МЕТОДИКИ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ: АНАЛИЗ И СОДЕРЖАНИЕ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №5(184)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №5(184)
МЕТОДИКИ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ: АНАЛИЗ И СОДЕРЖАНИЕ
BUSINESS PLANNING METHODS: ANALYSIS AND CONTENT
Yuliana Kournikova
Master student, Northern (Arctic) Federal University, M.V. Lomonosov, Russia, Arkhangelsk
Аннотация. В статье рассмотрены наиболее популярные российские и западные методики бизнес-планирования. Рассмотрена структура бизнес-планов, составленных по разным стандартам.
Abstract. The article considers the most popular Russian and Western methods of business planning. The structure of business plans drawn up according to different standards is considered.
Ключевые слова: бизнес-план, методика, Юнидо, Тасис, KPMG, ФФПМП.
Keywords: business plan, methodology, UNIDO, TACIS, KPMG, FFPMP.
В настоящее время на российском рынке наиболее известны следующие западные методики по разработке бизнес-планов:
– «Юнидо» (UNIDO);
– методическое пособие по составлению бизнес-плана, подготовленное в рамках проекта «Тасис» (TACIS);
– KPMG;
– стандарт Федерального фонда поддержки малого предпринимательства (ФФПМП).
Бизнес-план UNIDO составляется по стандартам, преставленным United Nations Industrial Development Organization
Данная методика предполагает применение комплексного подхода.
Бизнес-план, составленный по стандарту ЮНИДО, должен иметь следующую структуру [1]:
– резюме – включает общую информацию о предлагаемом проекте –сроки, суммы, предоставляемые гарантии;
– главная идея – данные о создаваемой или действующей компании, информация об основных направлениях деятельности, перспективах развития, связях;
– описание услуг и товаров (с чем фирма выходит на рынок и что она предлагает);
– анализ рынка, маркетинг – включает анализ конкурентов, описание рынка сбыта, перспективы хозяйствующего субъекта;
– план производства – включает в себя информацию о месторасположении фирмы, коммуникациях, транспортном сообщении, проводится анализ кадрового состава, объема производства;
– организационный план – показывает, как будет организована работа сотрудников и подразделений компании;
– финансовый план – расчет суммы, требуемой для реализации проекта, анализ движения денежных средств, прибыли, составление прогнозируемого баланса;
– оценка эффективности проекта – включает расчет показателей эффективности, оценку чувствительности проекта к внешним и внутренним факторам;
– риски и гарантии – глава содержит данные о сроке окупаемости проекта, отдельно рассматриваются риски;
– приложения – включают в себя таблицы, диаграммы, схемы, исследования, регистрационные документы.
Форма бизнес-плана, составленного по стандартам TACIS, рекомендована к использованию в странах СНГ и ЕС и содержит следующие разделы [35]:
– титульный лист;
– меморандум о конфиденциальности;
– ведение бизнеса, краткое описание продукта, услуги, рыночной среды, персонала;
– бизнес и его общая стратегия;
– маркетинговый анализ и стратегия маркетинговых шагов – изучение данных о сбыте;
– производство и эксплуатация – предоставляется план, в соответствии с которым компания развертывает производство, учитываются особенности местной инфраструктуры, обеспеченность ресурсами для запуска производства, требования, предъявляемые к производственным площадям;
– план производства и эксплуатации;
– управление и процесс принятия решений;
– финансы – продолжительность плана, направления бизнеса, расчет себестоимости продукции. Необходимо также предоставить финансовую отчетность, составить балансовый отчет, счет прибылей и убытков, прогноз потока наличности;
– факторы риска – в разделе рассматриваются финансовые и технологические риски;
– приложения, глоссарий.
Бизнес-план, составленный по методике KPMG, ориентирован в большей степени на менеджмент организации, чем на потенциальных инвесторов. Общая структура документа в соответствии с методикой KPMG имеет следующий вид [1]:
– резюме – краткий обзор компании с указанием целей и задач;
– продукция или услуги;
– анализ рынка, отрасли – рассматривается положение компаний-конкурентов, проводится демографический анализ, SWOT-анализ;
– целевые рынки – рассматривается географический целевой рынок и целевые потребители;
– стратегии рекламы и продвижения, в том числе – прогноз продаж;
– управление – организация работы производственного и управленческого персонала, потребление активов, расчет всех затрат, которые необходимы непосредственно на подготовку производственной деятельности;
– финансовый анализ – раздел включает в себя расчет себестоимости продукта, количественный анализ, анализ безубыточности, составление БДДС, баланса хозяйствующего субъекта, определение рисков;
– приложения.
Структура бизнес-плана, разработанная Федеральным Фондом поддержки малого предпринимательства, имеет следующий вид [2]:
– обзорный раздел (резюме) – представляет собой сжатое описание компании с указанием организационно-правовой формы, уставного капитала, руководителя, наименования, среднесписочной численности сотрудников и т.п.;
– описание предприятия – рекомендуется описать компанию, обращая внимание на его отличие от других хозяйствующих субъектов, представленных на рынке. Указываются цели как на ближайший период, так и на перспективу, преимущества бизнеса, уровень технологии, проводится анализ сильных и слабых сторон субъекта;
– описание продукции (услуг) – приводится подробная характеристика товара или услуги, которые компания планирует представить на рынке;
– анализ рынка – рассматривается рынок сбыта, его размеры, уровень и тенденции развития, специфические особенности. Кроме того, в данном разделе следует показать затраты компании в связи с выходом на рынок, а также отразить сопутствующие риски;
– производственный план – включает в себя календарный план выполнения работ, описание технологического процесса и используемого оборудования, требования к квалификации персонала, транспортные вопросы и логистику;
– план сбыта – раздел отражает стратегию продаж фирмы в течение определенного сезона. Рекомендуется указать цену товара (услуги), методы ценообразования, размеры скидок, планируемую схему реализации продукции, учесть время задержки платежа, процент запасов, уровень потерь;
– финансовый план – схемы финансирования, потребность в ресурсах, расчет показателей эффективности бизнес-проекта;
– анализ чувствительности проекта – рассматривается устойчивость бизнес-проекта к условиям внешней и внутренней среды;
– экологическая и нормативная информация;
– приложения.
Бизнес-планы могут отличаться друг от друга внешне, однако их состав остается практически неизменным. В соответствии со спецификой бизнеса разделы бизнес-плана могут предоставляться как полностью, так и частично в зависимости от конкретных целей, задач, специфики проекта.