Статья:

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОЙ БАЗЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ПО ВОПРОСАМ РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(182)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Быщева Е.А. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОЙ БАЗЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ПО ВОПРОСАМ РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 3(182). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/182/104956 (дата обращения: 25.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОЙ БАЗЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ПО ВОПРОСАМ РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Быщева Елена Александровна
магистрант, Витебский государственный университет имени П. М. Машерова, Республика Беларусь, г. Витебск

 

Международное научно-техническое сотрудничество возникло из международного экономического сотрудничества в середине ХХ века. Со временем оно выработало свой собственный механизм взаимодействия и собственную правовую базу. Сотрудничество в области науки, техники и технологий представлено на всех уровнях (межгосударственном, региональном и национальном), и принят дифференцированный подход к правовому контролю. Правовые нормы международного научно-технического сотрудничества характеризуются тесным переплетением международных государственно-частных правоотношений, что обусловлено многомасштабной системой взаимодействия субъектов на разных уровнях. Субъектом является как государство, так и международная межправительственная организация, которая входит в сферу интересов международного публичного права, а также физическое и юридическое лицо, подпадающее под юрисдикцию международного частного права.

При изучении международного научно-технического сотрудничества на межгосударственном и региональном уровнях с точки зрения правового надзора представляется, что его следует рассматривать в двух различных ракурсах: как договорно-правовое сотрудничество в области науки, техники и технологий и как организационно-правовое сотрудничество в области науки, техники и технологий. В то же время стоит отметить, что договорно-правовое сотрудничество имеет наибольшее организационно-правовое (институциональное) развитие.

Договорно-правовое сотрудничество, как следует из названия, означает распространение многосторонних и двусторонних договоров, которые варьируются в зависимости от различных стандартов, таких как круг участников, предмет соглашения и прочее. В свою очередь, организационно-правовое (институциональное) сотрудничество имеет четкую иерархическую систему. Более высокий уровень выделяется международным организациям, а более низкий уровень выделяется планам в рамках созданных международных организаций [1, c. 170].

Стоит отметить, что не все отношения, возникающие по поводу международного научно-технического сотрудничества, могут быть в полной мере урегулированы с позиции права, что требует дополнительного детального изучения. Речь идет об индивидуальных контактах ученых разных стран (условно называемый национальный уровень МНТС) в рамках международных научных конференций и семинаров, работы в международных проектах, написания публикаций в соавторстве и прочее и взаимосвязанных с ними процессов и явлений, находящихся вне проблемного поля традиционных экономистов, а именно побудительные мотивы, когнитивные ресурсы и иное из «области психики и социальной психологии».

Внешняя политика Беларуси основывается на ряде принципов, в том числе на том, что цели внешней политики соизмеримы с политическим, дипломатическим, экономическим, оборонным, научно-техническим потенциалом страны, и что эти принципы реализуются в целях укрепления национальной безопасности Республики Беларусь.

Что касается второй части вышеупомянутых принципов, а именно «обеспечение укрепления международного статуса и международного авторитета Республики Беларусь», то ее фактическая реализация в основном обусловлена политикой международного сотрудничества. «Сотрудничество, в том числе научно-техническое, оказывает непосредственное влияние на формирование и укрепление международного статуса страны и способствует реализации имеющегося потенциала. Однако исполнение обозначенных выше задач и принципов внешней политики Беларуси и осуществление эффективного международного сотрудничества подразумевает наличие соответствующей правовой базы» [2, с. 280].

Правовая база, регулирующая вопросы международного научно-технического сотрудничества в Республике Беларусь, включает:

  • «международные договоры и соглашения Республики Беларусь;
  • законодательные акты Республики Беларусь (законы Республики Беларусь, декреты и указы Президента Республики Беларусь);
  • иные нормативные правовые акты (постановления Совета министров Республики Беларусь и другое)» [3, c. 193].

Кроме того, можно различать местные нормативные акты (приказы, правила, инструкции, постановления министерств, ведомств и национальных комитетов) и действия органов местного самоуправления по определенным вопросам научно-технической деятельности.

Таким образом, правовую базу научно-технического сотрудничества условно можно разделить на две большие группы: ««внешнюю» базу международного научно-технического сотрудничества (имеется ввиду международная договорная база Республики Беларусь); «внутреннюю» базу научно-технического сотрудничества (законы и подзаконные акты Республики Беларусь, а также соответствующие локальные нормативные акты, касающиеся отдельных аспектов научно-технического сотрудничества)» [3, c. 193].

Международное сотрудничество Республики Беларусь в области науки и техники осуществляется в рамках двусторонних и многосторонних соглашений о сотрудничестве. На сегодняшний день в перечне действующих международных договоров и соглашений в области науки и техники насчитывается более 40 соглашений. Отслеживая общую динамику заключения международных договоров и соглашений, необходимо отметить, что наибольшее количество соглашений пришлось на 1990-е годы, а затем активность по заключению договоров и соглашений о научно-техническом сотрудничестве снизилась.

Договорная база Республики Беларусь в области научно-технического сотрудничества находится в стадии формирования и, безусловно, имеет потенциал для дальнейшего развития и совершенствования.

 

Список литературы:
1. Казарина, Н.В. Правовое регулирование международного научно-технического сотрудничества / Н.В. Казарина // Материалы XVI Международной научной конференции, посвященной 96-летию образования Белорусского государственного университета. – Минск: Издательский центр БГУ, 2017. – С. 169-171.
2. Шумак, Ж.Г. Инновационная деятельность в Республике Беларусь: проблемы, перспективы / Ж.Г. Шумак // Устойчивое развитие экономики: состояние, проблемы и перспективы: сб. науч. статей перв. Междунар. конф. Пинск, 10 – 11 мая 2007 г.: В 4 ч.– Пинск: ПолесГУ, 2007. – Ч. 2. – С. 279-283.
3. Бударина, Н.А. Актуальные проблемы международных отношений и дипломатии (вторая половина ХХ – начало ХХІ в.). материалы международной научно-практической конференции / Н.А. Бударина; отв. Ред. А.П. Косов, 2013. – С. 192-195.