СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №9(188)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №9(188)
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Ценностные ориентации мы рассматриваем как смыслообразующую основу человеческой жизни, обозначающую для личности все то, что затрагивает ее как субъект: сознание и самосознание, целеполагание, избирательность и свободу, т.е. ценностные ориентации выражают внутренний мир личности. Являясь отражением представлений индивида о ближних и дальних целях, ценностные ориентации характеризуют субъектно-объективные отношения к окружающей среде, совершаемой или планируемой деятельности. Прежде, чем приступить к диагностике ценностных ориентаций младших школьников и анализу результатов, формулируются критерии и показатели сформированности ценностных ориентаций младших школьников и представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Критерии, показатели и уровни сформированности ценностных ориентаций у младших школьников
Критерии |
Показатели |
|||
высокий |
средний |
низкий |
||
Когнитивный (знания об общечеловеческих и национальных ценностях) |
глубокие знания о ценностях (наличие убеждений) |
неполные знания о ценностях (наличие суждений) |
отсутствие знаний о ценностях |
|
Эмоциональный (отно-шение к общечеловеческим и национальным ценностям) |
положительное отношение к ценностям |
нейтральное отношение к ценностям |
негативное отношение к ценностям |
|
Поведенческий (опыт ценностно-ориентированного поведения в социуме) |
устойчивое нравственное поведение в социуме |
неустойчивое поведение в социуме |
проявление отрицательного поведения |
Таким образом, выделяют критерии формирования ценностных ориентаций: когнитивный, эмоциональный, поведенческий. С учетом всего вышесказанного, уточнены уровни сформированности ценностных ориентаций младших школьников и дали им характеристику. Содержательная характеристика уровней сформированности ценностных ориентаций младших школьников приведена в таблице 2.
Таблица 2.
Содержательная характеристика уровней сформированности ценностных ориентаций младших школьников
№ |
Уровни |
Характеристика |
1 |
Высокий |
Имеют представление о значимости ценностных ориентаций в их жизни, собственную оценку общественных явлений, поступков людей, устойчивые умения руководствоваться знаниями в выборе ценностных ориентаций. Заинтересованное положительное отношение к ценностным ориентациям: потребностью и нравственном самовоспитании; четкое самосознание значений понятий общечеловеческих ценностей; сформированная способность к выбору ценностных ориентаций |
3 |
Низкий |
Имеют о ценностных ориентациях негативное или нейтральное отношение к ним, выражена тенденция к отрицательному поведению. Отсутствие положительного отношения к ценностным ориентациям, неразвитость ценностных потребностей; отсутствием стремления к ценностному восприятию, неспособностью анализа поступков с позиций общечеловеческих ценностей, нравственно-эстетических идеалов, отсутствует сознательное использование ценностного потенциала в практической деятельности |
Изучение ценностных ориентаций младших школьников осуществляется при проведении исследования – опросов, анкетировании, индивидуальной и групповой диагностики. Ценности выступают критериями оценки, как всей жизни личности, так и отдельных ее поступков и действий; так как они дают основания для выбора альтернативных способов действия, для отбора и оценки этих альтернатив.
Ценностные ориентации - важнейшая характеристика личности младшего школьника, поскольку они определяют его отношение к окружающему миру и его поведение. Формирование ценностных ориентаций младших школьников - длительный и сложный процесс. На него оказывают влияние социальная обстановка, ценности малых групп (семья, друзья). При этом важная роль в формировании ценностных ориентаций младших школьников принадлежит образованию. Знание, учет и анализ механизмов образования ценностных ориентаций и целенаправленное использование методов организации присвоения ценностей младших школьников, на наш взгляд, поможет решить эту проблему в современной школе.