Статья:

МАЛАЯ ПРОЗА В. Я. БРЮСОВА: ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(181)

Рубрика: Филология

Выходные данные
Русанова М.М. МАЛАЯ ПРОЗА В. Я. БРЮСОВА: ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 2(181). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/181/104502 (дата обращения: 27.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

МАЛАЯ ПРОЗА В. Я. БРЮСОВА: ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ

Русанова Марфа Максимовна
студент, Санкт-Петербургский государственный университет, РФ, г. Санкт-Петербург

 

Литературное наследие В. Я. Брюсова (1873–1924 гг.) — писателя, поэта, теоретика русского символизма, переводчика и критика, представляет собой большой и во многом не охваченный современными исследованиями пласт литературы. Долгое время в поле зрения литературоведов оказывалось только поэтическое творчество Брюсова, малая проза писателя считалась второстепенной по отношению к его поэзии.

Однако рост интереса исследователей к опубликованным при жизни Брюсова и неизданным произведениям показывает, что роль малой прозы писателя представляется ученым значимой для русской литературы XX в. При жизни писателя было издано две книги его малой прозы: «Земная ось» (первая публикация — 1907 г.) «Ночи и дни» (1913). Изучение рассказов, фрагментов и других жанров позволяет дополнить и изменить картину литературного процесса эпохи. Целью нашей статьи будет выявление основных направлений исследования малой прозы писателя и указание на наиболее перспективные из них.

Одними из первых вопрос о необходимости целостного анализа творчества Брюсова (включая его малую прозу) поставили российские литературоведы А. В. Лаврова и С. С. Гречишкина [2, с. 78–96].

Важные наблюдения о прозе В. Я. Брюсова были сделаны Э. С. Даниэлян. Исследовательница рассматривает произведения писателя не как стилизацию, а как попытку создания экспериментальных произведений, обогащенных традициями русской и зарубежной литературы. В книге «Творческие искания Брюсова-новеллиста: (1900–1907)» ею было указано на двоемирие брюсовских произведений как на основной принцип поэтики его прозы [1, с. 30–38]. Она видит в творческом методе писателя следование логике романтических произведений. Такая точка зрения быстро укоренилась в научной мысли.

Даниэлян также осмысливает структуру книги «Земная ось» как цикла, указывая на важность первого и последнего произведений в ее структуре [1, с. 9].  Позже известный специалист по русской литературе начала ⅩⅩ в. З. Г. Минц высказала суждение о том, что большие эпические жанры вытесняются на рубеже веков циклическими формами [3, с. 59]. О.И. Осипова, синтезируя опыт анализа предшественников, говорит о циклах Брюсова как о сверхжанре, который схож со структурой романа «Огненный ангел» [4].

Проблема претекстов и аллюзий в малой прозе Брюсова разрабатывается исследователями, но до сих пор не сложилось полного представления об их функциях как авторских стратегий текстопорождения. Например, в статье А. Д. Савиной детально анализируется святочный рассказ «Защита», автор исследования расширяет число возможных претекстов произведения: «Метель», «Каменный гость» Пушкина, «Вера» Вилье де Лиль-Адана [5, с. 46–52]. При этом высказывается предположение об ироническом изображении сверхъестественного, которое было характерно для романтической традиции.

Предпринималась также попытка изучения малой прозы Брюсова в аспекте проблемы визуальности. Например, Н.А. Дровалева анализирует принципы создания Брюсовым литературных портретов. Литературовед рассматривает портреты попутчика в «Студном боге», Матильды и ее отца в рассказе «В башне», дьявола в «Ночном путешествии» в качестве способов создания символического двоемирия [6, с. 138].

Наиболее заметными направлениями в изучении творчества писателя стали проблемы жанровой природы его произведений, функции претекстов, а также общие принципы поэтики. Круг вопросов, которые ставят исследователи, часто бывает ограниченным. Так, например, исследователи чрезвычайно редко обращаются к проблемам рецепции малой прозы писателя и не всегда ставят задачу вписать ее в общий исторический контекст.

Это может быть объяснено тем, что в центре внимания оказывается поэтика отдельных произведений книг «Земная ось» и «Ночи и дни». Кроме того, обширное наследие писателя, опубликованное вне сборников и оставшееся в рукописях, почти не рассматривается.

 

Список литературы:
1. Даниелян Э.С. Валерий Брюсов: Проблемы творчества – Ереван: Лингва, 2002. 
2. Лавров А.В., Гречишкин С.С. Брюсов-новеллист // Лавров А.В., Гречишкин С.С. Символисты вблизи. Очерки и публикации – СПб: Скифия, 2004. 
3. Минц З.Г. О некоторых «неомифологических» текстах в творчестве русских символистов // Минц З.Г. Блок и русский символизм: Избранные труды: В 3 кн. Кн. 3: Поэтика русского символизма – СПб.: Искусство, 2004. 
4. Осипова О.И. Жанровое своеобразие прозы В. Брюсова 1900-х годов: автореферат дис. … канд. филол. наук – Владивосток, 2009. 
5. Савина А.Д. Сюжетная игра в малой прозе В. Брюсова (На материале рассказа «Защита») // Сюжетология и сюжетография  – 2013 – № 1. 
6. Дровалева Н.А. Поэтика портрета в «малой» прозе В.Я. Брюсова: к постановке проблемы // Stephanos – 2018 – № 5 (31).