Совершенствование управления занятостью населения на региональном уровне
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(19)
Рубрика: Социология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(19)
Совершенствование управления занятостью населения на региональном уровне
Условия кризиса в современной российской экономике, а также связанные с поставленными перед экономикой задачами для борьбы с кризисом, ставят перед обществом необходимость в тщательном рассмотрении ситуации, которая сложилась в сфере управления занятостью среди населения. Занятость на рынке труда характеризует участие людей в общественных трудовых процессах, и при непосредственном воздействии на процессы формирования доходов для граждан воздействует на уровень и качественные показатели жизнедеятельности населения и на покупательскую способность в государстве, а это, в свою очередь, оказывает влияние на предпринимательскую сферу. В кризисный период управление занятостью граждан есть ключевое направление при разработке государственной политики, что потребует применения новых технологий для решения конкретных актуальных задач в сфере территориального управления.
В течении последних лет правительство в стране работало над созданием эффективных систем регулирования занятости в государстве. Политика в этой области всегда была направлена на усовершенствование государственного трудового законодательства, а также на развитие трудоресурсов. При этом учитывается, что все граждане РФ имеют равные возможности и права на добровольный и свободный выбор рабочего места, и работа будет направлена на обеспечение осуществления этих возможностей и прав. Кроме того, политики в данной сфере обязаны работать постоянно над вопросами создания подходящих условий достойного уровня жизни, а также свободу для развития человеческой личности и поддержку предпринимательских или трудовых инициатив.
В данный момент деятельность в этой сфере дополняется следующими рабочими направлениями:
• Поэтапные переходы на более эффективные контрактные условия труда;
• Актуализация требований к квалификации сотрудников организаций, предприятий или компаний;
• Повышение уровня доступности занятости для людей с ограниченными возможностями;
• Создание специализированных рабочих мест для определенных социально незащищенных групп.
Направления деятельности в сфере управления занятостью в государстве определены довольно четко, и это позволяет достигать в итоге определенных результатов, что приводит к рационализации использования бюджетных средств. Деятельность государственных органов в сфере занятости будет более понятной и прозрачной для населения и предпринимательского слоя граждан, если создать реальные основы для взаимопонимания и организации эффективных систем взаимодействия граждан и государственных правительственных органов.
В законодательстве фундаментом для государственного урегулирования занятости представлена Конституция Российской Федерации, а, конкретно, федеральный закон касательно занятости для населения страны, который был принят 19 апреля 1991 года и изменен 22 декабря 2014 года. Кроме того, некоторые механизмы регулировки занятости присутствуют в Трудовом Кодексе и других законодательных документациях. Разработками и реализацией госпрограмм в данной сфере политики занимается Министерство труда и соцзащиты Российской Федерации, а надзорные обязательства возложены на Федеральную службу по труду и занятости, которая находится в подчинении данному ведомству. Сегодня актуальна госпрограмма «Содействие занятости населения», которая принята была в 2012 году и действует до сих пор.
Госфонд занятости подразумевает распределение бюджетных средств на финансирование следующих программ:
• Получение населением профессионального образования;
• Социальная адаптация граждан;
• Содействие сохранению и созданию рабочих мест для населения;
• Выплаты компенсаций или субсидий в добавку к зарплате;
• Организация общественных работ и временных форм занятости;
• Выплаты пособий по безработице, финансовая помощь для безработных.
Однако это все равно не способно учесть все особенности региональной социально-демографической структуры безработных.
Для максимальных возможностей занятости для населения разрабатывают сегодня разнообразные новые программы, включая федеральные и общественные, а также территориальные и общественные. Федеральный уровень предполагает направление усилий на создание гарантий занятости для граждан и выделение различных приоритетных групп. Специалисты этого же уровня занимаются формированием стандартизированных принципов при помощи спецпрограмм занятости, а также разработкой программ для переподготовки и эффективного трудоустройства молодежи и трудоспособных родителей с маленькими детьми или детьми с инвалидностью. Достаточно много внимания уделяется проблемам трудоустройства многодетных родителей.
При этом важно на региональном уровне программы федерального уровня были конкретизированы, и для осуществления программ было выделено достаточное количество квот. Именно региональный уровень управления занятостью дает возможности учитывать специфику и остроту проблемы в той и иной группе среди безработных, а для каждой конкретной группы разрабатывают специализированный пакет программ.
Процесс реализации госполитики в сфере занятости для населения четко разграничивает федеральную и региональную ответственность органов управления. На федеральном уровне государство декларирует приоритетные направления социального развития, а также осуществляет комплекс косвенных и прямых мер для реализации различных приоритетов для определенных социально-демографических групп населения и населения в целом. Федеральные власти обеспечивают минимум социальных гарантий в качестве обеспечения и постоянного совершенствования законодательного фундамента программ. Региональные же власти работают с учетом специфики конкретной ситуации на определенной территории, а также занимаются реализацией мер поддержки жителей региона в области обеспечения рабочими местами населения. В регионах могут быть довольно различные социальные и демографические, а также экономические особенности развития и политики региона, и потому именно местные власти обладают более четким представлением о реальном положении дел на вверенной им территории [8].
Нужно обратить внимание также на то, что недостаточно наличия только лишь одной декларации касательно разграничения федеральной и региональной местной власти в политических решениях в сфере занятости. Растущая ответственность приводит повышение уровня самостоятельности в принятии решений на уровне регионов, а также возможностям проводить соответствующие политические программы.
Одним из наиболее важных направлений в политике занятости для современного населения, особенно когда речь о региональном уровне, является работа над сохранением количества рабочих мест, а также предотвращение массовых увольнений или сокращений. Есть и другое крайне важный аспект политической деятельности в этой сфере, которое заключается в обеспечении качества рабочих мест. Не имеет смысла сохранять рабочие места, если они низкооплачиваемые и неконкурентоспособные. Подобная ошибка уже наблюдалась в политике 2008-2009 годов, и не стоит более ее допускать.
Теперь региональные программы занятости направлены на процессы структуризации предприятий и оценивания их конкурентоспособности в перспективе. Объективно устаревшие структуры необходимо упразднять для возможности создания рабочих мест. Таким образомфедеральная и региональная поддержка предприятий должна носить достаточно выборочный характер, и определена приоритетами структурной перестройки современной экономики. Для примера можно упомянуть, что устаревшие предприятия легкой промышленности в столице не имеет смысла поддерживать, а вот для Владимирской и Ивановской, а также некоторых других областей, где большинство подобных предприятий относятся к типу градообразующих, необходимо организовать поддержку финансирования при закупках сырья из других стран, а также обеспечить льготные условия кредитования, что позволит избежать роста безработицы[4].
Одновременно с положительными тенденциями в управлении занятостью в современном мире имеет большое влияние на политику и экономику существующий кризис. В таких условиях было сложно уберечь определенные программы защиты населения от массовых сокращений, и финансирование государственной программы пришлось сократить. Однако при условии кризисных обстоятельств данные направления правительственной деятельности вполне могут секвестироваться, несмотря на то, что могут пострадать достаточно важные сферы. Немалое воздействие на госпрограммы и экономику в этом плане оказывает большое количество переселенцев из Украины, которые были вынуждены искать приют в Российской Федерации. На данный момент правительство занимается разработкой сценариев корректировки государственных программ для сохранения финансирования на достигнутом уровне, а также увеличение и сокращение расходов на 10%. На рассмотрении находятся варианты сокращения расходов при исключении обязательств по индексированию бюджетных расходов в соответствии с уровнем инфляции. Речь, в частности, идет об индексировании пенсий и зарплат.