ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРИОБЩЕНИЮ ПОДРОСТКОВ К НЕМАТЕРИАЛЬНОМУ КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛУБНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №5(184)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №5(184)
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРИОБЩЕНИЮ ПОДРОСТКОВ К НЕМАТЕРИАЛЬНОМУ КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛУБНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
В настоящее время проблема сохранения объектов нематериального наследия оказалась в центре внимания мировой общественности. Угроза полного исчезновения многих важных для самоидентификации человека форм культуры потребовала обсуждения этой проблемы на крупных международных форумах и выработки ряда международных документов. В современных условиях проблема сохранения нематериальной культуры приобретает общественно-государственное значение и может быть решена усилиями заинтересованных организаций, учреждений, деятелей культуры, органов государственной и муниципальной власти [4].
Значимую роль в сохранении нематериального культурного наследия в настоящее время отводится клубным объединениям. При этом возникает необходимость в совершенствовании средств, форм и методов, применяемых на практике в учреждениях подобного типа. Применение различных форм и средств традиционной народной культуры в формировании личности подростков средствами социально-культурной деятельности является актуальной на сегодняшний день. Целью клубных учреждений является не только удовлетворение потребностей подростка, но и их корректировка, формирование в правильном направлении [1]. Особенности воспитательной работы в учреждениях культуры состоят в том, что подростки более раскованы и свободны в выборе занятий, работа строится на добровольных началах и на интересе детей и подростков. Поэтому подростковый досуг должен быть занимательным, социально-значимым и духовно богатым. В нем должно сочетаться воспитание с самовоспитанием, отдых с развлечением [2].
Содержание деятельности должно обязательно облекаться в определенную форму, так как это способ реализации деятельности клубных учреждений, а также способы и приёмы организации аудитории. Пользуются большой популярностью у разных категорий населения, в том числе молодежи инновационные формы культурно-досуговой деятельности: интеллектуальные игры; фотоохота; квест-комнаты; творческие кафе; арт-студии; киноклубы и другие. Сегодня вместе с традиционными технологиями широко используются и новые формы культурно-досуговой деятельности, которые можно отнести к категории эксклюзивных. Довольно распространенными являются следующие: граффити; джамп-стайл; волонтерские пикники; мега-квесты; велокарнавалы; мультижанровые лонг-фестивали; уличные перформансы, флешмобы и другие [3].
Нематериальное культурное наследие - это совокупность основанных на традиции форм культурной деятельности и представлений человеческого сообщества, формирующая у его членов чувство самобытности и преемственности. К нематериальному культурному наследию относятся обычаи, знания и навыки, язык, устный эпос, музыка, танец, игры, мифология, ритуалы, ремесла, традиционные формы коммуникации и экологические представления, знаки и символы и т.п. Принципы сохранения нематериального культурного наследия определены в «Международной конвенции об охране нематериального культурного наследия» (2003) [5].
Практическая работа по приобщению подростков к нематериальному культурному наследию осуществлялась на базе ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества». Был проведен ряд занятий. Работа проведена с вокальной группой «Звонкие нотки», а также с младшей и старшей вокальной группой центра. Возраст участников от 11 до 16 лет.
Были разработаны следующие критерии эффективности нематериального культурного наследия как средства приобщения подростков к народной культуре:
1. знание народной культуры, форм нематериального культурного наследия;
2. эмоциональное восприятие народной культуры как ценностно-смыслового ориентира в личностном саморазвитии, желание участвовать в творческой деятельности, ориентированной на народную культуру;
3. вовлеченность, сопричастность подростка к совместной деятельности и деятельности других.
Разработан календарный план занятий, который включает в себя различные темы и формы работы с подростками. В него входят такие разделы как: Старинный русский быт, Русские народные песни, Народные танцы, Русские народные праздники, Русский фольклор, Мастерская традиционных и современных, ремесленных технологий и рукоделий «Изба крУТИЛЬня». Приведенные занятия реализуются в формах этнографических экскурсий, флешмобов, тимбилдинга, посиделок, граффити, театрализованных представлений, семинаров-практикум, симпозиумов, квест-игр, мастер-классов, презентаций, выставок.
Примером таких занятий являются как: флешмоб по народным танцам «Танцующая Русь»; экскурсия-лекция по историко-культурным достопримечательностям, в этнографический музей города или поселка «По тропинкам народных традиций»; фольклорно-краеведческая экспедиция «ЖИВАЯ ПАМЯТЬ»; театрализованная программа по русским народным обрядам и традициям, знакомство с календарными праздниками и обрядами «Волшебный ларчик»; игровая программа-тимбилдинг «Летом не скучаем – Троицу встречаем!»; «Деревянное кружево» - мастер-класс резьбы по дереву и т.д. [4].
Интеллектуальные, народные игры; мастер-классы, посиделки и другие предлагаемые формы работы вызвали интерес у подростков. Однако было установлено, что эти формы в работе с детьми применялись не так часто и без какой-либо системы.
На начальном этапе работы дети мало были знакомы с народной культурой. По результатам итоговых опросов и бесед, проводившихся в конце каждого занятия, можно сделать вывод о расширении теоретических знаний о народной культуре и нематериальном культурном наследии. Подростки стали разбираться в жанрах устного фольклора, расширился круг знаний в области народных игр, технологий декоративно-прикладного творчества, дети познакомились с историческим прошлым русского народа. Сформированы знания о нематериальном культурном наследии, народной культуре, представлении об устном народном творчестве, развились навыки работы в коллективе.
В ходе проведенных занятий подростки активно принимали участие во всех мероприятиях, узнавали много нового для себя. Также с большим удовольствием играли в народные игры, пели песни, устраивали посиделки, смотрели фильмы и т.д. Насыщенность различных мероприятий творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулировало интерес подростков, усиливало их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. Главное, обеспечивало естественное приобщение к национальным традициям, утверждало в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности.
Одной из эффективных форм работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры можно назвать различные формы досуга. Более увлекательными оказались занятия киновечера и посиделки. Дети с удовольствием принимали участие в изготовлении поделок и были активно вовлечены, т.к. могли раскрыть и показать свои творческие способности. Также проявляли познавательный интерес к старинным предметам, к русским народным песням, потешкам и просмотру фильмов.
Можно сделать вывод о том, что занятия в целом прошли успешно. Дети активно работали в группе, проявляли инициативу. Были увлечены собственной деятельностью и деятельностью других. Поставленные цели и задачи занятий реализованы.