Статья:

СОЗДАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК РЕСУРС ЭКОНОМИЧЕСКОГО И НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(182)

Рубрика: Политология

Выходные данные
Сергеев Р.С. СОЗДАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК РЕСУРС ЭКОНОМИЧЕСКОГО И НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 3(182). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/182/104646 (дата обращения: 25.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СОЗДАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК РЕСУРС ЭКОНОМИЧЕСКОГО И НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сергеев Роман Сергеевич
студент, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, РФ, г. Тамбов

 

Аннотация. Статья посвящена анализу государственной политики в сфере развития среднего профессионального образования. Исследованы актуальное состояние и основные направления развития системы СПО в области экономического и научного-технологического развития Российской Федерации.

Abstract. The article is devoted to the analysis of state policy in the field of development of secondary vocational education. The current state and main directions of development of the secondary vocational education system in the field of economic, scientific and technological development of the Russian Federation are investigated.

 

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, экономическое развитие, научно-технологическое развитие.

Keywords: secondary vocational education, economic development, scientific and technological development.

 

Рост уровня образования населения, развитие кадрового потенциала - важнейшее конкурентное преимущество любого региона. На сегодняшний день сфера СПО является эффективным инструментом обеспечения устойчивого экономического развития государства, поэтому актуальной задачей становится подготовка специалистов с использованием в учебных заведениях инновационных методов обучения.

Данная ситуация является стимулом для усиления роли среднего профессионального образования в подготовке специалистов. Учреждения СПО должны вносить значительный вклад в формирование кадрового резерва, что может крайне положительно влиять на прогресс в различных сферах деятельности: промышленности, социальной сфере, научно-техническом развитии России.

Сегодня система среднего профессионального образования находится в трудном положении. В постсоветский период количество учебных заведений СПО в России значительно сократилось. Продолжительный период времени государство не придавало развитию системы среднего профессионального образования особого значения, что отрицательно сказалось на темпе развития экономики. Уже сегодня работодатели отмечают дефицит специалистов среднего звена.

Стоит отметить, что важной задачей стало осуществление новой образовательной политики, цель которой – предоставление для молодежи идущего в ногу со временем образования. Растущая необходимость в профессионалах предполагает ускоренные темпы совершенствования системы СПО. Но, несмотря на высокие показатели уровня повышения квалификации кадров, развитие образования не может осуществиться без формирования более высокого качества знаний, предоставляемых учебными заведениями.

В распоряжении Правительства Российской Федерации от 03.03.2015 № 349-р была определена совокупность мер, направленных на повышение качества системы СПО в период 2015-2020 годов [5]. Важнейшими аспектами являются обучение и повышение квалификации специалистов по самым нужным и перспективным специальностям; продвижение практико-ориентированной модели обучения; предоставление образовательным учреждениям СПО возможности увеличения и переобучения педагогического состава. Принятие этих мер принесло свои результаты. Так, доля образовательных организаций СПО, осуществляющих обучение по 50-ти наиболее востребованным на рынке труда профессиям, на 2018 г. составляет 30% [6]. Подготовка профессиональных кадров по данным специальностям возможна в 71% профессиональных образовательных организациях [7].

Министерство просвещения России (в настоящее время – Министерство науки и высшего образования Российской Федерации), вместе с АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (АСИ), способствует интеграции «Регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста» [9]. При внедрении кадрового стандарта необходимо решение вопроса инвестиционной привлекательности регионов, на которую в первую очередь влияют максимальная реализация кадрового потенциала и рост производственной мощности предприятий. Изначально реализация проекта проходила в 20 пилотных регионах в течение 2016-2017 годов, что повлияло на выявление его сильных и слабых сторон. В период с 2018 года по 2019 год проект стал опорой для увеличения кадров во всех регионах страны.

На сегодняшний день было подписано 29 трехсторонних соглашений о внедрении кадрового стандарта между АСИ, союзом «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)» и регионами Российской Федерации. Для ведущих экономических отраслей была подготовлена основа действенных региональных методов и способов обучения специалистов, относящихся к среднему звену. В итоге полученная от всех пилотных регионов обратная связь указала на проблемы, которые требуют особого внимания и должны быть решены на следующих уровнях.

Этот факт стал основной причиной разработки «Регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста 2.0» [9]. Директор департамента кадрового обеспечения промышленного роста направления АСИ «Молодые профессионалы» Юлия Ханьжина считает, что принимающие непосредственное участие в тестировании стандарта пилотные производства в несколько раз превышают эффективность иных работодателей по критериям практико-ориентированной подготовки. Как следствие, происходит повышение уровня удовлетворенности качеством обучения кадров [2].

Реализация регионального кадрового стандарта представляет собой высокоэффективное продолжение системного проекта АСИ, принятого 14 ноября 2013 года, под названием «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования» [1]. Система среднего профессионального образования обладает совокупностью методов, способствующих ее модернизации. Ключевой из них - введение практико-ориентированной (дуальной) модели обучения в СПО.

На данный момент 798 образовательных учреждений СПО используют технологии практико-ориентированного (дуального) обучения, что составляет 17,1% от количества всех образовательных организаций. В учебных заведениях Белгородской, Оренбургской, Московской областей, Чукотского АО статистический показатель по необходимому значению намного выше, чем в других регионах страны [7].

Несмотря на это, внедрение практико-ориентированной модели подготовки в региональных системах СПО происходит медленными темпами. Из большого количества субъектов РФ, участвовавших в пилотном проекте, всего 4 региона (Белгородская, Нижегородская, Тамбовская и Самарская области) продолжили осуществление данной деятельности, охватив большую часть профессиональных образовательных учреждений.

Руководством Российской Федерации поставлена важная цель по реализации экономического и социального развития (послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2019 года и 2020 года, Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»).

Перед государством стоит необходимость решения ряда проблем, непосредственно влияющих на развитие экономического и научно-технологического развития России.

В системе среднего профессионального образования до 2024 года необходимо внедрить новые образовательные технологии, направленные на получение необходимых навыков; создать цифровую образовательную среду, подразумевающую повышение доступности обучения при сохранении его качества; разработать систему обновления и приобретения новых профессиональных навыков работающими гражданами, в том числе освоения информации в сфере цифровой экономики; расширить практику использования профессиональных конкурсов, предусматривающих профессиональный и карьерный рост.

Главными направлениями в области экономического роста в последнее время становятся ускорение технологического развития, создание в базовых отраслях экономики (обрабатывающей промышленности, АПК) ориентированного на экспорт сектора, направленного на применение современных технологий и привлечение высококвалифицированных специалистов.

Переход на новые технологии в современном мире является одним из основных факторов конкурентоспособности государства и его устойчивого социально-экономического развития, а также преодоления нарастающего дефицита различных ресурсов.

При этом идет речь не только об ограниченности природных ресурсов, но и об увеличении дефицита квалифицированных кадров.

В рамках реализации антикризисных мер постоянные изменения требований рынка труда увеличивают роль образовательных учреждений системы СПО в подготовке востребованных специалистов.

На данный момент колледжи и техникумы призваны принимать участие в формировании профессионального кадрового резерва. От этого напрямую зависит развитие российской промышленности и социальной сферы.

 

Список литературы:
1. Агентство стратегических инициатив. Системный проект. Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования [Электронный ресурс]. – URL : http://asi.ru/projects/7267/ (дата обращения: 11.12.2021).
2. Двадцать регионов станут наставниками по запуску стандарта кадрового обеспечения промышленного роста во всей России / Интервью Ю.Б. Ханьжиной на сайте агентства АСИ [Электронный ресурс]. – URL : https://asi.ru/news/87158/ (дата обращения: 10.12.2021).
3. Дудырев, Ф.Ф., Романова, О.А. Шабалин, А.И. Дуальное обучение в российских регионах: модели, лучшие практики, возможности распространения // Вопросы образования. – 2018. – № 2. – С. 117-137.
4. Иванов, В.Г., Демина, Е.А. Проблемы реализации дуального обучения для специальностей экономики и управления // Профессиональное образование и рынок труда. – 2015. – № 8. – С. 14-15.
5. Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 годы: распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.03.2015 № 349-р. [Электронный ресурс]. – URL : http://government.ru/media/files/cWukCnDBv5U.pdf (дата обращения: 10.12.2021).
6. О плане мероприятий «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки»: распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 722-р [Электронный ресурс]. – URL : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 70550418/ (дата обращения: 10.12.2021).
7. О результатах мониторинга качества подготовки кадров в 2018 году / Информационный бюллетень. Москва : МИРЭА – Российский технологический университет, 2018. – 35 с.
8. Образование в цифрах: 2021 : краткий статистический сборник / Л. М. Гохберг, О. К. Озерова, Е. В. Саутина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: НИУ ВШЭ, 2021.
9. Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста. [Электронный ресурс]. – URL : https://asi.ru/upload_docs/staffing/Standart_ KPR_upd.pdf (дата обращения: 10.12.2021).