Статья:

РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ЭНЕРГИИ В ТЕХНИЧЕСКИХ УСТРОЙСТВАХ» УЧАЩИМИСЯ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(182)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Петухова Е.Э. РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ЭНЕРГИИ В ТЕХНИЧЕСКИХ УСТРОЙСТВАХ» УЧАЩИМИСЯ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 3(182). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/182/104806 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ЭНЕРГИИ В ТЕХНИЧЕСКИХ УСТРОЙСТВАХ» УЧАЩИМИСЯ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ

Петухова Евгения Эдуардовна
магистрант Хакасского Государственного Университета им. Н. Ф. Катанова, РФ, г. Абакан
Гафнер Ю. Я.
научный руководитель, д-р физ.-мат. наук, профессор, зав. кафедрой общей и экспериментальной физики, Института естественных наук и математики Хакасского Государственного Университета им. Н. Ф. Катанова, РФ, г. Абакан

 

Аннотация. Роль интересов в процессах деятельности очень большая. Интересы вынуждают детей стремительно находить пути и способы удовлетворения появившейся у него жажды знания и понимания. Удовлетворения интереса, выражающего направленность личности, как правило, не приводит его угасанию, а внутренне перестраивая, обогащая и укрепляя его, вызывает стремление к новым интересом, отвечающим более высокому уровню познавательной деятельности.

 

Ключевые слова: Политехническое образование, политехнизм, механика, электроэнергия, физика, организация процесса обучения, лабораторные работы.

 

Принцип политехнизма, лежащие в основе преподавании физики, предполагает рост научного уровня содержания образования, объединение физических основ ряда отраслей народного хозяйства, техники, знакомство учащихся с основными направлениями научно-технического прогресса, усиление экспериментальной основы курса обеспечивающих формирование и развитие умений и навыков школьников. Анализ содержания учебного материала школьного курса физики позволяет указать на высокие возможности, физике как учебной дисциплины, по знакомство учащихся с физическими принципами главная отрасль производства, технологии многих процессов и организации труда. Курс школьной физики обладает также большой возможностью для формирования у обучающихся ряда практических умений, это объединяется тему, что учащиеся выполняют большое количество практических работ, некоторые из них имеет физика техническое содержание.

Анализ умений формируемых и развиваемых в процессе изучения курса физики позволяет выделить ряд умений, основанных на политехнических знаний:

- пользоваться различными источниками электроэнергии и теплоты;

- читать и собирать электрические цепи;

- выполнять изменения физических величин;

- пользоваться измерительными приборами.

Физика - экспериментальная наука, а значит, в основе методов преподавания физики должен лежать физический эксперимент. Поэтому для политехнического образования учащихся на уроках физики особо особое значение имеют:

- демонстрация устройства и принципа действия технических приборов и установок.

Такие демонстрации следует дополнять показом собственно технических приборов и деталей: различного рода подшипников, технических манометров, коллекции материалов и так далее;

- в настоящее время ИКТ используется демонстрации фильмов, анимация, флеш-ролики физика терема технического содержания и так далее.

Таким образом, реализация политехнического образования при изучении физики возможно через:

- включением сведений о технике и производстве при изучении физических явлений и процессов, связывая их с жизнью;

- знакомство учащихся с демонстративным и лабораторным оборудованием;

- решение физических задач и так далее.

Содержание политехнического материалов, которая должна быть изучена конспект учебного материала, изучаемого на уроках физики, можно выделить такие компоненты:

  1. Взаимосвязь физики и техники.
  2. Направления научно-технического прогресса.
  3. Основные отрасли современного производства.
  4. Конкретные технические объекты и технологические процессы.
  5. Социально экономические знания.
  6. Экологические знания.

Политехническое образование, смысл которого в формировании общего политехнического кругозора учащихся, требует ознакомление их с научными основами наиболее важных направлений научно-технического прогресса, основными отраслями современного производства. В первые годы изучения физики у школьников должны сформироваться ряд умений политехнического содержания.

Среди этих умений можно выделить следующие:

  1. Пользоваться измерительными приборами и выполнять измерения.
  2. Пользоваться таблицами.
  3. Читать и строить графики.
  4. Чертить схемы и собирать электрические цепи по этим схемам.
  5. Оценивать погрешности измерений.
  6. Обнаруживать в быту, техники, природе изучаемые явления.

При обучении механики в средней школе решают отдельные образовательные, воспитательные задачи, а также задачи развития учащихся.

В механике вводятся основные понятия (масса, сила, импульс тела, энергия и так далее), которые являются «инструментом» познания в физике - это одна из образовательных задач данного раздела. В связи с этим механику справедливо называют фундаментом физики. При изучении вопросов механики школьники впервые знакомится с физической теорией, рядом фундаментальных опытов и так далее. Воспитательные задачи решаются при этом путем формирования научного взгляда на природу и её познание, формирование политехнических знаний и умений (знания научных основ, современной механизации производства, транспорта и так далее). Воспитание гражданского самосознания и патриотизма. При рассмотрении основных обобщений в механике (закон всемирного тяготения, закон сохранения импульса и энергии и другое), также обращают внимание школьников на тот факт, что объективность научных обобщений подтверждается применением в практической деятельности человека (механика космических полетов, движение машин и их частей, реализация условий равновесия в технических сооружениях и конструкциях и другое).

В ходе изучения основ электродинамики в школьных классах учитель решает весьма важные и сложные образовательные и воспитательные задачи, а также задачи по всестороннему развитию личности учащегося. В большей мере это и определяет значение данного раздела. Решение общих образовательных задач в основном сводится к тому, что в этом разделе должно быть введено основное для современной физики понятие электромагнитного поля, а также физические понятия: электрический заряд, электромагнитные колебания, электромагнитная волна, её скорость и так далее. В разделе «Электродинамика» политехнические знания школьников пополняются знаниями физических основ электрификации и электроэнергетики. Учащиеся приобретают определенные умения и навыки работы с разнообразными электрическими приборами. Определенную ценность изучение электродинамики имеет и для трудового воспитания подросткового поколения, так как на любом промышленном производстве, в сельском хозяйстве, в быту учащиеся встречаются, с практическим использованием электроэнергии. В ходе изучения электродинамики происходит дальнейшее развитие логического, теоретического, научно-технического, диалектического мышления, а в итоге оказывается положительное влияние на развитие. Например, развитию научно - творческого мышления школьников способствует знакомство их с разнообразными техническими применениями устройств, принципа действия, которых может быть описан с точки зрения электродинамики. В ходе дальнейшего изучения физики в старших классах проходит как расширение и углубление уже имеющих политехнических знаний и умений, так и знакомство с новыми.

Повседневный анализ вопросов механики, изучаемых в старших классах, позволяет сделать выводы:

  • 89% изучаемого по механике материала в старших классах Может в той или иной мере включать в себя материал политехнического содержания.
  • Из 9 лабораторных работ в 10 классе, связанные с практической деятельностью учащихся и работы с приборами измерительными вопросами механики посвящены 6.
  • Среди лабораторных работ по вопросам механики в 11 классе встречаются только одна.
  • 74% изучаемого по электродинамике материала в старших классах может в той или иной мере включать в себя материал политехнического содержания;
  • Из девяти лабораторных работ в 10 классе связанных с практической деятельностью учащихся и работы с приборами инструментами вопросам электродинамики посвящены две;
  • В лабораторных работах по вопросам электродинамики в одиннадцатом классе - пять.

Сейчас мы уделяем внимание характерным чертам современного урока. Прежде всего, современный урок рассматривается как система, безусловно, все элементы которого ориентирована на развитие активной мыслящие, самостоятельной личности, обладающий развитыми креативными способностями. Компоненты процесса обучения, Следовательно, и урока, как части процесса обучения:

  1. содержание учебного материала учителя, учащихся;
  2. методы, способы деятельности, формы и средства обучения;
  3. цель урока, методы и приемы организации обучения на уроке [25].

Несмотря на разные элементы процесса обучения, в общем, считается то что - эти компоненты должны быть взаимосвязаны. Для того чтобы урок был эффективным, нужно:

  1. определить конечную цель достижение учителя от чего он хочет достичь;
  2. установить средства-то Что, несомненно, поможет достижению цели;
  3. определить способ - какое действие нужно применить чтобы урок был успешным.

Мы можем сделать вывод что, современный урок по физики - это такая форма организации процесса обучения, при котором элементы системы урока (содержание, учебного материала, методы обучения и формы организации учебного процесса) существует в строгой взаимосвязи и формируется целью урока. Говоря о структуре учебного материала, акцентирует некоторые требования, которые помогают сделать урок физики, несомненно, современным:

  1. соответствие содержания образования условия современной науки - физике.
  2. соответствующее структурирование учебного материала.

Принцип политехнизма, находящийся в основе преподавания физики, подразумевает увеличение научного уровня содержания оборудования образования, объяснения физических основ ряда отраслей народного хозяйства, техники, знакомство школьников с основными направлениями научно-технического прогресса, усиление экспериментальной основой курса, обеспечивающие формирование и развитие умений и способностей учеников.

 

Список литературы:
1. Г. А. Мякишев, Б. Б. Буховцев, С. С. Сотский. Физика – 10. М: Просвещение. 2016. – 416 с.
2. Колчков, В. И. Метрология, стандартизация и сертификация [Текст] / В.И. Колчков – М.: ВЛАДОС, 2019. – 432с.
3. Теория и методика обучения физики в школе: общие вопросы:уч.. пособие для студентов высш. пед. уч. Завед.  [Текст] / С. Е. Каменецкий, Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская и др.: под ред. С. Е. Каменецкого, Н. С. Пурышевой. – М.: Академия, 2000. – 368 с.