Статья:

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА НАРОДНОСТИ В СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ К. Д. УШИНСКОГО

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №8(187)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Нигаматова Р.А. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА НАРОДНОСТИ В СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ К. Д. УШИНСКОГО // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 8(187). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/187/106639 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА НАРОДНОСТИ В СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ К. Д. УШИНСКОГО

Нигаматова Расима Ахатовна
бакалавр, Сибайский институт (филиал) Башкирского государственного университета, РФ, г. Сибай
Абсалямова Лилия Фаритовна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Сибайский институт (филиал) Башкирского государственного университета, РФ, г. Сибай

 

Аннотация. В статье дается характеристика педагогического наследия великого русского педагога К. Д. Ушинского. Представлены концептуальные положения предложенной ученым системы развивающего обучения, систематизирующим принципом которой является принцип народности.

 

Ключевые слова: К.Д. Ушинский, народность, развивающее обучение, система обучения, воспитание, обучение.

 

Главной задачей воспитания, по К. Д. Ушинскому, является определение мировоззрения учащихся. Целью образования в его системе является развитие человека. В своей работе «Человек как объект воспитания» он провозглашает, что целью воспитания должен быть сам человек.

К. Д. Ушинский считал, что высшей ценностью является человек. Отсюда основная концептуальная позиция К. Д. Ушинского. Он рассматривал личность ребенка как целостное явление и процессы воспитания и обучения как целостный процесс. Он писал: «Воспитание берет человека именно таким, какой он есть, со всеми его национальными и индивидуальными особенностями» [1, с. 70]. Поэтому педагог, видящий целостную личность, ориентируется на фактор национальности и индивидуальности.

Ставя вопрос о целостности формирования личности в процессе созидания и становления, он подчеркивал большую роль в этом процессе «невольных воспитателей» - природы, семьи, школы, общества, народа, его религии и языка.

Решая проблему целостного подхода к личности, К.Д. Ушинский рассматривал человека как представителя определенного народа. Таким образом, образование и профессиональная подготовка связаны с осуществлением принципа гражданства.

Значение и содержание понятия «народность» в истории русской общественно-философской мысли впервые разрабатывали славянофилы, пытавшиеся выделить специфику русской системы образования, опирающейся на историю и традиции русского народа.

Опираясь на принцип народности как определение воспитательных целей и методов, К.Д. Ушинский писал: «Основой особого представления о воспитании для каждого народа является, конечно, особое представление о человеке, каким должен быть человек по представлениям народа в определенный период национального развития» [3 , с. 122].

Принцип национальности занимает центральное место в ее системе образования и выступает объединяющим фактором в этой системе.

К. Д. Ушинский боролся против механического перенесения в Россию основ педагогики других народов, против отрицания национального самосознания наций. При этом его понимание народной педагогики не является строго формальным, не имеет национальных ограничений, а базируется на всестороннем знании зарубежной педагогики, опыт которой он воспринял и творчески использовал в создании отечественной педагогической науки, построенной на строгий акцент на национальных особенностях русской культуры. Он считает важным ориентироваться на достижения мировой педагогики.

«Единой системы народного образования для всех народов не только на практике, но и в теории не существует. У каждого народа есть своя особая национальная система образования» [2, с. 147].

К.Д. Ушинский  призывал учитывать отношение данного народа к тем общечеловеческим и национальным ценностям, из которых оно выводится и из которых, в конечном счете, проверяется реальность педагогических и воспитательных идеалов и целей.

К. Д. Ушинский не признавал образования, не пропитанного идеями патриотизма и гуманизма. В его воспитательных идеалах ярко отражались черты гражданственности, патриотизма, гуманизма, и это определяло позицию учителя в воспитании подрастающего поколения. Ученый подчеркивал, что принцип национальности, определяющий образовательный процесс, имеет социальный, конкретный, исторический и национальный характер.

Изучая и обобщая педагогический опыт европейских народов, он отчетливо видел зависимость воспитания личности от государственно-национальных особенностей, от всей истории развития народа.

Принцип народности в формировании системы знаний нашел свое отражение в работах К.Д. Ушинского в выборе предметов и содержания обучения. При решении вопроса о содержании образования он делал упор на его формальную (развитие умственных способностей, наблюдательности и мышления учащегося) и материальную (конкретные учебные материалы) стороны [5, с. 322].

Такие работы К.Д. Ушинского, как «Человек как предмет воспитания», «Педагогическая антропология», статьи о рефлексах, привычках, навыках, памяти, эмоциях, рациональном процессе, сыграли важную роль в становлении и развитии не только науки педагогической в России, но и занимают видное место в истории отечественной психологии.

Нравственное воспитание по К.Д. Ушинского, наиболее эффективно осуществляется при воздействии на ребенка религии, науки, жизни, природы в их единстве и взаимосвязи. Он считал православную веру важным средством самовоспитания, развития самосознания. Религию К. Д. Ушинский рассматривал это как «историческую форму функционирования человеческой психики». Благодаря религии у человечества сложился гуманистический взгляд на мир, на явления духовной жизни. Он видел в этом ее воспитательную ценность. Следовательно, религия не может быть отделена от общественной жизни или запрещена. Учитель считал, что «коварное отделение религии от жизни есть идолопоклонство, оскорбляющее религию и разрушающее жизнь» [4, с. 350].

На наш взгляд, «из учения К.Д. Ушинского о народности, можно выделить принцип народности в жизни современной школы, где он выступает как системообразующий принцип, определяющий ее основные характеристики: смысл, содержание, технологию воспитания и управления. Реализация принципа национальности создает условия для проявления национального самосознания и приобщения молодежи к духовным ценностям национальной культуры, родного языка, истории и географии; предполагает опору на православные традиции и защиту государством национального характера образования» [2, с. 66-70].

К. Д. Ушинский доказал, что воспитание должно строиться по принципу национальности. При этом проблему национальности он решал не на политическом или идеологическом уровне, а с точки зрения науки. На основе принципа национальности ученый создает универсальную (и уникальную) модель развивающей системы образования, учитывающую историю, культуру, язык, традиции и религию народа. Он призывает учитывать общечеловеческие и национальные приоритеты образования, то есть национальная система образования должна интегрировать достижения мировой педагогической науки.

Таким образом, К. Д. Ушинский создает целостную педагогическую систему, направленную на развитие ребенка. При этом личность ребенка он рассматривает как целостное явление, останавливаясь на факторе национальности и индивидуальности.

И поэтому концептуальные положения, разработанные К. Д. Ушинским, представляются актуальными на современном этапе.

 

Список литературы:
1. Тюкова Е.В. (Овчинникова Е.В.) К.Д. Ушинский как основоположник системы развивающего обучения в отечественной педагогике: моногр. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2007. - 128 с.
2. Тюкова Е.В. (Овчинникова Е.В.) Актуальные проблемы идеи народности в педагогике К.Д. Ушинского // Русская школа: история и современность, ценности и опыт работы: материалы междунар. науч.-практ. конф. 24-25 мая 2005 г. / под общ. ред. В Н. Скворцова. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2005. - С. 66-70.
3. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Собр. соч.: в 11 т. - М.; Л.: АПН РСФСР. - 1948. - Т. 2. - С. 69-166.
4. Ушинский К.Д. О нравственном элементе воспитания // Собр. соч.: в 11 т. -М.; Л.: АПН РСФСР. - 1948. - Т. 2. - С. 362-488.
5. Ушинский К.Д. Что нам делать со своими детьми // Собр. соч.: в 11 т. - М.; Л.: АПН РСФСР. - 1948. - Т. 3. - С. 320-334.