ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОЙ БАЗЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ПО ВОПРОСАМ РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(182)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(182)
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОЙ БАЗЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ПО ВОПРОСАМ РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
Международное научно-техническое сотрудничество возникло из международного экономического сотрудничества в середине ХХ века. Со временем оно выработало свой собственный механизм взаимодействия и собственную правовую базу. Сотрудничество в области науки, техники и технологий представлено на всех уровнях (межгосударственном, региональном и национальном), и принят дифференцированный подход к правовому контролю. Правовые нормы международного научно-технического сотрудничества характеризуются тесным переплетением международных государственно-частных правоотношений, что обусловлено многомасштабной системой взаимодействия субъектов на разных уровнях. Субъектом является как государство, так и международная межправительственная организация, которая входит в сферу интересов международного публичного права, а также физическое и юридическое лицо, подпадающее под юрисдикцию международного частного права.
При изучении международного научно-технического сотрудничества на межгосударственном и региональном уровнях с точки зрения правового надзора представляется, что его следует рассматривать в двух различных ракурсах: как договорно-правовое сотрудничество в области науки, техники и технологий и как организационно-правовое сотрудничество в области науки, техники и технологий. В то же время стоит отметить, что договорно-правовое сотрудничество имеет наибольшее организационно-правовое (институциональное) развитие.
Договорно-правовое сотрудничество, как следует из названия, означает распространение многосторонних и двусторонних договоров, которые варьируются в зависимости от различных стандартов, таких как круг участников, предмет соглашения и прочее. В свою очередь, организационно-правовое (институциональное) сотрудничество имеет четкую иерархическую систему. Более высокий уровень выделяется международным организациям, а более низкий уровень выделяется планам в рамках созданных международных организаций [1, c. 170].
Стоит отметить, что не все отношения, возникающие по поводу международного научно-технического сотрудничества, могут быть в полной мере урегулированы с позиции права, что требует дополнительного детального изучения. Речь идет об индивидуальных контактах ученых разных стран (условно называемый национальный уровень МНТС) в рамках международных научных конференций и семинаров, работы в международных проектах, написания публикаций в соавторстве и прочее и взаимосвязанных с ними процессов и явлений, находящихся вне проблемного поля традиционных экономистов, а именно побудительные мотивы, когнитивные ресурсы и иное из «области психики и социальной психологии».
Внешняя политика Беларуси основывается на ряде принципов, в том числе на том, что цели внешней политики соизмеримы с политическим, дипломатическим, экономическим, оборонным, научно-техническим потенциалом страны, и что эти принципы реализуются в целях укрепления национальной безопасности Республики Беларусь.
Что касается второй части вышеупомянутых принципов, а именно «обеспечение укрепления международного статуса и международного авторитета Республики Беларусь», то ее фактическая реализация в основном обусловлена политикой международного сотрудничества. «Сотрудничество, в том числе научно-техническое, оказывает непосредственное влияние на формирование и укрепление международного статуса страны и способствует реализации имеющегося потенциала. Однако исполнение обозначенных выше задач и принципов внешней политики Беларуси и осуществление эффективного международного сотрудничества подразумевает наличие соответствующей правовой базы» [2, с. 280].
Правовая база, регулирующая вопросы международного научно-технического сотрудничества в Республике Беларусь, включает:
- «международные договоры и соглашения Республики Беларусь;
- законодательные акты Республики Беларусь (законы Республики Беларусь, декреты и указы Президента Республики Беларусь);
- иные нормативные правовые акты (постановления Совета министров Республики Беларусь и другое)» [3, c. 193].
Кроме того, можно различать местные нормативные акты (приказы, правила, инструкции, постановления министерств, ведомств и национальных комитетов) и действия органов местного самоуправления по определенным вопросам научно-технической деятельности.
Таким образом, правовую базу научно-технического сотрудничества условно можно разделить на две большие группы: ««внешнюю» базу международного научно-технического сотрудничества (имеется ввиду международная договорная база Республики Беларусь); «внутреннюю» базу научно-технического сотрудничества (законы и подзаконные акты Республики Беларусь, а также соответствующие локальные нормативные акты, касающиеся отдельных аспектов научно-технического сотрудничества)» [3, c. 193].
Международное сотрудничество Республики Беларусь в области науки и техники осуществляется в рамках двусторонних и многосторонних соглашений о сотрудничестве. На сегодняшний день в перечне действующих международных договоров и соглашений в области науки и техники насчитывается более 40 соглашений. Отслеживая общую динамику заключения международных договоров и соглашений, необходимо отметить, что наибольшее количество соглашений пришлось на 1990-е годы, а затем активность по заключению договоров и соглашений о научно-техническом сотрудничестве снизилась.
Договорная база Республики Беларусь в области научно-технического сотрудничества находится в стадии формирования и, безусловно, имеет потенциал для дальнейшего развития и совершенствования.