Статья:

СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ, ИМЕЮЩИМИ СКЛОННОСТЬ К ПРАВОНАРУШЕНИЯМ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОТСУТСТВИЯ ДОЛЖНОГО РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №11(190)

Рубрика: Социология

Выходные данные
Никиточкина А.А. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ, ИМЕЮЩИМИ СКЛОННОСТЬ К ПРАВОНАРУШЕНИЯМ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОТСУТСТВИЯ ДОЛЖНОГО РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 11(190). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/190/107327 (дата обращения: 25.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ, ИМЕЮЩИМИ СКЛОННОСТЬ К ПРАВОНАРУШЕНИЯМ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОТСУТСТВИЯ ДОЛЖНОГО РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Никиточкина Алина Альбертовна
студент, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, РФ, г. Тула
Соломатова Вера Вячеславовна
научный руководитель, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, РФ, г. Тула

 

В последнее время насилие, жестокость, агрессивность, вандализм, терроризм среди подростков стали одной из особенностей современной социальной жизни. Подростки совершают правонарушения и противоправные действия разной степени тяжести.

В 2021 году Ведомство МВД России обнародовало статистику правонарушений среди несовершеннолетних: в нашей стране несовершеннолетние ежегодно совершают или участвуют более чем в 40 тыс. преступлений. Большинство молодых людей, или 83%, посягают на чужую собственность, 8% совершают преступления против жизни и здоровья, а более 4% занимаются незаконным оборотом наркотиков [1].

Анализ различных пособий, научных статей, интернет-источников позволил нам выделить причины, по которым несовершеннолетние совершают правонарушения. К таким причинам можно отнести следующие: отклонения в психическом развитии; личностные проблемы, связанные с взрослением; проблемы в общении со сверстниками; проблемы в отношениях с родителями. В данной статье мы остановимся более подробно на аспекте взаимоотношений подростков с родителями, их влиянии на становление личности подростка и его склонности к совершению правонарушений.

Воспитание в семье, отношение родителей и ребёнка играют большую роль в его восприятии мира. Семья – это первый коллектив в жизни ребенка. И для того, чтобы были благополучными дети, должны быть благополучными родители, так как дети чаще всего повторяют модель поведения своих родителей.

В период  взросления ребёнок может встретить и грубость, и жестокость, но только тогда их усваивает, им подражает, когда в семье отсутствует взаимопонимание, поддержка, когда терпят провал попытки утвердить себя с положительной стороны и найти сочувствие, отклик у самых близких людей. Семья превращается для многих подростков в фактор, травмирующий и деформирующий их сознание и психику[2].

В таком случае ребёнок перенимает различные негативные модели поведения, не имеет понимания о нормах поведения, не уверен в правильности своих поступков. Чаще всего выясняется, что ребёнок был лишен должного внимания, заботы, опеки и контроля, родители не занимались его воспитанием и не участвовали в его жизни.

Кроме того, «трудные подростки» могут вырасти и в тех внешне благополучных семьях, где родители равнодушны к внутреннему миру своих детей. Более двух третей подростков, совершивших правонарушения, воспитывались в формально полной семье, в семье с нормальными материальными и жилищными условиями[2].

В случаях, когда ситуация выходит из-под контроля, подросток все чаще начинает совершать правонарушения, его замечают в состоянии алкогольного опьянения, происходит постановка семьи на учёт в органы ПДН, составляется постановление и создается личное дело в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних.

После создания личного дела, получения информации о семье, специалисты по социальной работе анализируют проблемы конкретной семьи и выстраивают план работы с подростками, склонными к правонарушениям, и его родителями. Он  строится по следующей схеме:

- патронажные выходы в семью для оценки текущей жизненной ситуации, в рамках которых выявляются основные проблемы семьи, уровень дохода, жилищные условия, успеваемость подростка. Итогом является составление справки-информации о семье;

- совместная работа с психологом учреждения, разработка индивидуальной программы помощи и профилактики правонарушений;

- мероприятия, направленные на улучшения взаимоотношений, взаимопонимания подростка и его родителей;

- беседы, тренинги, мероприятия для родителей, с участием психологов, специалистов по социальной работе, социальных педагогов, направленные на коррекцию установок, принципов, целей;

- индивидуальный подход к каждому из родителей, выявление их личностных особенностей, склонностей, сильных/слабых черт характера.

Важно использовать индивидуальный подход к каждому из членов семьи, правильно составить индивидуальную программу предоставления социальных услуг, ведь от профессионализма специалистов по социальной работе зависит насколько быстро подросток и его родители смогут вернуться к нормальной жизнедеятельности. Перед составлением и разработкой индивидуальной программы предоставления социальных услуг специалисты по социальной работе и психологи проводят анкетирование и опросы, направленные на выявление ценностей, жизненных принципов, преобладающих в этой семье для того, чтобы корректно подобрать методы, технологии работы.

Самым эффективным и распространённым методом работы являются личные беседы с участием психолога и семьи подростка. В ходе таких бесед удается понять все особенности развития личности подростка, увидеть, как происходит общение ребенка и родителей, понять, как строится их диалог, общение, выделить основные проблемы и вместе найти пути для их решения.

Для более эффективного результата необходимо совершать такие беседы регулярно, научить родителей самостоятельно замечать ошибки в своем поведении по отношению к ребёнку, помогать в организации общего досуга, отслеживать и замечать плюсы и минусы проделанной работы и вносить корректировки.

Социальная работа с семьёй и подростком-правонарушителем проводится в течение всего года, необходимо следить за его успеваемостью в школе и контролировать круг его общения.

В ходе бесед со специалистами по социальной работе, работающими в ГУ ТО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних №1» г. Тула, анализа документов (в том числе личных дел несовершеннолетних) нам удалось выделить следующие направления деятельности специалистов по  социальной работы с подростками, имеющими склонность к совершению правонарушениям в результате отсутствия должного родительского воспитания:

- включение в единый муниципальный банк данных несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении МО г. Тула;

- осуществление периодических выходов в семью(патронаж);

- организация индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним и семьей;

- направление информации в комиссии по делам несовершеннолетних;

- проведение лекций для несовершеннолетнего\опекунов для улучшения детско-родительских отношений;

- психолого-педагогическая работа с несовершеннолетним с целью профилактики отклоняющегося поведения;

- помощь подростку в выборе развивающего досуга;

- запросы в учебное заведение с информацией об успеваемости и деятельности подростка.

Данные направления работы дают положительный результат в большинстве случаев, подросток возвращается к нормальному образу жизни, семья снимается с учета в ПДН.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что большую эффективность имеют личные беседы с участием психолога и родителей несовершеннолетнего, индивидуальный подход и подбор методов и технологий для работы с конкретной семьей, патронажные выходы в семью, проведение мероприятий для подростка и его родителей, направленных на улучшение взаимопонимания, взаимоуважения, поддержки, так как родительское воспитание играет важную роль в развитии личности ребёнка, становление его характера, понимания им ценностей и норм общества, в котором он живет.

 

Список литературы:
1. Коновалова, В. Б. Предупреждения правонарушений как особый вид социальной работы с несовершеннолетними / В.Б. Коновалова // Сайт фестиваля Открытый урок. -URL: festival.1september.ru›articles/516837/2014. (дата обращения:27.05.2021).
2. Официальный сайт МБОУ Обливская СОШ №1  URL:shkola1.com.ru(дата обращения:03.03.2022).