Статья:

ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №10(189)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Гребенщикова А.Д. ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 10(189). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/189/106975 (дата обращения: 24.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Гребенщикова Алёна Дмитриевна
студент, ФГБОУ ВО Уральский государственный университет путей сообщения, РФ, г. Екатеринбург
Селина Ольга Викторовна
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент кафедры «Экономика транспорта», ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет путей сообщения» РФ, г. Екатеринбург

 

Аннотация. В статье рассматривается актуальность, целесообразность и особенность лизинга. Рассмотрены перспективы развития лизинга в России и за рубежом.

 

Ключевые слова: лизинг, лизингодатель, лизингополучатель, лизинговая отрасль, перспективы лизинга, развитие лизинга, лизинговые услуги, лизинговые операции, зарубежный лизинг.

 

Любой сектор экономической деятельности требует должного выделения финансовых средств. Недостаток финансирования остро затрагивает деятельность любой компании. По большому счету предприятию будет недостаточно собственных финансовых ресурсов, чтобы реализовать в полной мере свои идеи по поводу ведения предпринимательской деятельности, а также чтобы её расширить и вывести на новый, усовершенствованный уровень производства. На сегодняшний день наиболее эффективным инструментом финансирования инвестиций в оборудование выступает лизинг. На данном рынке лизинговых услуг деятельность предприятий выступает мощнейшим толчком для изменений способов хозяйствования, технического перевооружения сферы производства и обращения, а также для поиска и внедрения различных видов выделения финансовых средств. Зачастую предприятиям недостаточно доступного для них заемного капитала, поэтому обновление в сфере производства происходит за счёт нераспределённой прибыли предприятий. В этом деле лизинг как раз кстати, так как способен помочь в переоснащении основных фондов предприятий и выступить как альтернативный механизм финансирования, что для экономики любой страны очень важно. [4]

Давайте обратимся к понятию лизинга. Лизинг – это комплекс имущественных и экономических отношений, возникающих в связи с приобретением в собственность имущества и последующей сдачей его во временное пользование за определённую плату. [10] На сегодняшний день предприятие, которое занимается предоставлением услуг лизинга, сможет для любого бизнеса подобрать наиболее эффективные варианты предоставления данных услуг, так как в первую очередь ориентир идет на потребность клиента. Стоит отметить, что при завершении договора на предоставление услуг, лизингополучатель имеет такую возможность, как забрать право собственности на тот или иной объект, разумеется, если это было прописано в договоре. По своей сути, лизинг сочетает в себе кредит и определённый срок аренды. Как уже говорилось выше, лизингополучатель имеет право купить средства производства с помощью кредитных средств, в таком случае он получает имущество в собственность, что очень удобно и целесообразно. В долгосрочную аренду предоставляется имущество как новое, так и уже побывавшее в хозяйственной деятельности предприятия. Лизинг с каждым годом становится все популярнее и популярнее. Он охватил весь мир, так как это новая инновационная сфера предоставления услуг стала одним из методов финансирования промышленного оборудования. В связи с этим многие банки начали создавать дочерние организации, а также появились небанковские финансовые организации, которые решили заработать на лизинговом бизнесе немалые деньги. Лизинг стал очень важным рычагом финансирования бизнеса, так как достаточно большое количество капитальных вложений теперь заменяются разовыми арендными платежами. По своей сути, лизинг даёт нам временное право владеть каким –либо активом, а также управлять им, но не на постоянной основе. [8] Ещё до заключения договора происходит ряд этапов, которые в конечном счете формируют лизинговые отношения. Как правило, сделка по лизингу происходит следующим образом: клиент должен заполнить заявку на лизинг и отправить её лизингодателю, далее происходит рассмотрение этой заявки, и лизингодатель делает вывод о возможности проведения данной сделки. Если поступает положительный ответ от лизингодателя, то происходит обсуждение и согласование условий сделки. На этапе обсуждения поднимается вопрос о стоимости предмета лизинга, условия и сроки, а также стоимость доставки и монтажа лизингового имущества. Внимательно обсуждаются и согласовываются следующие условия: срок лизинга, процент авансовых платежей, процент на привлечение средств, а также график лизинговых платежей. Следующим этапом выступает подтверждение финансирования банком – партнёром. В случае положительного ответа происходит открытие кредитной линии для лизингодателя, которая соответствует сумме сделки. Далее заключается договор между лизингодателем и лизингополучателем, который даёт право лизингополучателю использовать все условия сделки лизинга. Лизингодатель заключает договор поставки с поставщиками и согласовывает это с лизингополучателем. В некоторых случаях происходит подписание трехстороннего договора. Далее по условию договора от лизингополучателя производится авансовый платеж в сторону лизингодателя. В это время лизингодатель при помощи авансового платежа, а также кредитных денег от банка приобретает от поставщика имущество. На основании договора, это имущество лизингодатель передает в право пользования лизингополучателю. Необходимым условием является страховка лизингового имущества. Страховку делает либо лизингополучатель, либо лизингодатель, в зависимости от условий, которые прописаны в договоре. Как правило, имущество страхуют в аккредитованных страховых компаниях. И последний шаг, это перечисление лизинговых платежей лизингодателю согласно графику, на протяжении всего срока лизинга. Также, если данное условие было прописано в договоре, то в конце срока лизинга происходит передача имущества в собственность лизингополучателя. [11]

В каждой стране организация лизинга определяется своими особенностями законодательства. На российском рынке появляется все больше и больше лизинговых компаний, которые обладают достаточно хорошими финансовыми ресурсами и привлекательными программами. Также формируются филиальные сети с целью наибольшего охвата доступного рынка. Мировой опыт показал России, что лизинг даёт свои плоды и очень даже неплохие, поэтому российский лизинг не заставил себя долго ждать. Потихоньку начал сформировываться лизинг в России, который каждый год развивается и опережает свои предыдущие показатели. Давайте рассмотрим основные показатели российского рынка лизинговых услуг. Они представлены в таблице 1 за последние пять лет, из которых видно, что переломным годом был 2020 год, а в остальные года все показатели демонстрируют свой рост. [1]

Таблица 1.

Индикаторы развития рынка лизинга

Показатели

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2021г.

Объем нового бизнеса (стоимости имущества), млрд рублей

1 095

1 310

1 500

1 410

1 620

Темпы прироста, (период к периоду), %

47,5

19,6

14,5

-6,0

14,9

Сумма новых договоров лизинга, млрд рублей

1 620

2 100

2 550

2 040

2 346

Темпы прироста (период к периоду), %

40,9

29,6

21,4

-20,0

15

Концентрация на топ-10 компаний в сумме новых договоров, %

65,9

73,9

66

61

61,5

Объем полученных лизинговых платежей, млрд рублей

870

1 050

910

 

1 060

1 219

Объем профинансированных средств, млрд рублей

950

1 300

1 250

1 330

 1 530

Совокупный портфель лизинговых компаний, млрд рублей

3 450

4 300

4 900

5 170

 

5 945

ВВП России (в текущих ценах по данным Росстата), млрд рублей

92 082

 

103 627

109 362

106 607

110 777

Доля лизинга в ВВП, %

1,2

1,3

1,4

1,3

1,5

 

По данной таблице мы видим, что в 2021 году темп роста индикаторов рынка находится на уровне 14% и выше, по сравнению с переломным 2020 годом, где рынок лизинга, как указывают эксперты, снизился до -6%. Такое снижение связано с карантинными ограничениями, что в свою очередь привело к падению спроса на данные услуги перевозчиков. Именно поэтому сократились сделки в сфере транспорта и недвижимости. Также не стоит забывать, что многие компании подверглись кризису, а некоторые и вовсе потерпели крах, что привело к достаточно большой доле сделок, с которыми возникали большие трудности и разногласия. Такой показатель, как сумма новых договоров лизинга показывают темп прироста на 15%. Так же мы может наблюдать рост следующих показателей: объем нового бизнеса (стоимости имущества) на почти 15%; объем полученных лизинговых платежей на 14,9%; объем профинансированных средств на 14%. Совокупный портфель лизинговых компаний значительно увеличился на 5 945 млрд. руб., или почти на 15% в 2021 году. Доля лизинга в ВВП с 2017 года показывает устойчивый рост до переломного 2020 года, но уже в 2021 году показатель демонтирует нам свой исторический максимум. Цифра в 1,5% пока не велика, но это говорит нам о необходимости подробного изучения, а также применения новых источников финансирования, которые смогут определить их роль в развитии различных предприятий. А такой показатель, как концентрация для топ – 10 компаний по сумме новых договоров показал значение в 61,5%, что свидетельствует о не стабильной динамике развития отрасли лизинговых услуг. [1]

Давайте обратимся к графику – 1 для рассмотрения концентрации сегментов рынка за 2019 – 2020 года. Данный график был сделан с позиции индекса Херфиндаля – Хиршмана, чтобы увидеть меру рыночной концентрации. Как мы можем наблюдать, большие изменения происходят в таких сегментах рынка, как авиационный транспорт и суда (морские и речные). По итогам 2020 года авиализинг сократился на 0,34, хотя в 2019 году рассматриваемый сегмент рынка имел наибольшую концентрацию и составлял 0,69. Данные изменения эксперты связывают с появлением ещё большей конкуренцией в данном сегменте рынка, а также с началом пандемии и жёсткими ограничительными мерами. Сегмент морских и речных судов с каждым годом, хоть и незначительно, но превышает свои предыдущие показатели. Также сектора недвижимости, медицинской техники, а также оборудования для газа и нефти, ожидаемо продемонстрировали наиболее слабую динамику. По прогнозу железнодорожный транспорт сохранит ослабленный спрос на грузоперевозки, но покажет значительный рост в пассажирских перевозках. В прочих сегментах совокупно будут ожидать подъем на уровне 9%. [1]

 

Рисунок 1. Индекс Херфиндаля – Хиршмана по отраслям

 

В целом, мы видим значительный рост многих показателей, а это значит, что российский рынок лизинговых услуг постепенно восстанавливается, и вполне успешно, после пандемии.  Положительные изменения произошли и в банковской сфере. Так как произошло снижение потребительского спроса, банковский сектор экономики стал чаще интересоваться лизинговым рынком. Эксперты утверждают, что в ближайшие года на рынок войдет и хорошо закрепит свои позиции такой тип лизинга как операционный. [6] Такого рода повышенный спрос и востребованность связывают с покупками крупной бытовой техники, а также телекоммуникационного оборудования. Но при этом низкие процентные ставки должны сохранится в экономике страны. Базовый прогноз, которые дают эксперты говорит нам о том, что в 2022 году ожидается рост рынка лизинговых услуг на 10-15%. Преимущественный упор будет на транспорт, и именно: авиа и водный. Но произошли также отрицательные изменения на рынке лизинговых услуг. Прежде всего произошло сокращение большого объема сделок лизинга на рынке недвижимости. Одной из причин называют высокую базу проведения разовых крупных сделок. В дальнейшем, упор будут ставить на развитие лизинга в автомобильном транспорте. Так как уже начиная со 2 полугодия 2020 года мы наблюдали взрывной рост в данном сегменте рынка. Это произошло из-за отложенного спроса уже после отмены всех ограничений. Результатом может служить восстановление всех логистических цепочек с поставщиками автомобильного транспорта. Еще одним значимым фактором, как указывают эксперты, выступает девальвация рубля. Он оказал сильное влияние на рост автомобильного транспорта, где стали усиливаться ожидания клиентов по увеличению цен на автомобили. Наибольшее развитие будет наблюдаться в следующих сегментах рынка:

  • Автомобильный транспорт;
  • Грузовой транспорт;
  • Железнодорожная техника;
  • Строительство;
  • Суда: морские и речные;
  • Авиационный транспорт;
  • Оборудование для нефти и газа, а также их переработке;
  • Общественный транспорт. [5]

Исследование рынка лизинговых услуг из раза в раз показывало скрытые возможности таких сегментов рынка, как судостроение, недвижимости, переработки древесины, а также оборудование для крупных предприятий различного уровня. Данные сферы не нужно списывать со счетов, так как они являются наиболее перспективными и нужно как можно больше делать упор на эти отрасли. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что лизинг оправиться от удара пандемии и с каждым годом будет играть все более весомую роль в экономике нашей страны. Перспективы в данной отрасли лизинговых услуг есть и очень даже высокие. Но нужно усовершенствовать законодательную базу и создать все условия для роста конкуренции, чтобы это способствовало повышению уровня платежеспособности реальных клиентов. Кроме того, при значительной поддержке со стороны нашего государства доля в финансировании реального производства будет превалировать.  [6]

Что касается зарубежных стран, то там рынок лизинга уже давно набирает обороты. Зарубежные опыт лизинга подтвердил и подтверждает по сей день свою эффективность, как финансового инструмента технического переоснащения предприятий. В такое производство, как электронные вычислительные машины, средства связи, электронное оборудование он особенно целесообразен, так как эти отрасли с быстро меняющимися технологиями. Для быстрого развития стратегически важных отраслей, лизинг создает для этого все условия, а также стимулирует приток инвестиций в реальный сектор экономики страны. Уже давно рынок лизинга за рубежом стал просто неотъемлемой частью инвестиционного процесса. Главными тенденциями, которые буду определять развитие лизингового рынка в мире, принято считать два процесса, которые взаимозависимы между собой. Первое, это рост конкуренции между лизингодателями, а второе, это усиление глобализации в мире. [7] Рассмотрим лизинговый рынок в США. Как указывают эксперты, там сосредотачивается половина мирового оборота договоров на лизинг. В Америке достаточно стремительно развивается лизинг. Главную причину считают в налоговых льготах. На сегодняшний день более 40% всего приобретенного оборудования происходит по договору лизинга. Благодаря этому в США это является единственной крупной формой для внешнего корпоративного финансирования в стране. Каждый год число компаний по лизингу растёт. Сейчас насчитывают более 80% компаний. Начало идет от обычных стартапов и до крупных компаний, которые известны по всему миру. Считается, что появление небольших стартапов, которые в свою очередь выступают в качестве основных клиентов поставщиков на рынке лизинговых услуг, будут только стимулировать и развивать рынок. Данные компании сдают какую – то часть или же всё своё оборудование в аренду на общую сумму почти 300 миллиардов долларов в год. Тем самым, темпы прироста лизинга в Америке в два раза превышают темп прироста суммарных капитальных вложений в оборудование. Второе место занимает Япония, которая имеет долю в 17% от мирового рынка по объёму лизинговых операций. Большой упор делается в сторону компьютерной техники и вспомогательного оборудования. Сам процесс лизинга очень удобен и выгоден. Используется специальный налоговый режим, который заключается в экспорте налоговых льгот из одной страны в другую. Также во многих европейских странах лизинг крепко укрепляет свои позиции. Так, например, на долю Великобритании приходится около 36% общего объёма инвестиций. Лизинговые услуги представляют важнейший основополагающий фактор макроэкономической политики страны. Также в данной стране была создана ассоциация, которая по сей день существует и отвечает за такие аспекты деятельности, как финансы и лизинг. В данной ассоциации сосредоточено уже более 90% всех договор лизингового рынка. Во Франции же на сегодняшний день стремительно набирает обороты лизинг судов и барж. Также наиболее предпочтителен для лизингополучателей остаётся оборудование и техника, авиа и транспортный лизинги. Следующим европейским лидером выступает Германия. Доля по объему лизинговых операций составляет более 16%. Основной упор делается на автомобили. Такая форма финансирования извне служит некой альтернативой кредиту в банке и даже в каком-то смысле дополняет его. Пока в развитых странах лизинговый рынок с каждым годом всё набирает и набирает обороты, то в Китае он только начинает демонстрировать свой рост, равно как и в России. [9] Китайский рынок лизинговых услуг обладает огромным потенциалом для лидирующих позиций в мире по объему лизинговых операций. Всему этому способствует правительство Китая на центральном уровне, а также создание корпоративной кредитной информационной системы. Но есть проблемы, которые нужно решить на государственном уровне. К таким можно отнести: неполная налоговая политика, несовершенные законы, правила и другие. Коэффициент проникновения на рынок у Китая очень низкий. Он составляет порядка 10%, что значительно ниже Европы и США на 30%. Тем не менее в данный момент зарубежный рынок лизинга является неким отдельным институтом, которым активно пользуется большое количество компаний. Лизинг создает все условия для более ускоренного развития стратегически важных отраслей экономики страны и мира в целом. Несмотря на высокий уровень развития на рынке многих Европейских стран услуги лизинга различаются по форме, типу и законодательной базой. Это стоит учитывать и изучать. Многие эксперты считают, что мировой рынок лизинга стремительно прогрессирует благодаря операциям на налоговой основе и с дополнительным привлечением различных источников финансирования. Тогда следует задуматься странам, где этого не происходит и попытаться изменить ситуация в пользу максимальной выгоды. [2]

Таким образом, можно сделать вывод, что рынок лизинга постепенно восстанавливается после воздействия пандемии, а в некоторых случаях даже бьет рекорды предыдущих лет. [3] Но для полного восстановления лизингу необходима поддержка со стороны государства, а также применение мер государственного регулирования. [8] На российском и зарубежном рынке лизинговых услуг уже имеется достаточно большое число лизинговых компаний, которые обладают внушительными финансовыми ресурсами, а также довольно обширной филиальной сетью. Пока есть возможность застраховать лизинговые операции, а также активы, то предприятия с полной уверенностью и энтузиазмом сотрудничают с обширным количеством лизингодателей. Они используют альтернативную форму инвестирования в собственные проекты, которые помогают сохранить им текущую финансовую устойчивость. До тех пор, пока лизинговые компании будут иметь право на доступ к финансовым средствам, то они смогут оставаться одним из основных источников финансирования в Европе, да и в целом в мире, так как лизинг уже является приоритетным направлениям для финансирования большинства компаний. [6]

 

Список литературы:
1. Советкина З., Коршунов Р., Сараев А. Прогноз рынка лизинга на 2021 год: оперативная трансформация // Expert – 2021 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.raexpert.ru/researches/leasing/2020/ (Дата обращения: 05.03.2022 г.).
2. Сербул И.Т. Лизинг в условиях инновационного развития экономики – 2019 г. С. 333-337. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://edoc.bseu.by:8080/bitstream/edoc/18044/1/Semirenko_E_P_str_333_337.pdf (Дата обращения: 05.03.2022 г.).
3. Плужникова Е.С., Акинин П.В. Сравнительный анализ российского и зарубежного опыта использования лизинга // CYBERLENINKA –  2017 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-rossiyskogo-i-zarubezhnogo-opyta-ispolzovaniya-lizinga/viewer (Дата обращения: 05.03.2022 г.).
4. Малова Т.А., Кокурин А.В. Лизинговое финансирование и перспективы его развития в посткризисный период – 2017 г. С. 68-77. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mgimo.ru/upload/iblock/99c/lizingovoe-finansirovanie-i-perspektivy-ego-razvitiya-v-postkrizisnyj-period.pdf (Дата обращения: 05.03.2022 г.).
5. Лайши Ю. Перспективы развития лизинга в России // Справочник от Автор 24 – 2021 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://spravochnick.ru/ekonomika/perspektiva_razvitiya_lizinga_v_rossii/ (Дата обращения: 05.03.2022 г.).
6. Лукашов В.С. Мировые тенденции развития лизинга как одного из основополагающих инструментов инвестирования в экономику страны – 2017 г.  С. 1097-1105. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://213.226.126.9/ea/2017/ea06/ea0617-1097.pdf (Дата обращения: 05.03.2022 г.).
7. Попов С. Сравнительная характеристика лизинга в России и за рубежом // Всё о природе – 2021 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://disinsect.ru/sravnitel-naya-kharakteristika-lizinga-v-rossii-i-za-rubezhom/ (Дата обращения: 05.03.2022 г.).
8. Авдеева А.А. Лизинг в России и за рубежом, его будущая трансформация // Молодой ученый – 2021 г. — № 46 (388). — С. 57-60. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/388/85449/ (Дата обращения: 05.03.2022 г.).
9. Афанасьева Н.Д. Развитие лизинга в зарубежных странах // Молодой ученый — 2020 г. — № 23 (313). — С. 356-360. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/313/71124/ (Дата обращения: 05.03.2022 г.).
10. Боровицкая М.А. Определение и сущность лизинга // Корпоративный менеджмент – 2017 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.cfin.ru/management/finance/capital/whats_leasing.shtml (Дата обращения: 05.03.2022 г.).
11. РЕГИОНЛИЗИНГ // Этапы лизинговой сделки [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.regleasing.ru/stage/sendvalues/etapy_lizingovoj_sdelki (Дата обращения: 05.03.2022 г.).
12. Кальсина Т.А., Зорина Е.Ф., Селина О.В. Государственно-частные партнерства // Актуальные вопросы современной экономики. – 2018. – № 4. – С. 109-112.