Статья:

ПРИМЕНЕНИЕ КЕЙС-МЕТОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕХНОЛОГИИ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(198)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Коваленко Н.А. ПРИМЕНЕНИЕ КЕЙС-МЕТОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕХНОЛОГИИ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 19(198). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/199/112502 (дата обращения: 22.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРИМЕНЕНИЕ КЕЙС-МЕТОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕХНОЛОГИИ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ

Коваленко Нина Андреевна
магистрант, Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, РФ, г. Санкт-Петербург
Жукова Ирина Алексеевна
научный руководитель, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, РФ, г. Санкт-Петербург

 

Одной из ведущих тенденций современной образовательной среды является усиление практической направленности в подготовке выпускников высших учебных заведений. Для выполнения данной задачи осуществляется постоянный поиск и применение новых методик обучения в теории и на практике. Особую популярность в последнее время приобретают интерактивные методы обучения. Одним из таких методов является кейс-метод (case study).

Главная цель кейс-метода заключается в применении теоретических знаний при решении практических проблем. Формирование проблемы и путей ее решения происходит на основании кейса, который является одновременно и техническим заданием, и источником информации для осознания вариантов эффективных действий.

В настоящее время метод кейсов активно используется в изучении гуманитарных дисциплин. Причиной тому является сущность метода: нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, каждый из которых может являться верным и соперничать с остальными по степени истинности.

При изучении технических дисциплин также возможно использование кейсов. Для этого необходимы структурированные кейсы, которые содержат описание конкретной практической задачи и возможные способы её решения. Именно такие кейсы необходимы при изучении технологии изделий легкой промышленности.

Набор разрабатываемых нами кейсов по технологии швейных изделий позволит студентам изучить методы обработки деталей и узлов пальтово-костюмного ассортимента. Студенты последовательно выполняют задания, представленные в кейсах. Вариантами ответа для решения кейсов являются схемы обработки узлов изделия, каждая из которых является верной. На выбор решения будут влиять входные данные, которые студенту выданы заранее или выбраны им при решении предыдущих кейсов.

Важно корректно составить и оформить сам кейс как папку с материалами. Разработка кейсов заключается в сборе, изучении и анализе применяемых методов обработки. Необходимо изучить теоретические аспекты выполнения узлов изделий, разработать схемы сборки в изометрической проекции с указанием нумерации операций выбранных для кейсов методов. Также следует тщательно продумать последовательность кейсов, ориентируясь на процесс обработки всего изделия. Структура кейса и последовательность работы над ним представлена в таблице 1.

Таблица 1

Структура кейсов «Методы обработки изделий»

Структура кейса

Содержание кейса

Работа студента над кейсом

1 Информационная часть

Теоретическая информация о выполнении узлов изделий пальтово-костюмного ассортимента

Изучение общих теоретических аспектов, условий выполнения узла 

2 Практическая часть

Схемы выполнения заданных узлов изделия

Изучение представленных вариантов обработки, анализ вариантов их применения

3 Выводы, оформление ответа

Выбор определенного метода, обоснование выбора

На основании модели изделия и выполненных ранее заданий (кейсов) учащийся выбирает подходящий метод обработки

 

Практическая часть кейса заключается в анализе технологического изготовления заданного узла. Например, для обработки потайной застежки в модели пальто, представленном на рисунке 1, имеются четыре варианта обработки, представленные на рисунке 2. Студент должен выбрать из всех вариантов наиболее подходящий. На выбор схемы обработки будут влиять данные, ранее выбранные самим студентом - волокнистый состав и плотность используемых для модели материалов. Выбор определенной схемы будет влиять на эскизы деталей кроя, спецификацию деталей кроя и последовательность обработки изделия.

Рисунок 1. Заданная модель пальто

 

Рисунок 2. Варианты обработки потайной застежки

 

Данные кейсы направлены на формирование навыков анализа методов обработки у студентов – просматривая представленные варианты студент должен сделать выводы о том, в каком случае какой метод лучше использовать. К тому же данные кейсы направлены на получение большего количества информации о вариативности методов обработки и развитие способностей применять их в различных практических ситуациях.

В классическом варианте кейс-метод направлен на групповую работу студентов, предполагает общение и обмен информацией между студентами в целях выбора наиболее оптимального варианта решения поставленной задачи. Данные кейсы могут использоваться как для групповой, так и для индивидуальной работы студентов. В обоих случаях работа с кейсами направлена на изучение необходимых теоретических материалов и формирование навыков в рамках рассматриваемой дисциплины.

В случае групповой работы над кейсами, группе студентов выдается одна модель изделия и несколько кейсов, каждый студент из группы работает над определенным кейсом, то есть над определенным узлом изделия, и затем группа обсуждает каждый кейс и делает выводы о том насколько выбранный ответ подходит к данной модели. При групповой работе студенты не только изучают методы обработки изделий, но и так же развивают свои коммуникативные навыки выстраивая диалог при обсуждении ответов.

При индивидуальной работе учащийся решает все кейсы, а затем представляет результаты работы в виде презентации.  Данная практика будет полезна при оформлении курсовых и дипломных проектов, так как подразумевает самостоятельную деятельность студента.

Разрабатываемые кейсы будут полезны не только будущим технологам легкой промышленности, но и конструкторам и дизайнерам швейных изделий. К тому же данные кейсы могут составлять основу дистанционного и заочного обучения, так как содержат большое количество теоретической и практической информации. 

 

Список литературы:
1. Беляков В. Г., Стрекалова Н. Д. Разработка и применение учебных кейсов: практическое руководство. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский филиал Нац. исслед. ун-та «Высшая школа экономики», 2013. 80 с.
2. Махотин Д. А. Метод анализа конкретных ситуаций (кейсов) как педагогическая технология // Вестник РМАТ. 2014. № 1. С. 94-98
3. Мирза Н. В., Умпирович М. И. Кейс-метод как современная технология профессионально ориентированного обучения студентов // EUROPEAN SCIENCE REVIEW. 2014. № 3-4. С. 82-85
4. Савельева М. Г. Педагогические кейсы: конструирование и использование в процессе обучения и оценки компетенций студентов: учеб. пособие. Ижевск: УдГУ, 2013. 94 с.