Статья:

ВЛИЯНИЕ И ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА УСПЕВАЕМОСТЬ СТУДЕНТОВ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №8(187)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Кривостаненко М.В., Сивчук Д.А. ВЛИЯНИЕ И ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА УСПЕВАЕМОСТЬ СТУДЕНТОВ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 8(187). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/187/106623 (дата обращения: 27.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ВЛИЯНИЕ И ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА УСПЕВАЕМОСТЬ СТУДЕНТОВ

Кривостаненко Мария Викторовна
студент, Гомельский государственный медицинский университет, РБ, г. Гомель
Сивчук Дарья Анатольевна
студент, Гомельский государственный медицинский университет, РБ, г. Гомель
Сквира Иван Михайлович
научный руководитель, д-р мед. наук, Гомельский государственный медицинский университет, РБ, г. Гомель

 

Введение

В процессе учёбы студенты на постоянной основе сталкиваются с различными препятствиями, испытывают эмоциональные и интеллектуальные нагрузки. Связи эмоционального интеллекта и отдельных его компонентов с личностной тревожностью пока посвящено не так много исследований. Можно отметить ряд работ на данную тему И. Н. Андреевой, но здесь обязательно стоит упомянуть одну из них – «Взаимосвязь эмоционального интеллекта и личностной тревожности в подростковом возрасте» [1]. В ней автор делает вывод, что высокий уровень эмоционального интеллекта позволяет снизить уровень личностной тревожности у подростков. Также уменьшению показателей личностной тревожности способствует развитие эмоциональной саморегуляции (компонент эмоционального интеллекта «управление своими эмоциями»). Исследование подтвердило, что для коррекции личностной тревожности у подростков требуется уделять внимание развитию эмоционального интеллекта в целом и, прежде всего, такой его составляющей, как эмоциональная саморегуляция. Также, согласно исследованиям М. В. Скворцовой, высокотревожные студенты способны отказываться от реализации своего потенциала, что снижает уровень беспокойства, делает жизнь менее тревожной и более предсказуемой [2].

Эмоциональный интеллект является очень важным при осуществлении учебной деятельности. Исследователи объясняют это тем, что благодаря эмоциональному интеллекту возрастает мотивация к обучению и усвоению знаний, происходит успешная адаптация в университетах [3]. 

Цель

Проанализировать влияние и взаимосвязь уровня тревожности и эмоционального интеллекта на успеваемость студентов.

Материалы и методы исследования

Для определения уровня эмоционального интеллекта мы использовали тест Н. Холла, позволяющий определить общий уровень эмоционального интеллекта и уровни развития отдельных его компонентов. Также для определения степени тревожности у студентов была использована методика «Шкала проявления тревожности» Дж. Тейлор, позволяющая определить уровень личностной тревожности.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализируемая группа респондентов состояла из 33 человек – студентов различных высших учебных заведений (начиная от 4 и заканчивая 6 курсами). К студентам с высоким уровнем успеваемости относились те, чей балл составлял от 7,0 до 10. Студенты с низким уровнем успеваемости были со средним баллом от 4,0 до 7,0.

По результатам исследований, проводимых при помощи анкетирования, созданного на основе теста «Шкала самооценки личностной тревожности (Дж. Тейлор)» и анкетирования, созданного на основе теста «Методика самооценки эмоционального интеллекта (Н. Холл)» нами были получены следующие данные:

Таблица 1.

Шкала самооценки личностной тревожности Дж. Тэйлора, %

 

Уровни

Очень высокий

 

Высокий

Средний (с тенденцией к высокому)

Средний (с тенденцией к низкому)

 

Низкий

Студенты с высоким уровнем успеваемости

 

 

76,2

 

9,5

 

14,3

 

Студенты с низким уровнем успеваемости

 

 

55,6

 

11,1

 

33,3

 

 

Рисунок 1. Шкала самооценки личностной тревожности Дж. Тэйлора, %

 

Проанализировав полученные данные, мы установили, что среди студентов с высоким уровнем успеваемости − 76,2% испытуемых имеют высокий уровень тревожности, 9,5% испытуемых имеют средний (с тенденцией к высокому) уровень, а 14,3% испытуемых – средний (с тенденцией к низкому) уровень тревожности.

Среди студентов с низким уровнем успеваемости мы получили следующие результаты: 55,6% испытуемых с высоким уровнем тревожности, 11,1% испытуемых имеют средний (с тенденцией к высокому) уровень, а у 33,3% испытуемых выявили средний (с тенденцией к низкому) уровень тревожности.

Таблица 2.

Методика самооценки эмоционального интеллекта Н. Холла, %

Шкалы

Студенты с высоким уровнем успеваемости

Студенты с низким уровнем успеваемости

Выс. ур.

Ср.ур.

Низ.ур.

Выс. ур.

Ср.ур.

Низ.ур.

Эмоциональная осведомленность

 

 

 

23,1

 

76,9

 

 

5,6

 

94,4

Управление своими эмоциями

 

6,4

 

37,6

 

56

 

4,3

 

26,8

 

68,9

Самомотивация

55,3

44,7

35,8

64,2

Эмпатия

18,2

81,8

16,7

83,3

Распознавание эмоций других людей

 

 

 

18,2

 

81,8

 

 

16,7

 

83,3

 

Рисунок 2. Методика самооценки эмоционального интеллекта Н. Холла у студентов с высоким уровнем успеваемости, %

 

Рисунок 3. Методика самооценки эмоционального интеллекта Н. Холла у студентов с низким уровнем успеваемости, %

 

На основании анализа полученных данных в выборке студентов с высоким уровнем успеваемости, можно заметить, что по шкале «Самомотивация» с небольшой разницей преобладает средний уровень (возможность управлять своими эмоциями). По остальным шкалам значительно увеличен низкий уровень, свидетельствующий о том, что студенты с высоким уровнем успеваемости не умеют следующего: на основе возникновения как положительных, так и отрицательных эмоций, корректировать свое поведение и делать выводы; совладать с возникшими эмоциями; правильно расшифровывать эмоции окружающих людей; поднимать окружающим настроение.

Выводы

В ходе данного исследования были подведены следующие итоги:

  1. 70% респондентов являются высокотревожными людьми, 20% имеют средний (с тенденцией к низкому) уровень тревожности и 10% − средний (с тенденцией к высокому) уровень тревожности. Как у студентов с высоким уровнем успеваемости, так и с низким, преобладает высокий уровень тревожности.
  2. У студентов с высоким уровнем успеваемости показатели эмоционального интеллекта выше, чем у студентов с низким уровнем успеваемости.
  3. Проведя исследование и получив данные респондентов было выявлено, что значительной зависимости между эмоциональным интеллектом и уровнем тревожности не наблюдается.

 

Список литературы:
1. Андреева, И. Н. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и личностной тревожности в подростковом возрасте / И. Н. Андреева // Психологическое здоровье в контексте развития личности.
2. Ахмадиева Г.Р. Взаимосвязь влияния тревожности и эмоционального интеллекта на уровень успеваемости студентов // Студенческий: электрон. научн. журн. 2020. № 38(124).
3. Практическая психодиагностика. Методика и тесты / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. ─ Самара: Изд. Дом «БАХРАХ-М», 2000. ─ 672 с.