ПРАВА СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СПОСОБЫ ИХ ЗАЩИТЫ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(181)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(181)
ПРАВА СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СПОСОБЫ ИХ ЗАЩИТЫ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ
В целях обеспечения законных интересов субъектов хозяйствования в 2020 году Правительству Российской Федерации дано преимущество принимать решения по вопросам порядка и осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
При осуществлении указанного полномочия Правительство Российской Федерации в Постановлении от 03. 2020 № 438 «Об особенностях осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменений в пункт 7 Правил подготовки государственного контроля - надзорные проекты по проведению плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Решение № 438) введен подробный реестр оснований ради выполнения плановых и внеплановых проверок организациях.
Таким образом, плановые проверки не будут проводиться по отношении:
- юридических лиц, отдельных предпринимателей, классифицируемые по ст. 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» для малых и средних предприятий, материалы о которых включены в общий реестр малых и средних предприятий;
- некоммерческих организаций, среднесписочное количество сотрудников, которых не превышает 200 человек (за исключением политических партий и некоммерческих организаций, включенных в реестр некоммерческих организаций, исполняющих функции иностранного агента;
- прочих бизнес-единиц, работа, которых отнесена к категории посредственного или среднего риска.
Кроме того, внеплановые проверки хозяйствующих субъектов могут проводиться исключительно в следующих случаях:
- причинами, которых являются принесение вреда жизни, здоровью граждан или неизбежное причинение вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций естесственного и техногенного характера и проведение каких согласовано с прокуратурой;
- определить проверку осуществления прежде изданного приказа о принятии мер по исключению правонарушений, организовывающих прямую угрозу жизни и здоровью граждан, выполнение которого согласовано с прокуратурой;
- исполняется по поручению Президента Российской Федерации, постановлению Правительства Российской Федерации с установкой определенного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя, ходатайству прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора реализации законов по материалам и жалобам, поступившим в прокуратуру;
- в целях, проверки исполнения ранее размещенного заказа признание, которого влечет за собой восстановление прежде приостановленной лицензии, аккредитации или иного разрешительного документа.
При этом все плановые и внеплановые проверки проводятся в документальной форме с применением дистанционного взаимодействия, включая аудио- или видеосвязь.
Выезд должностных лиц органов государственного контроля (надзорных органов) и органов муниципального контроля при проведении проверки позволяется в следующих случаях:
- Выезд должностных лиц органов государственного контроля (надзорных органов) и органов муниципального контроля согласовывается с прокуратурой в рамках согласования выполнения проверок.
- право на отпуск должностных лиц органов государственного контроля (надзорных органов), органов муниципального контроля предоставляется указом Президента Российской Федерации, распоряжением Правительства Российской Федерации, запросом прокурора о проведении проверок.
Постановление № 438 дало компаниям преимущество переноса сроков исполнения прежде изданных указаний.
При этом аппарат государственного контроля (надзора) должен принять решение о продлении сроков в течение 10 рабочих дней со дня получения подобного обращения (за исключением предписания об устранении нарушений, повлекших приостановление действия лицензии, аккредитация или другое).
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 26. 2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» представитель имеет право:
- находиться конкретно во время проверки для дачи объяснений по вопросам, относящимся к объекту проверки;
- получать от органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их работников информацию, относящуюся к объекту контроля и предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом;
- знакомиться с документами и (или) сведениями, которые органы государственного контроля (надзорные органы), органы муниципального контроля в рамках межведомственного обмена информацией от прочих государственных органов, органов местного самоуправления или организаций, подвластных государственным органам или органам местного самоуправления, принимают органы, располагающие указанными документами и/или сведениями;
- документы и (или) сведения, запрашиваемые в рамках межведомственного обмена информацией в орган государственного контроля (надзора), орган общественного контроля по своей инициативе;
- знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки изучение с результатами проверки, свое соглашение или несогласие с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзорного органа) органа муниципального контроля;
- на действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, допустивших нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- привлечь к участию в проверке представителя по защите прав предпринимателей.
Защита прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля исполняется в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В административном производстве (предварительном производстве) действия (бездействие) органов государственного контроля и их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий орган и вышестоящему должностному лицу либо в прокуратуру.
При этом возбуждение дела об административном правонарушении по статье 1 КоАП РФ за несоблюдение условий законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле касается к исключительной компетенции прокуратура. Срок давности сведения о нормативном правонарушении составляет 1 год со дня нормативного правонарушения.
Кроме административной ответственности прокурор вправе обжаловать незаконное решение о проведении проверки, обратиться с заявлением об устранении нарушений прав хозяйствующего субъекта.