МАЛАЯ ПРОЗА В. Я. БРЮСОВА: ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(181)
Рубрика: Филология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(181)
МАЛАЯ ПРОЗА В. Я. БРЮСОВА: ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ
Литературное наследие В. Я. Брюсова (1873–1924 гг.) — писателя, поэта, теоретика русского символизма, переводчика и критика, представляет собой большой и во многом не охваченный современными исследованиями пласт литературы. Долгое время в поле зрения литературоведов оказывалось только поэтическое творчество Брюсова, малая проза писателя считалась второстепенной по отношению к его поэзии.
Однако рост интереса исследователей к опубликованным при жизни Брюсова и неизданным произведениям показывает, что роль малой прозы писателя представляется ученым значимой для русской литературы XX в. При жизни писателя было издано две книги его малой прозы: «Земная ось» (первая публикация — 1907 г.) «Ночи и дни» (1913). Изучение рассказов, фрагментов и других жанров позволяет дополнить и изменить картину литературного процесса эпохи. Целью нашей статьи будет выявление основных направлений исследования малой прозы писателя и указание на наиболее перспективные из них.
Одними из первых вопрос о необходимости целостного анализа творчества Брюсова (включая его малую прозу) поставили российские литературоведы А. В. Лаврова и С. С. Гречишкина [2, с. 78–96].
Важные наблюдения о прозе В. Я. Брюсова были сделаны Э. С. Даниэлян. Исследовательница рассматривает произведения писателя не как стилизацию, а как попытку создания экспериментальных произведений, обогащенных традициями русской и зарубежной литературы. В книге «Творческие искания Брюсова-новеллиста: (1900–1907)» ею было указано на двоемирие брюсовских произведений как на основной принцип поэтики его прозы [1, с. 30–38]. Она видит в творческом методе писателя следование логике романтических произведений. Такая точка зрения быстро укоренилась в научной мысли.
Даниэлян также осмысливает структуру книги «Земная ось» как цикла, указывая на важность первого и последнего произведений в ее структуре [1, с. 9]. Позже известный специалист по русской литературе начала ⅩⅩ в. З. Г. Минц высказала суждение о том, что большие эпические жанры вытесняются на рубеже веков циклическими формами [3, с. 59]. О.И. Осипова, синтезируя опыт анализа предшественников, говорит о циклах Брюсова как о сверхжанре, который схож со структурой романа «Огненный ангел» [4].
Проблема претекстов и аллюзий в малой прозе Брюсова разрабатывается исследователями, но до сих пор не сложилось полного представления об их функциях как авторских стратегий текстопорождения. Например, в статье А. Д. Савиной детально анализируется святочный рассказ «Защита», автор исследования расширяет число возможных претекстов произведения: «Метель», «Каменный гость» Пушкина, «Вера» Вилье де Лиль-Адана [5, с. 46–52]. При этом высказывается предположение об ироническом изображении сверхъестественного, которое было характерно для романтической традиции.
Предпринималась также попытка изучения малой прозы Брюсова в аспекте проблемы визуальности. Например, Н.А. Дровалева анализирует принципы создания Брюсовым литературных портретов. Литературовед рассматривает портреты попутчика в «Студном боге», Матильды и ее отца в рассказе «В башне», дьявола в «Ночном путешествии» в качестве способов создания символического двоемирия [6, с. 138].
Наиболее заметными направлениями в изучении творчества писателя стали проблемы жанровой природы его произведений, функции претекстов, а также общие принципы поэтики. Круг вопросов, которые ставят исследователи, часто бывает ограниченным. Так, например, исследователи чрезвычайно редко обращаются к проблемам рецепции малой прозы писателя и не всегда ставят задачу вписать ее в общий исторический контекст.
Это может быть объяснено тем, что в центре внимания оказывается поэтика отдельных произведений книг «Земная ось» и «Ночи и дни». Кроме того, обширное наследие писателя, опубликованное вне сборников и оставшееся в рукописях, почти не рассматривается.