ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ: СУЩНОСТЬ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №5(184)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №5(184)
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ: СУЩНОСТЬ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ
Инвестиционная привлекательность муниципального образования — это совокупность возможностей и рисков, которые обуславливают интенсивность привлечения инвестиций из различных источников.
Грамотно сформированная и реализуемая инвестиционная политика является одной из важнейших составляющих в деятельности любого муниципального образования. При этом инвестиционная активность муниципалитетов зависит прежде всего от профессионализма и подготовки кадрового потенциала органов местного самоуправления. От реализации инвестиционной политики зависят значения таких показателей как:
- социально-экономические показатели;
- уровень благосостояния населения;
- финансовая устойчивость муниципального образования;
- объем доходной части бюджета;
- показатели занятости и др.
Основная задача органов управления заключается в формировании благоприятного инвестиционного климата, основанного на инвестиционной привлекательности территории, а также проработка уровня предполагаемых рисков.
На современном этапе отсутствует единая методология, позволяющая проводить оценку инвестиционной привлекательности. Органы местного самоуправления используют различные способы оценки характеристик социально-экономического развития, которые имеют значения для потенциальных инвесторов.
Применяемые методики представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Методик оценки комплекса социально-экономических показателей, определяющих инвестиционную привлекательность муниципальных образований
Методики экспертных бальных оценок |
Методика Гарвардской школы бизнеса |
Методика журнала «Euromoney» |
|
Методика присвоения кредитного рейтинга |
|
Методики статистических бальных оценок |
Методика «Инвестиционной газеты» |
Методика экономического департамента банка Австрии |
|
Методика рейтингового агентства «Эксперт» |
|
Методика К. В. Гусевой |
|
Методика И. А. Бланка |
Все вышеперечисленные методики используются в качестве оценки инвестиционной привлекательности муниципальных образований. Однако, в них отсутствуют однозначные критерии достоверности полученных в результате оценки показателей, что может привести к их необъективной трактовке [1, c.43].
В основном данные методики применимы к крупным участникам инвестиционной деятельности, таких как государство, регионы, крупные финансово-промышленные группы. Применение их к оценке инвестиционной привлекательности муниципальных образований будет приводить к снижению точности прогноза.
Более адаптированной методикой для оценки инвестиционной привлекательности муниципальных образований является методика рейтингового ранжирования, представленная аналитическим центром журнала «Эксперт Северо-Запад». Основу методики составляют количественные, экономические и социальные показатели развития муниципального образования. Каждому показателю присваивается определенное количество баллов. По итогам формируются три индекса, которые суммируются в общий индекс инвестиционной привлекательности муниципального образования. Составляющие индексов представлены в таблице 2 [2].
Таблица 2.
Индексы оценки инвестиционной привлекательности по методике журнала «Эксперт Северо-Запад»
Наименование индекса |
Составляющие индекса |
Индекс привлекательности муниципального образования для жителей |
общая численность населения |
уровень роста населения за счет миграции |
|
количество жителей муниципального образования, работающих на предприятиях, расположенных на его территории |
|
Индекс привлекательности муниципального образования для бизнеса |
общее количество зарегистрированных предприятий и организаций на территории муниципального образования |
доля убыточных предприятий |
|
изменение уровня общей прибыли предприятий |
|
Индекс привлекательности муниципального образования для инвесторов |
объем инвестиций за рассматриваемый период в основной капитал |
объем инвестиций от иностранных предприятий |
Основным недостатком данной методики является отсутствие оценки инвестиционных рисков [2].
Органы местного самоуправления также используют методику оценки инвестиционного климата. Суть ее заключается в составлении интегрального показателя, который представляет собой средневзвешенное значение показателей, характеризующих общественнополитическое состояние муниципального образования, природно-хозяйственные факторы и психологический климат. Формула расчета интегрального показателя имеет вид:
Интегральный показатель = К1l1 + К2l2 + ... + Кnln ,
где, Кi- показатель i-го наименования оценки развития муниципального образования; li- весовой коэффициент i-го показателя оценки развития муниципального образования. Предполагается, что сумма весовых коэффициентов равняется 1.
Чем выше значение интегрального показателя, тем ниже уровень риска вложений в муниципальное образование. Недостатками методики является то, что возможна неоднозначная оценка веса тех или иных показателей, также нет общего подхода к ранжированию значимости социально-экономических показателей [1, c.45].
В обобщенном виде, факторы, оказывающие влияние на инвестиционную привлекательность муниципального образования представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Факторы, оказывающие влияние на инвестиционную привлекательность муниципального образования
Управление инвестиционным процессом является частью процесса управления, поэтому, можно определить основные его задачи (рисунок 2).
Рисунок 2. Процесс управления инвестиционной деятельностью в муниципальном образовании
Динамичное и эффективное развитие инвестиционной деятельности является необходимым условием стабильного функционирования и развития экономики любого муниципального образования. Для привлечения значительных объемов инвестиций муниципалитетам необходимо сформировать привлекательный инвестиционный климат и повышать инвестиционную привлекательность. Направлениями по формированию благоприятного инвестиционного климата и инвестиционной привлекательности в общем виде должны стать должны стать:
- совершенствование усилий по улучшению инвестиционного климата;
- повышение инвестиционного имиджа и рейтинга;
- создание благоприятной для инвестиций административной среды;
- создание привлекательной для инвесторов инфраструктуры;
- совершенствование формирования финансовых механизмов привлечения и поддержки инвестиций;
- совершенствование кадрового обеспечение инвестиционного процесса;
- стимулирование спроса на продукцию создаваемых инвесторами производств.
Направлением совершенствования методики оценки эффективности инвестиций должна стать ее стандартизация и унификация, которая в полной мере будет удовлетворять требованиям всех участников инвестиционного процесса.