Статья:

Совершенствование управления занятостью населения на региональном уровне

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(19)

Рубрика: Социология

Выходные данные
Зенцова А.Н. Совершенствование управления занятостью населения на региональном уровне // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2017. № 19(19). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/19/27470 (дата обращения: 24.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Совершенствование управления занятостью населения на региональном уровне

Зенцова Анна Николаевна
магистрант, Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского(ПКУ), РФ, г. Москва

 

Условия кризиса в современной российской экономике, а также связанные с поставленными перед экономикой задачами для борьбы с кризисом, ставят перед обществом необходимость в тщательном рассмотрении ситуации, которая сложилась в сфере управления занятостью среди населения. Занятость на рынке труда характеризует участие людей в общественных трудовых процессах, и при непосредственном воздействии на процессы формирования доходов для граждан воздействует на уровень и качественные показатели жизнедеятельности населения и на покупательскую способность в государстве, а это, в свою очередь, оказывает влияние на предпринимательскую сферу. В кризисный период управление занятостью граждан есть ключевое направление при разработке государственной политики, что потребует применения новых технологий для решения конкретных актуальных задач в сфере территориального управления.

В течении последних лет правительство в стране работало над созданием эффективных систем регулирования занятости в государстве. Политика в этой области всегда была направлена на усовершенствование государственного трудового законодательства, а также на развитие трудоресурсов. При этом учитывается, что все граждане РФ имеют равные возможности и права на добровольный и свободный выбор рабочего места, и работа будет направлена на обеспечение осуществления этих возможностей и прав. Кроме того, политики в данной сфере обязаны работать постоянно над вопросами создания подходящих условий достойного уровня жизни, а также свободу для развития человеческой личности и поддержку предпринимательских или трудовых инициатив.

В данный момент деятельность в этой сфере дополняется следующими рабочими направлениями:

• Поэтапные переходы на более эффективные контрактные условия труда;

• Актуализация требований к квалификации сотрудников организаций, предприятий или компаний;

• Повышение уровня доступности занятости для людей с ограниченными возможностями;

• Создание специализированных рабочих мест для определенных социально незащищенных групп.

Направления деятельности в сфере управления занятостью в государстве определены довольно четко, и это позволяет достигать в итоге определенных результатов, что приводит к рационализации использования бюджетных средств. Деятельность государственных органов в сфере занятости будет более понятной и прозрачной для населения и предпринимательского слоя граждан, если создать реальные основы для взаимопонимания и организации эффективных систем взаимодействия граждан и государственных правительственных органов.

В законодательстве фундаментом для государственного урегулирования занятости представлена Конституция Российской Федерации, а, конкретно, федеральный закон касательно занятости для населения страны, который был принят 19 апреля 1991 года и изменен 22 декабря 2014 года. Кроме того, некоторые механизмы регулировки занятости присутствуют в Трудовом Кодексе и других законодательных документациях. Разработками и реализацией госпрограмм в данной сфере политики занимается Министерство труда и соцзащиты Российской Федерации, а надзорные обязательства возложены на Федеральную службу по труду и занятости, которая находится в подчинении данному ведомству. Сегодня актуальна госпрограмма «Содействие занятости населения», которая принята была в 2012 году и действует до сих пор.

Госфонд занятости подразумевает распределение бюджетных средств на финансирование следующих программ:

• Получение населением профессионального образования;

• Социальная адаптация граждан;

• Содействие сохранению и созданию рабочих мест для населения;

• Выплаты компенсаций или субсидий в добавку к зарплате;

• Организация общественных работ и временных форм занятости;

• Выплаты пособий по безработице, финансовая помощь для безработных.

Однако это все равно не способно учесть все особенности региональной социально-демографической структуры безработных.

Для максимальных возможностей занятости для населения разрабатывают сегодня разнообразные новые программы, включая федеральные и общественные, а также территориальные и общественные. Федеральный уровень предполагает направление усилий на создание гарантий занятости для граждан и выделение различных приоритетных групп. Специалисты этого же уровня занимаются формированием стандартизированных принципов при помощи спецпрограмм занятости, а также разработкой программ для переподготовки и эффективного трудоустройства молодежи и трудоспособных родителей с маленькими детьми или детьми с инвалидностью. Достаточно много внимания уделяется проблемам трудоустройства многодетных родителей.

При этом важно на региональном уровне программы федерального уровня были конкретизированы, и для осуществления программ было выделено достаточное количество квот. Именно региональный уровень управления занятостью дает возможности учитывать специфику и остроту проблемы в той и иной группе среди безработных, а для каждой конкретной группы разрабатывают специализированный пакет программ.

Процесс реализации госполитики в сфере занятости для населения четко разграничивает федеральную и региональную ответственность органов управления. На федеральном уровне государство декларирует приоритетные направления социального развития, а также осуществляет комплекс косвенных и прямых мер для реализации различных приоритетов для определенных социально-демографических групп населения и населения в целом. Федеральные власти обеспечивают минимум социальных гарантий в качестве обеспечения и постоянного совершенствования законодательного фундамента программ. Региональные же власти работают с учетом специфики конкретной ситуации на определенной территории, а также занимаются реализацией мер поддержки жителей региона в области обеспечения рабочими местами населения. В регионах могут быть довольно различные социальные и демографические, а также экономические особенности развития и политики региона, и потому именно местные власти обладают более четким представлением о реальном положении дел на вверенной им территории [8].

Нужно обратить внимание также на то, что недостаточно наличия только лишь одной декларации касательно разграничения федеральной и региональной местной власти в политических решениях в сфере занятости. Растущая ответственность приводит повышение уровня самостоятельности в принятии решений на уровне регионов, а также возможностям проводить соответствующие политические программы.

Одним из наиболее важных направлений в политике занятости для современного населения, особенно когда речь о региональном уровне, является работа над сохранением количества рабочих мест, а также предотвращение массовых увольнений или сокращений. Есть и другое крайне важный аспект политической деятельности в этой сфере, которое заключается в обеспечении качества рабочих мест. Не имеет смысла сохранять рабочие места, если они низкооплачиваемые и неконкурентоспособные. Подобная ошибка уже наблюдалась в политике 2008-2009 годов, и не стоит более ее допускать.

Теперь региональные программы занятости направлены на процессы структуризации предприятий и оценивания их конкурентоспособности в перспективе. Объективно устаревшие структуры необходимо упразднять для возможности создания рабочих мест. Таким образомфедеральная и региональная поддержка предприятий должна носить достаточно выборочный характер, и определена приоритетами структурной перестройки современной экономики. Для примера можно упомянуть, что устаревшие предприятия легкой промышленности в столице не имеет смысла поддерживать, а вот для Владимирской и Ивановской, а также некоторых других областей, где большинство подобных предприятий относятся к типу градообразующих, необходимо организовать поддержку финансирования при закупках сырья из других стран, а также обеспечить льготные условия кредитования, что позволит избежать роста безработицы[4].

Одновременно с положительными тенденциями в управлении занятостью в современном мире имеет большое влияние на политику и экономику существующий кризис. В таких условиях было сложно уберечь определенные программы защиты населения от массовых сокращений, и финансирование государственной программы пришлось сократить. Однако при условии кризисных обстоятельств данные направления правительственной деятельности вполне могут секвестироваться, несмотря на то, что могут пострадать достаточно важные сферы. Немалое воздействие на госпрограммы и экономику в этом плане оказывает большое количество переселенцев из Украины, которые были вынуждены искать приют в Российской Федерации. На данный момент правительство занимается разработкой сценариев корректировки государственных программ для сохранения финансирования на достигнутом уровне, а также увеличение и сокращение расходов на 10%. На рассмотрении находятся варианты сокращения расходов при исключении обязательств по индексированию бюджетных расходов в соответствии с уровнем инфляции. Речь, в частности, идет об индексировании пенсий и зарплат.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон от 19.04.91 № 1032-1-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации».
2. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 298 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения".
3. Болтенкова Ю.В.Современные вызовы и проблемы устойчивого развития службы занятости населения // Научный потенциал: работы молодых ученых. - 2010. - №1. - С. 217221.
4. Ильин В.В., Шедько Ю.Н. Подходы к оценке социально-экономической эффективности развития регионов России // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. - 2012. - № 11-12. - С. 14-15.
5. Калганова Л.А. Европейские и российскаямодели государственного управления: сравнительный анализ // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. - 2010. - № 2. - Т. 3.
6. Махнова Н.А., Шубцова Л.В., Проблемы кадрового обеспечения региональной системы здравоохранения // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 12 (часть 11).
7. Сулягина Ю.О. Приоритеты государственной политики в сфере трудовой миграции на современном этапе развития России. // Социальная политика и социология: междисциплинарный научно-практический журнал. - М.: Союз. - № 3. - Т. 1. 2013. - С. 127138
8. Шубцова Л.В. Государственное антикризисное управление: системный подход. // Национальные интересы: приоритеты и безопасность . - 2011. - № 5. - С. 11-19.