Статья:

КУЛЬТУРНЫЙ ДОСУГ МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №10(189)

Рубрика: Социология

Выходные данные
Садовая Е.С. КУЛЬТУРНЫЙ ДОСУГ МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 10(189). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/189/107106 (дата обращения: 19.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

КУЛЬТУРНЫЙ ДОСУГ МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Садовая Елена Сергеевна
студент, Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, РФ, г. Тула
Соломатова Вера Вячеславовна
научный руководитель, доцент, канд. пед. наук, Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, РФ, г. Тула

 

По данным Федерального реестра инвалидов в Российской Федерации на период января 2022 года численность инвалидов в возрасте от 18 до 30 лет составляет 489321 человек. В Тульской области в это же время численность данной категории составляет 4681 человек [1]. В современной России устанавливается так называемая «новая этика», которая поднимает проблемы неравенства и дискриминации, в том числе и эйблизма (предубеждений против людей с инвалидностью и ограничениями в здоровье). Из этого вытекает необходимость создавать условия для людей с особенными потребностями. Сейчас общество стремится создать такие условия, уделять большое внимание проблемам социальной интеграции инвалидов в общество.

Социокультурная реабилитация призвана помочь молодому человеку с ограниченными возможностями наиболее комфортно влиться в окружающий мир, то есть интегрироваться в общество и повысить уровень самостоятельности. Культурный досуг является важной составляющей социокультурной реабилитации. Культурный досуг содержит в себе большой рекреационный потенциал, особенно актуальный для лиц с инвалидностью. Именно поэтому важно внедрять современные возможности досуга и социокультурной реабилитации в систему социальных служб.

Социально-культурная реабилитация и досуг как ее фактор призваны снизить психологическое напряжение человека с инвалидностью, а также повысить уровень его самостоятельности. Как сообщает Росстат, только 8 % инвалидов в возрасте старше 15 лет оценивают себя как людей, которые могут вести активную самостоятельную жизнь. Также по данным Росстата 68 % молодых людей, имеющих инвалидность, занимают свое свободное время просмотром мобильных и компьютерных устройств [2]. Главной целью социально-культурной реабилитации путем досуговой деятельности является содействие самоутверждению личности, создание необходимых условий для реализации творческого потенциала и развитие способностей, что влечет за собой установку стабильного психологического состояния. Современный мир заинтересован в том, чтобы молодые инвалиды становились независимыми людьми, готовыми к самостоятельной жизни и вносящими вклад в развитие общества и государства. Досуг как фактор социокультурной реабилитации содействует этому.

С целью систематизации практического опыта по организации досуга молодых инвалидов нами было проведено исследование на базе ГУ ТО «Тульский областной центр реабилитации инвалидов». В структуре этого учреждения находится отделение социальной реабилитации молодых инвалидов. Данное отделение было создано в целях реабилитации и абилитации молодых людей с ограниченными возможностями здоровья. Отделение обслуживает клиентов в возрасте от 18 до 45 лет. Необходимо отметить, что курс реабилитации в отделении социальной реабилитации молодых инвалидов длится 30 дней.

Основной технологией при организации досуга является социальная терапия. Применяются следующие направления социальной терапии: музыкотерапия, театротерапия, изотерапия, библиотерапия, игротерапия, туротерапия.

В целях осуществления музыкотерапии на базе отделения социальной реабилитации молодых инвалидов ежедневно проводится занятие «Музыкальный час». Особенностью этого занятия является то, что совместно с клиентами подбираются музыкальные композиции, которые затем разучиваются и репетируются. Репетиции проходят каждый день в течение часа. Песни выбираются исходя из личных пожеланий клиентов – это композиции русскоязычных исполнителей, чаще всего хиты 90-ых и 2000-ых. В процессе репетиций клиенты раскрывают свой творческий потенциал, совершенствуют свои речевые способности, задействуют свое воображение, представляя себя на сцене. Также происходит регулирование эмоционального состояния, повышение настроения.

В целях осуществления театротерапии на базе отделения был создан театральный кружок. Сценарии пишутся специалистами отделения, роли подбираются конкретно под клиента и его физические и ментальные возможности. Так, например, был поставлен спектакль «Дюймовочка». Отмечается, что при репетициях спектакля улучшается психоэмоциональный фон клиентов: повышается самооценка, улучшаются коммуникативные навыки, меняется манера речи и пластики. Все это способствует возможностям прогресса в социализации, условиям совершенствования адаптационного процесса.

В целях осуществления изотерапии проводятся различные занятия посредством изобразительной деятельности. Используются разные техники. Например, техника рисования ватными палочками: данное занятие было проведено в групповой форме, клиенты с большим энтузиазмом отнеслись к заданию. Также, например, занятие на стыке с психологической диагностикой «Планета», где клиентам было предложено изобразить планету, предварительно представив ее с закрытыми глазами. Необходимо было продумать название планеты, ее историю, где она находится, кто ее населяет, как до нее можно добраться, какие законы существуют на этой планете, что за жители на этой планете и чем они занимаются. Данное занятие дало возможность клиентам повысить свой творческий потенциал, получить положительные эмоции в процессе деятельности. Специалисту данное занятие помогло диагностировать психологические проблемы клиента, оценить его состояние, выявить степени агрессии, замкнутости, возможности коммуникации. То есть эта техника способствует, с одной стороны, организации досуга, а, с другой стороны, оценке психологического состояния клиента.

Также стоит сказать о применении направления игротерапии. Через игротеарпию осуществляется регуляция психологического состояния клиента, снятия эмоциональной напряженности, при этом происходит элемент обучения и познания. Организуются занятия-игры интеллектуальной и познавательной направленности: «Музыкальный квиз», «Поле чудес», «Кто хочет стать миллионером», «Что? Где? Когда?», квест «В поисках сокровищ» и другие. Каждая игра сопровождается необходимыми реквизитами, декорациями. Во время игр клиенты полностью погружаются в ситуацию, придумывают себе вымышленные истории жизни, погружаясь в своих персонажей. Тем самым происходит процесс повышения личностного потенциала клиента, снимается напряженность, улучается эмоциональный фон и настроение.

В условиях ограничительных мер при COVID-19 ставится вопрос об изменении процесса туротерапии – социального туризма. В отделении социальной реабилитации молодых инвалидов используются возможности виртуальных экскурсий посредством гуманитарного просветительского проекта «Культура.РФ». Целью занятий туротерапии является обогащение социального опыта молодых инвалидов, проходящих социальную реабилитацию в Центре, расширение их коммуникативных и познавательных возможностей. Необходимо сказать о широком взаимодействии с учреждениями культуры г.Тула и области. Организуются поездки и посещения достопримечательностей, музеев, галерей и мест славы. Посредством туротерапии происходит формирование позитивного взгляда на окружающий мир и активной жизненной позиции, расширение социальных контактов, знакомство с культурными и историческими ценностями Тульского края, России.

Таким образом, культурный досуг является важным фактором организации социокультурной реабилитации и интеграции в общество. Досуг повышает личностный потенциал клиента, улучшает эмоциональное состояние, носит рекреативный характер. В то же время организация досуга помогает специалистам изучить специфику взаимодействия клиента с социумом, его реакции на окружение и на самого себя. Таким образом, культурный досуг в системе социальных служб способствует как повышению уровня психологического состояния клиента, так и психолого-педагогической диагностике и социальной реабилитации. В отделении социальной реабилитации молодых инвалидов на базе Тульского областного центра реабилитации инвалидов применяются различные возможности организации досуга молодых инвалидов.

 

Список литературы:
1. Федеральный реестр инвалидов: офиц. сайт. – URL: https://sfri.ru/
2. Федеральная служба государственной статистики: офиц. сайт. – URL: https://rosstat.gov.ru/