КОНСОЛИДИРУЮЩИЙ ОРГАН МОСКОВСКИХ АНАРХИСТОВ (ГАЗЕТА «АНАРХИЯ» В СЕНТЯБРЕ-НОЯБРЕ 1917 ГОДА)
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №5(184)
Рубрика: История и археология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №5(184)
КОНСОЛИДИРУЮЩИЙ ОРГАН МОСКОВСКИХ АНАРХИСТОВ (ГАЗЕТА «АНАРХИЯ» В СЕНТЯБРЕ-НОЯБРЕ 1917 ГОДА)
В начале XX века, анархизм и как общественное движение, и как идеология переживает в России два пика популярности — Первую русскую революцию 1905-1907 годов и период с 1917 по 1922 год, то есть от Февральской революции до окончания Гражданской войны.
При всей популярности и массовости анархизм в России — движение неоднородное, с многочисленными течениями и теориями. Основные его идеологи — М.А. Бакунин, создатель концепции насильственного революционного переустройства мира, и П.А. Кропоткин, автор теории анархо-коммунизма. Отчасти неоднородностью движения, отчасти его ориентированностью на массы обусловлено состояние печати анархистов, которые «выпускали газеты», но «большее значение придавали агитации на митингах, чем печатной продукции» [9, с. 32].
В советские годы анархизм понимался как движение, чуждое большевизму, поэтому анархистские издания изучались слабо — нет даже достоверной информации о их количестве. Историк С.Н. Канев в монографии «Октябрьская революция и крах анархизма» сообщает, что к концу 1917 года у анархистов существовало 21 периодическое издание, в 1918 — 55, отмечая, что практически каждое анархистское течение стремилось создать свой печатный орган. Среди наиболее крупных и значимых печатных органов анархистских движений он перечисляет московскую газету «Анархия» с тиражом 20 тысяч экземпляров, газету союза анархистов-синдикалистов «Вольный голос труда» и журнал «толстовцев» «Голос Толстого и единение» с тиражом 15 тысяч экземпляров, газету анархистов-коммунистов «Свободная коммуна» тиражом 10 тысяч экземпляров [6, с. 418].
В данной работе мы постараемся изучить и охарактеризовать первые месяцы (октябрь-ноябрь 1917 года) работы самого крупного печатного органа анархистов – газеты Федерации анархических групп Москвы «Анархия».
Анархисты восприняли Февральскую революцию восторженно — для движения она стала толчком к обновлению. В первые послереволюционные месяцы число сторонников анархизма росло главным образом за счет возвращающихся из эмиграции революционеров. Приток новых членов практически не наблюдался из-за слабости агитации и разрозненности фракций и групп внутри течения. «Их новоявленной агитации поддавались лишь наиболее незрелые слои рабочих и солдат, а о практической работе в Москве и Петрограде «долгое время ничего не было слышно», — пишет историк В.В. Кривенький [7, с. 224].
13(26) марта 1917 года с целью объединения разрозненных фракций анархистов в Москве была создана Федерация анархических групп (ФАГМ). Именно этот консолидирующий орган спустя полгода, 13 сентября 1917 года, выпустил первый номер газеты «Анархия». Необходимость создания собственного печатного издания была вызвана непрекращающейся разобщенностью анархистов, которую лишь упрочил июльский кризис 3-5 июля. Летом 1917 года движение окончательно разделилось на два течения: «бунтарское с широкой агитацией совместно со стихийными активными выступлениями до периода реакции и синдикалистское — представленное «Союзом анархо-синдикалистской пропаганды» [1, с. 47].
Спонтанность, стихийность действий сторонников движения подтолкнула представителей Федерации анархических групп к созданию газеты, в которой можно было бы сформулировать идеалы политической борьбы анархистов и публиковать призывы к ней.
Главным редактором нового издания стал Владимир Бармаш — один из идеологов и организаторов анархистского движения в Москве. Он активно участвовал в революционных событиях 1905 года, эмигрировал во Францию после 1912 года, затем вернулся в Россию, организовал Лефортовскую районную группу анархистов-коммунистов, которая влилась в ФАГМ. В организации занимал одно из ведущих мест: создал издательство, вел пропагандистскую и агитационную деятельность среди рабочих Москвы и пригородов, выступал с лекциями, разъясняющими теорию анархизма. Первый номер «Анархии» под его редакцией вышел 13(26) сентября 1917 года.
Первоначально газета выходила еженедельно. Первые 7 номеров строились по одному принципу: 1 лист и 2 страницы (еженедельный новостной листок), почти полное отсутствие рекламы (за исключением извещений на второй странице о выходе новых брошюр о революции или на первой — извещений о лекциях членов редакции, например, в №5 от 9 октября объявление о лекции А.Л. Гордина «Родина и Отечество», в №5 и 6 объявления о лекции А.А. Боровой «Анархизм» и т. д.), основные материалы — общественно-политические статьи, рассуждения о сущности анархизма, войне, революции (примеры заголовков: «О войне — о мире», №3; «Классовые притязания и общие интересы», №4; «Правительство и продовольственный кризис», №6; «Хотят провести!, №7). Первоначально газета печаталась в Типографии Издательской Комиссии Московского Совета Солдатских Депутатов.
Публиковались и обзоры мероприятий анархистов, в том числе тех, которые проходили не в Москве. Уже в №1 на 2 странице опубликован обзор Конференции анархистов 17-ти городов Юга России, прошедшей 18-22 июля 1917 года в Харькове, которая, как считали авторы, должна была оставить видный след в истории российского анархистского движения. Дана краткая характеристика каждого дня Конференции, основных вопросов, которые поднимались на ней. Здесь важно упоминание в статье «Анархии» принятого Конференцией воззвания «К народам России и мира». Как пишут составители сборника «Анархисты: Документы и материалы», полный текст резолюции Конференции обнаружить не удалось, соответственно, данная статья вместе с листовками и агитками, распространявшимися в Харькове, является важным источником данных об этом событии [1, с. 49].
Кроме того, уже в №1 и №2 наметился список постоянных авторов издания, среди которых заметные деятели анархистского движения 1917 года — непосредственно главный редактор В. В. Бармаш, братья Гордины (А. Л. и В.Л. Гордины), Г. К. Аскаров, П. А. Аршинов, Л. Черный и другие. В газете появляются рубрики «Факты», в которой кратко сообщается информация о событиях в России и мире, делах анархистов, и «Стачки и конфликты», обозревающие революционные события России.
В №3 от 25 сентября 1917 года интерес предоставляет «Письмо в редакцию» от него Далинского, в котором автор делится утопическими идеями о создании под Москвой «дачи-колонии анархистов», просит «желающим вступить в нее уплачивать 250 рублей». Любопытно, что помимо политических рассуждений в газете публиковались стихи — «Сонеты» братьев Гординых (№3, 4), «Стихотворения», подписанные М-чъ.
Кроме политических тем поднимались социальные. Например, некий Achim G. в статье «Даровые квартиры народу» из №4 от 2 октября 1917 года призывает «потесниться спекулянтов, мародеров, грабителей народа» и заявляет, что «без решения жилищного вопроса Революция невозможна». Автор пишет очень эмоционально, использует многочисленные высказывания, риторические вопросы: «Доколе? Мера терпения ли не полна? Чего ждете? <…> К чему эти полумеры! Пора решить жилищный вопрос! Решить раз и навсегда!» [11, с. 2].
Если сравнивать сентябрьские номера (№1-3) с октябрьскими (4-7), можно заметить небольшие отличия: с №4 газета стала дешевле — 15 копеек вместо 20, текстов стало меньше, но их объем значительно увеличился. На первой полосе традиционно печаталось обращение от редакции «Анархии» (появилось в №4) крупные материалы на острые темы, на второй — появлялись стихи (в №5 на первой, в подвале), письма (и редакционные подражания письмам, пример — «Письмо глупости своей подруге» с припиской «Перехватил Билинький» из №4). Традиционно с первого номера над названием газеты печатались два лозунга: «Анархия — мать порядка» и «Ни начальства, ни хозяев!».
№7 от 23 октября 1917 года интересен материалом с первой полосы — «Открытое письмо П.А. Кропоткину» А. Атабека. Автор анализирует публикации о войне, предполагая, что «не в победах государства мы обретем мир», говорит о двух лагерях, противоборствующих в России, один из которых представляет Учредительное собрание в лице Керенского, другой — «уличный большевизм». Атабек открыто призывает Кропоткина встать во главе анархистского движения: «Дорогой, любимый учитель, нет вам места в этих двух противоположенных лагерях. Разверните ваше собственное знамя, – знамя, которое вы ткали для нас нитку за ниткой в течение пятидесяти лет, наше общее знамя социальной революции! <…> Кликните клич, разверните ваше знамя, учитель! Ваши ученики, идейные товарищи, ждут со мной от вас ответа и действия, ибо ваше слово само действие» [3, с. 1].
Номер «Анархии» от 26 октября 1917 года (№8) значительно отличается от всех предыдущих. Он выходит через день после начала вооруженного восстания, возглавленного В.И. Лениным, Л.Д. Троцким и И.В. Сталиным. Рядом с традиционными для газеты лозунгами над названием публикуется надпись: «Экстренный выпуск». Номер представляет собой скорее агитационный листок. Нет традиционных рубрик, обращения от редакции, на его месте публикуется «Телефонограмма из Петрограда», в которой сообщается об успехах военно-революционного комитета — «без капли крови и без войск» занятых вокзалах, банках, телеграфе и почты. В материале сказано, что скоро будет взят Зимний дворец и «правительство будет низложено». Другие тексты — подробное описание захвата типографии, призывы к революционной борьбе (два под заголовком «Товарищи!», «Ко всем рабочим, солдатам и крестьянам», «Медлить нельзя»), короткий материал «Что будет?», главная мысль которого заключается в лозунге «Пролетариат непобедим», лозунги без комментариев («Да здравствует освобожденный пролетариат!», «Да здравствует интернациональный мир!», «Да здравствует мировая пролетарская революция!», «Хлеба, воли, мира!»). В этом номере интересна заметка под заглавием «Анархия – мать порядка»: «Социальная революция – для своего развития требует известного периода. <…> Буржуазному хаосу должна быть противопоставлена вольная свободная организация равных, должен быть создан новый мир вольных товарищей, свободных работников — вольного союза свободных коммун» [2, с. 1]. Здесь вновь появляется идея о коммуне, уже звучавшая в №3, где говорилось о «даче-колонии анархистов».
Самым важным для первого периода существования газеты стал следующий девятый номер от 6 ноября 1917 года. «Анархия» незначительно скорректировала дизайн, но, что главное, сменила формат и стала выходить, как пишут исследователи, ежедневно [5]. Пока газета все еще напоминала, скорее, агитационный листок — в №9 опубликовали важный, программный документ Федерации анархических групп Москвы — их манифест, в котором высказывалась позиция редакции «Анархии» по основным вопросам. Именно он занимает весь одностраничный номер. «Манифест» начинается с критики действий Временного Правительства, после чего автор переходит к описанию революционных событий: «Мы — анархисты не верим в творческую силу правительственной власти, даже искренно революционной. Мы знаем, что новые общественные отношения могут быть созданы только смелыми актами самодеятельности и вольными организациями самих трудящихся» [8, с. 1]. При этом, полагает историк Д. И. Рублев, в «Манифесте» отражены «надежды на воплощение в жизнь идеалов анархического коммунизма» [10, с. 67]. Кроме того, здесь выражено мнение по главным темам 1917 года — войне, земле, власти. Анархисты призывали немедленно прекратить войну и заключить перемирие, полностью уничтожить частную собственность на землю. О власти в «Манифесте» сказано: «Должен быть образован орган, объединяющий снизу-вверх на федеративных началах всех лиц наемного труда <…> Общегородской экономический совет рабочих и, служащих должен ведать всем городским имуществом, как средствами производства и потребления, так и недвижимостями. В деревне все земли, орудия и земледельческий инвентарь должны перейти в руки крестьянских союзов и их исполнительных органов – Комитетов. <…> Эти губернские организации должны постепенно объединяться в областные и, наконец, слиться во Всероссийский Союз Труда» [8, с. 1].
Этот выпуск «Анархии» — последний из всех номеров газеты за 1917 год, доступных исследователям. По-видимому, газета прекратила свое издание до марта 1918 года, хотя информации об этом нигде нет. Напротив, повсеместно указано (в том числе на сайтах официальных ресурсов — «Российской государственной библиотеки» и «Государственной публичной исторической библиотеки»), что после 6 ноября газета стала выходить ежедневно. Мы предполагаем, что эти рассуждения ошибочны, ввиду отсутствия каких-либо сведений и материальных доказательств существования других номеров газеты за 1917.
10 номер «Анархии» вышел 3 марта 1918 года и был значительно видоизменен и переработан. В 1918 газета действительно стала выходить ежедневно и утратила черты «агитационного листка», которым, по сути, оставалась в сентябре-октябре 1917 года, публикуя в большинстве своем революционные призывы, ограничиваясь небольшими материалами, хотя и демонстрируя сформировавшиеся и закрепившиеся на 9 номеров рубрики.
В целом же газета Федерации анархических групп Москвы «Анархия», на наш взгляд, — одно из важнейших изданий анархистов, появившихся в 1917-1918 годах. Созданное в сентябре 1917 года, издание ставило своей целью активизацию политической борьбы анархистов и агитацию — привлечение новых сторонников. Эти задачи обуславливали содержание газеты и ее формат — еженедельный новостной листок, который в первую очередь должен был заниматься пропагандой революционного движения.
Газета имела остро-политический характер — все ее материалы так или иначе были связаны с современной внешней или внутренней политикой, обозревали успехи и неудачи революционного движения. В «Анархии» полностью отсутствовала какая-либо реклама, если не считать таковой публикации объявлений о лекциях московских анархистов. Интересным добавлением стоит считать в «Анархии» публикацию стихотворений, разумеется, тоже не лишенных явного («Стихотворения» М-ч в №5) или скрытого («Сонеты» Гординых в №3-4) политического подтекста.
Еженедельный, а не ежедневный формат не позволял изданию претендовать на оперативность и срочность, поэтому номера 1-7 стоит рассматривать как агитационный листок с регулярной периодичностью. Срочной повестке отвечает специальный, «экстренный» выпуск «Анархии» от 26 октября 1917 года (№8) — ответ редакции на вооруженное восстание.
Интересно, что несмотря на широко распространившиеся в сети сведения о ежедневном характере газеты после №9 от 6 ноября, обнаружить какие-либо другие выпуски газеты за 1917 год не удается. Однако говорить о том, что газета прекратила свое существование нельзя — к началу 1918 года «Анархия» «переросла свою изначально узко–политическую ориентацию, у газеты сформировалась своя читательская аудитория, сочувствующая анархизму и проявляющая литературно–художественные интересы, близкие авангардным кругам» [4, с. 28]. С марта по июль 1918 года, до своего закрытия, «Анархия» была площадкой для трансляции идей представителей авангарда — Александра Родченко, Казимира Малевича, Алексея Гана и других.
Таким образом, газета Федерации анархических групп Москвы «Анархия» образца сентября-ноября 1917 года представляет собой типичный образец публицистики анархистов тех времен. Распространяемая тиражом в 20 тысяч экземпляров, она была консолидирующим органом анархистского движения и в 1918 году сумела вырасти до рупора авангардного движения.