Статья:

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №9(188)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Рамазанова Г.Б. СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 9(188). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/188/106739 (дата обращения: 25.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Рамазанова Гульдана Бауржановна
магистрант, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова, Республика Казахстан, г. Кокшетау
Лепешев Дмитрий Владимирович
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент академик Академии педагогических наук Казахстана, Республика Казахстан, г. Кокшетау

 

Ценностные ориентации мы рассматриваем как смыслообразующую основу человеческой жизни, обозначающую для личности все то, что затрагивает ее как субъект: сознание и самосознание, целеполагание, избирательность и свободу, т.е. ценностные ориентации выражают внутренний мир личности. Являясь отражением представлений индивида о ближних и дальних целях, ценностные ориентации характеризуют субъектно-объективные отношения к окружающей среде, совершаемой или планируемой деятельности. Прежде, чем приступить к диагностике ценностных ориентаций младших школьников и анализу результатов, формулируются критерии и показатели сформированности ценностных ориентаций младших школьников и представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Критерии, показатели и уровни сформированности ценностных ориентаций у младших школьников

Критерии

Показатели

высокий

средний

низкий

Когнитивный (знания об общечеловеческих и национальных ценностях)

глубокие знания о ценностях (наличие убеждений)

неполные знания о ценностях (наличие суждений)

отсутствие знаний о ценностях

Эмоциональный (отно-шение к общечеловеческим и национальным ценностям)

положительное отношение к ценностям

нейтральное отношение к ценностям

негативное отношение к ценностям

Поведенческий (опыт ценностно-ориентированного поведения в социуме)

устойчивое нравственное поведение в социуме 

неустойчивое поведение в социуме

проявление отрицательного поведения

 

Таким образом, выделяют критерии формирования ценностных ориентаций: когнитивный, эмоциональный, поведенческий. С учетом всего вышесказанного, уточнены уровни сформированности ценностных ориентаций младших школьников и дали им характеристику. Содержательная характеристика уровней сформированности ценностных ориентаций младших школьников приведена в таблице 2.

Таблица 2.

Содержательная характеристика уровней сформированности ценностных ориентаций младших школьников

Уровни

Характеристика

1

Высокий

Имеют представление о значимости ценностных ориентаций в их жизни, собственную оценку общественных явлений, поступков людей, устойчивые умения руководствоваться знаниями в выборе ценностных ориентаций.  Заинтересованное положительное отношение к ценностным ориентациям: потребностью и нравственном самовоспитании; четкое самосознание значений понятий общечеловеческих ценностей; сформированная способность к выбору ценностных ориентаций

3

Низкий

Имеют о ценностных ориентациях негативное или нейтральное отношение к ним, выражена тенденция к отрицательному поведению. Отсутствие положительного отношения к ценностным ориентациям, неразвитость ценностных потребностей; отсутствием стремления к ценностному восприятию, неспособностью анализа поступков с позиций общечеловеческих ценностей, нравственно-эстетических идеалов, отсутствует сознательное использование ценностного потенциала в практической деятельности

 

Изучение ценностных ориентаций младших школьников осуществляется при проведении исследования – опросов, анкетировании, индивидуальной и групповой диагностики. Ценности выступают критериями оценки, как всей жизни личности, так и отдельных ее поступков и действий; так как они дают основания для выбора альтернативных способов действия, для отбора и оценки этих альтернатив.

Ценностные ориентации - важнейшая характеристика личности младшего школьника, поскольку они определяют его отношение к окружающему миру и его поведение. Формирование ценностных ориентаций младших школьников - длительный и сложный процесс. На него оказывают влияние социальная обстановка, ценности малых групп (семья, друзья). При этом важная роль в формировании ценностных ориентаций младших школьников принадлежит образованию. Знание, учет и анализ механизмов образования ценностных ориентаций и целенаправленное использование методов организации присвоения ценностей младших школьников, на наш взгляд, поможет решить эту проблему в современной школе.

 

Список литературы:
1. Нургалиева Г.К. Ценностные ориентации личности: методология, теория, практика. - Алматы, 2017. - 290 с.
2. Урунбасарова Э.А. Становление и развитие теории нравственного воспитания школьников Казахстана. - Алматы, 2015. - 270 с.  
3. Хан Н.М. Теоретические основы сотрудничества в педагогическом процессе общеобразовательной школы. - Алматы, 2010. - 280 с.