МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №5(184)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №5(184)
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
Эффективность учебного процесса значительно находится в зависимости от умения учителя верно организовать урок и грамотно избирать ту или иную форму обучения. Внедрение и использование мультимедийных средств обучения дает учителю огромные возможности для повышения эффективности своих уроков.
В то время, когда компьютеры стали настолько широко использоваться в образовании, появилась необходимость говорить об информационных технологиях обучения. Информационные технологии в обучении – одна из самых актуальных тем на сегодняшний день. Педагог имеет возможность не только сделать изучение материала более наглядным, интересным, проблемным, но и, что не менее важно, показать связь между отдельными предметными областями.
Информация – очень широкое понятие, имеющее множество трактовок. Рассмотрим основные определения.
Информация – это то, что позволяет живым организмам, их сообществам или техническим системам осуществлять целенаправленную деятельность во взаимодействии с окружающей средой. [2]
Информация – это содержание получаемых человеком сообщений. [3]
В настоящее время для передачи, обмена и предоставления информации в образовательных целях используются современные технологии информационных потоков на электронных носителях (компьютер, ноутбук, планшет и т.д.).
Удобство компьютера заключается в возможности использования его совместно с различными дополнительными техническими средствами воспроизведения информации. К таким средствам можно отнести мультимедийные технологии.
Технология мультимедиа – это технология, обеспечивающая одновременную работу со звуком, видеороликами, анимацией, статическими изображениями и текстами в интерактивном (диалоговом) режиме. [1]
Мультимедийные технологии являются основой для создания всевозможных мультимедийных продуктов, характеристиками которых являются:
- сочетание текста, графики, аудио-, видеоинформации, анимации в одном продукте;
- наличие интерактивного (диалогового) режима работы;
- возможность быстрого поиска информации;
- широкие возможности навигаций;
- возможность работы в реальном времени, в медленном или быстром темпе;
- дружественный пользовательский интерфейс.
Мультимедийные технологии широко применяются в таких областях, как:
- образование (электронные учебники, мультимедийные энциклопедии и справочники, виртуальные лаборатории и т.д.);
- культура и искусство (компьютерные путеводители, виртуальные экскурсии (туры) по музеям и историческим местам всего мира, цифровые коллекции картин и музыкальных записей);
- наука (системы компьютерного моделирования);
- бизнес (реклама и продажа товаров и услуг);
- компьютерные игры и другие области человеческой деятельности.
Мультимедийные технологии обогащают учебный процесс, делают обучение более эффективным, задействуя большую часть сенсорных компонентов учащегося в процессе восприятия учебной информации. Мультимедийные технологии на сегодняшний день являются одним из перспективных направлений компьютеризации образовательного процесса. В совершенствовании программно-методического обеспечения, материальной базы, а также в обязательном повышении квалификации преподавательского состава видится перспектива успешного применения современных информационных технологий в образовании.
В организации современного обучения учащихся можно рекомендовать следующие основные методические особенности:
- Уроки с использованием мультимедийных презентаций проводятся в компьютерных классах, оснащенных мультимедийными проекторами, справочниками, пособиями, автоматизированными системами обучения, видеороликами о работе различных программ и т.д.;
- При проведении практических занятий каждому обучаемому должен быть выделен индивидуальный компьютер, на котором целесообразно создать его личную папку, названную шифром класса и фамилией/именем обучаемого;
- Следует применять индивидуальный подход, включая широкое использование индивидуальных планов обучения, многоуровневую библиотеку заданий (практические занятия, лабораторные работы);
- Значительную часть занятий целесообразно проводить в форме деловых игр; в качестве заданий могут выдаваться реальные жизненные задачи, особенно те, с которыми выпускники столкнутся в будущем;
- Метод проектов должен быть широко распространен, следуя принципам последовательности и непрерывности; это означает, что глобальные задачи должны быть выполнены, дополнены и расширены непрерывно во всех практических, вычислительных и графических работах, что отражается в целостной общей системе;
- Следует предложить возможность параллельного и концентрического изучения основных разделов программы; это позволяет учащимся углублять понимание каждой части курса по мере ее освоения, не теряя при этом целостного представления материала в целом;
- Необходимо опираться на следующие взаимосвязанные принципы: познавательная мотивация; разностороннее восприятие; «проникающий» анализ системной информации;
- Следует шире использовать подходы проблемно-ориентированного обучения, предполагающие разработку обучающимися реальных программ (документов, баз данных, таблиц), которые могут быть использованы в процессе обучения.
Использование мультимедийных технологий в обучении имеет следующие преимущества перед традиционным обучением:
- позволяет использовать цветную графику, анимацию, звук, гипертекст;
- позволяет постоянно обновлять информацию;
- имеет низкие затраты на публикацию и тиражирование;
- дает возможность размещать в нем интерактивные веб-элементы, например, тесты или рабочую тетрадь;
- допускает возможность копирования и пересылки частей для цитирования;
- позволяет осуществлять нелинейные переходы между материалами с помощью нескольких гиперссылок;
- позволяет делать гиперссылки на дополнительную литературу в электронных библиотеках или на образовательных сайтах.
Мультимедийные технологии позволяют совмещать вербальную и визуально-сенсорную информацию, что способствует мотивации учащихся и созданию реальной учебной среды.
Организация занятий с использованием мультимедийных технологий экономит время, увеличивая тем самым поток учебного материала, за счет использования очень простых инструментов, доступных любому учащемуся.
Мультимедийные технологии дают учителю возможность быстро комбинировать разнообразные средства, которые способствуют более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономят учебное время и насыщают его информацией.
Внедрение мультимедийных технологий в преподавание современного курса информатики выявило ряд положительных моментов и несколько сложных моментов. Таким образом, организация уроков с использованием мультимедийных технологий с помощью специального проектора позволяет наглядно продемонстрировать возможности изучаемого программного обеспечения и сэкономить время, тем самым повысив наглядность учебных материалов. При этом к подготовке мультимедийных материалов и организации урока предъявляются дополнительные требования.
Включение мультимедийных информационных технологий делает процесс обучения технологичным и продуктивным. Несомненно, на этом пути есть трудности, есть ошибки, которых не избежать в будущем. Но главным успехом должна быть также заинтересованность учащихся, их открытость к творчеству, потребность в получении новых знаний и чувство самостоятельности. Использование компьютера позволяет делать и подавать уроки, которые не похожи друг на друга. Это чувство постоянной новизны способствует интересу к дальнейшему обучению.
Таким образом, при использовании на уроке технологии мультимедиа посредством интерактивности, структурирования и визуализации информации происходит усиление мотивации учащегося, активизация его познавательной деятельности, как на уровне сознания, так и подсознания.
Опыт использования мультимедийных технологии позволяет увидеть:
- сильное повышение интереса учащихся к учебной деятельности;
- развитие алгоритмического стиля мышления, формирование умения принимать оптимальные решения, действовать вариативно;
- учитель освобождается от массы рутинной работы, предоставляется возможность для творческой деятельности.