Статья:

СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: БАЛАНС И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СИСТЕМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №9(188)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Рогачевская Ю.Е. СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: БАЛАНС И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СИСТЕМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 9(188). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/188/106768 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: БАЛАНС И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СИСТЕМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Рогачевская Юлия Евгеньевна
магистрант Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (Московский областной филиал), РФ, г. Москва
Кученин Е.С.
научный руководитель,

 

Аннотация. В статье автор пытается определить, что входит в систему органов государственной власти Российской Федерации, порядок взаимодействия в системе разделения властей.

 

Ключевые слова: органы государственной власти, разделение властей

 

Конституционно-правовое регулирование общественных отношений во многом связано с организацией системы органов государственной власти. Именно конституционное право должно регулировать, какие именно государственные органы наделены полномочиями от имени государства осуществлять публичную власть, какие механизмы формирования, деятельности и прекращения полномочий государственных органов,  а также ответственность государственных органов. Вопросы установления компетенции государственных органов, регулирования их взаимодействия друг с другом как субъектов конституционных правоотношений, юридически свободных принимать соответствующие решения в рамках полномочий и функций, установленных законом, также имеют большое конституционное значение.

Так, позиция Е.С. Меркулова выглядит следующим образом: «следует отметить, что важнейшими особенностями государственной власти являются относительно самостоятельный и самостоятельный элемент государственного аппарата, установление которого связано с прямой организационно-правовой трансформацией и практической реализацией определенных функций государственной власти (выполнение определенной мощности при реализации любой функции)» [4]. С позиции Б. П. Елисеевой, систему государственных органов в Российской Федерации следует понимать, как «сочетание трех ветвей власти, структурно и организационно разделенных (согласно функций и уровней проживания) вместе с соответствующим институтом интеграции, главными государственными правилами и функциями государства». Тот же автор дает исчерпывающее определение государственной власти как «неотъемлемой части государственного механизма, действующего в области законодательной, исполнительной и действует от имени государства, имеет свои собственные компетенции, которая имеет свою структуру, используя свою естественную форму и методы действий, которые применяют правовые нормы в пределах своих компетенций и публикуют нормативные акты» [5].

Государственный орган характеризуется такими ключевыми особенностями, как организационная независимость, изоляция и общественная личность. Государственные органы действуют строго в соответствии с их компетенцией, установленной конституцией и иными законами. Конституционная категория «система государственных органов» неразрывно связана с понятием разделения властей. Понятие «система», при всем разнообразии своего понимания в конституционных и юридических отношениях и в отношении организации правительства, является прежде всего изоляцией и независимостью от законодательных, исполнительных и судебных органов (статья 10 Конституции РФ).

Каждое из этих органов имеет разнообразные конституционные функции, которые не могут выполнять представители других правительственных ведомств. Это обеспечивает не только защиту гражданского общества от произвола и несанкционированного вмешательства со стороны государственных органов. Конституционный принцип разделения властей гарантирует систематический подход к организации государственной власти. Этот системный характер означает конституционное определение компетенции, в которой любые два или более государственных органа не могут полагаться на взаимоисключающие полномочия.

В то же время все государственные органы создают единую систему в том смысле, что они в равной степени выполняют государственный суверенитет и государственные функции. Им не следует возражать. Они должны функционировать и сотрудничать скоординированным образом для реализации национальных общественных интересов.

Система противовесов и сдержек - это законодательно закрепленные меры, которые не позволяют концентрироваться всей полноте власти в одних руках - Президента, законодательной, исполнительной либо судебной ветви. При этом если одна из структур позволит себе выйти за свои правомочия, другие имеют право на применение решительных мер в целях обеспечения демократической законности и равновесия власти.

Главный принцип системы сдержек и противовесов - все три ответвления власти в одно и то же время держатся в гармоничном равновесии и контролируют друг друга. Их независимость проявляется только в своей области компетенции. Во всем остальном они взаимозависимы друг от друга. Все прогрессивные демократические государства являются примерами воплощения в жизнь принципов системы сдержек и противовесов между ветвями власти. Устойчивость системе сегодня придает постоянная конкурентная борьба между политическими партиями за голоса избирателей. Проведение регулярных выборов в парламент, активность политической жизни ведет к появлению все новых и новых народных избранников, которые замещают старых, не давая никому ощутить штурвал власти полноправно своим.

Соблюдение баланса органов власти сообразуется с ограничениями их компетенции, поскольку каждый из них должен считаться с правами и интересами другого, обязан содействовать нормальному функционированию как органов государственной власти субъекта Федерации, так и органов местного самоуправления, реализации их полномочий. Указанный принцип в наибольшей степени из всех принципов подвержен правовому регулированию и на его основе может быть создан механизм взаимодействия, поскольку основой взаимных действий может быть только добровольное согласие участников отношений. Закрепление такого единства и согласия правовыми средствами, будет способствовать эффективной совместной деятельности государственных органов, т.е. их взаимодействию. На практике это достигается путем информирования друг друга о планах работы, проводимых мероприятиях, разрабатываемых документах, а также путем координации - согласования планов, действий государственных органов и их структурных подразделений ради решения общих задач. Для осуществления этих функций органы государственной власти и местного самоуправления создают специальные согласительные или координационные комиссии, либо сами берут на себя их осуществление. И наконец, важную роль играет контроль за ходом выполнения согласованных мероприятий, в ходе которого дается оценка проделанному и устанавливается соответствие выполненного принятым решениям и достигнутым соглашениям.

Стоит, также, отметить особую роль Конституционного суда в системе государственных органов. С одной стороны, Конституционный суд, выполняет функцию органы, в полномочия которого входит рассмотрение конституционных споров между другими органами государственной власти. Конституционный суд осуществляет охрану самого важного документа Российской Федерации, а, следовательно, осуществляет защиту принципа разделения властей. Конституционный суд является гарантом удержания власти в пределах полномочий, данных тому или иному государственному органу.

С другой же стороны, Конституционный суд является органом судебной ветви власти, наличие которой отражено в принципе разделения властей. По моему мнению, конституционное правосудие, как и любое другое, возможно только при наличии независимого и справедливого суда. И в данном случае принцип разделения властей является именно тем инструментом с помощью, которого возможно создание системы государственных органов, независимых друг от друга. Следует отметить, что при разрешении судебных споров в арбитражных судах и судах общей юрисдикции, взаимодействие выстраивается в форме: судебная власть - исполнительная власть. При разрешении же конституционных споров: судебная власть - законодательная власть.

Таким образом, Конституционный суд выполняет важную роль в системе государственных органов. Он одновременно входит в систему разделения властей и является гарантом соблюдения постулатов Конституции Российской Федерации.

 

Список литературы:
1. Оспанов Т.А. Политическая конкуренция в России: конституционно-правовые аспекты: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2015. С. 15.
2. Анненкова В.Г. Конституционно-правовые вопросы реализации политики государственного единства в РФ // Конституционное развитие России. Саратов: СГЮА, 2013. Вып. 13. С. 162.
3. Нарутто С.В., Шугрина Е.С., Исаев И.А., Алебастрова И.А. Территория в публичном праве. М.: Норма, 2013. С. 33.
4. Меркулов Е.С. Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации: конституционно-правовое исследование: Дис. ... канд. юрид. наук. Владивосток, 2009. С. 9.
5. Елисеев Б.П. Система органов государственной власти в Российской Федерации: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1998. С. 14.