности в школе является воспитание человека культуры через создание культурного пространства образовательного учреждения.
При построении данной модели (схема 1) мы опирались на передовой педагогический опыт образовательных организаций в области просвещения, существующий как в России, так и в странах ближнего зарубежья [29, с. 3-14].
На современном этапе становления нормативно-правовой базы отечественного образования перед педагогом поставлена задача – развить и воспитать духовно-нравственную разностороннюю личность гражданина России.
Рисунок 1.
Схема модели
Даже при существовании государственной поддержки и теоретической обоснованности указанной проблемы практическая реализация этой задачи осложняется такими трудностями, как недостаточное количество культурно-просветительских программ, недостаточное привлечение школьников к массовым культурно-просветительским мероприятиям, неправильные или недостаточно продуманные организация и оформление культурно-просветительских программ, отсутствие потребности в самообразовании и саморазвитии.
Планирование – это безупречное видение окончательных итогов работы, идеальное представление определенной услуги. Планирование должно быть ориентировано на результат конкретной цели [15, с. 23-31].
Планирование на учебный год в МОБУ СОШ №5 осуществляется исходя из содержания социальных функций, их приоритетных задач и направлений воспитательной работы школы.
Анализ Программы воспитания школы 2021-2025 (Приложение 6) показал, что основными целью культурно-просветительской деятельности школы является создание условий для развития личности, ее социального и гражданского становления и саморазвития
Задачи культурно-просветительской деятельности:
- создание условий для развития познавательных интересов детей, их творческих способностей, общеучебных умений, навыков самопознания и самообразования, способствующих дальнейшему развитию и самореализации личности;
- формирование духовно-нравственных ориентиров;
- создание условий для освоения учащимися культуры народов Башкортостана, в первую очередь через изучение и принятие традиций и культуры народов своего района;
- повышение уровня музыкальной и художественной культуры, развитие вкуса слушателей;
- повышение качества организации культурного досуга школьников.
- активное участие детских творческих коллективов школы в культурной жизни города;
Опираясь на Программу воспитания школы, происходит планирование культурно-просветительского направления во внеурочной деятельности в данной общеобразовательной организации.
Таблица 2
Этапы планирования культурно-просветительских программ (КПП)
№ п/п |
Название этапа |
Содержание этапа |
Результат этапа |
1 |
Изучение социального заказа на внеурочную деятельность |
1. Анализ основных нормативных документов, в первую очередь ФГОС, для изучения заказа государства. 2. Анализ объективных данных, опросов, анкетирование для изучения заказа общества. 3. Опрос детей для изучения социального заказа детей |
Формулирование замысла КПП, обоснование ее актуальности, педагогической целесообразности |
2 |
Целеполагание |
1. Анализ и доработка требований КПП в терминах внешней деятельности. 2. Разделение требований на элементы и их конкретизация: простые, сложные, комплексные. 3. Разделение требований на группы по форме контроля. 4. Оценка значимости всех требований стандарта |
Формулирование целей и задач КПП |
3 |
Прогнозирование результата реализации |
1. Перечень знаний, действий и компетенций, их уровень сформированности. 2. Уровень сформированности личностного отношения ученика к освоенному опыту. 3. Уровень развития когнитивной, эмоциональной и волевой сфер личности ребенка. 4. Проявление у школьника интереса к профессиональной деятельности или сфере |
Формулирование потенциальных результатов реализации КПП |
4 |
Разработка содержания КПП |
Содержание разрабатывается с учетом цели и задач, направлений внеурочной деятельности и с учетом «включения» ее ресурса в КПП |
Составление содержания учебно-тематического планирования и содержания разделов КПП |
5 |
Разработка организационных форм и технологий в рамках КПП |
1. Выбор формы организации (факультатив, предметное объединение, кружок, секция, студия и т.д.). 2. Выбор технологии реализации (проектные, дискуссионные, игровые и т.д.) |
Перечень и описание организационных форм и технологий в рамках КПП |
6 |
Разработка модели реализации КПП |
1. Нормативно-правовое обеспечение. 2. Материально-техническая база. 3. Информационно-компьютерное сопровождение. 4. Методическое обеспечение |
Описание модели реализации КПП |
7 |
Разработка системы диагностики и отслеживания результатов |
1. Количественные показатели. 2. Показатели, характеризующие соответствие деятельности стандартам. 3. Качественные показатели |
Программа диагностики результатов, описание системы отслеживания результатов КПП |
Таким образом, становится возможным сделать вывод, что в данном образовательном учреждении при планировании культурно-просветительских программ учитываются условия, приемы и методы, формы работы, а также временные рамки реализации программы. Педагоги владеют умением моделировать и компетентно конструировать КПП, способны предлагать максимально эффективный вариант в определенных условиях. Важными компетенциями при проектировании ККП выступают умение оформлять КПП, находить эффективные способы ее реализации и диагностики результатов. Все эти компетенции требуются для корректировки КПП как на этапе планирования, так и на этапе реализации.