СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ, ИМЕЮЩИМИ СКЛОННОСТЬ К ПРАВОНАРУШЕНИЯМ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОТСУТСТВИЯ ДОЛЖНОГО РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №11(190)
Рубрика: Социология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №11(190)
СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ, ИМЕЮЩИМИ СКЛОННОСТЬ К ПРАВОНАРУШЕНИЯМ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОТСУТСТВИЯ ДОЛЖНОГО РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ
В последнее время насилие, жестокость, агрессивность, вандализм, терроризм среди подростков стали одной из особенностей современной социальной жизни. Подростки совершают правонарушения и противоправные действия разной степени тяжести.
В 2021 году Ведомство МВД России обнародовало статистику правонарушений среди несовершеннолетних: в нашей стране несовершеннолетние ежегодно совершают или участвуют более чем в 40 тыс. преступлений. Большинство молодых людей, или 83%, посягают на чужую собственность, 8% совершают преступления против жизни и здоровья, а более 4% занимаются незаконным оборотом наркотиков [1].
Анализ различных пособий, научных статей, интернет-источников позволил нам выделить причины, по которым несовершеннолетние совершают правонарушения. К таким причинам можно отнести следующие: отклонения в психическом развитии; личностные проблемы, связанные с взрослением; проблемы в общении со сверстниками; проблемы в отношениях с родителями. В данной статье мы остановимся более подробно на аспекте взаимоотношений подростков с родителями, их влиянии на становление личности подростка и его склонности к совершению правонарушений.
Воспитание в семье, отношение родителей и ребёнка играют большую роль в его восприятии мира. Семья – это первый коллектив в жизни ребенка. И для того, чтобы были благополучными дети, должны быть благополучными родители, так как дети чаще всего повторяют модель поведения своих родителей.
В период взросления ребёнок может встретить и грубость, и жестокость, но только тогда их усваивает, им подражает, когда в семье отсутствует взаимопонимание, поддержка, когда терпят провал попытки утвердить себя с положительной стороны и найти сочувствие, отклик у самых близких людей. Семья превращается для многих подростков в фактор, травмирующий и деформирующий их сознание и психику[2].
В таком случае ребёнок перенимает различные негативные модели поведения, не имеет понимания о нормах поведения, не уверен в правильности своих поступков. Чаще всего выясняется, что ребёнок был лишен должного внимания, заботы, опеки и контроля, родители не занимались его воспитанием и не участвовали в его жизни.
Кроме того, «трудные подростки» могут вырасти и в тех внешне благополучных семьях, где родители равнодушны к внутреннему миру своих детей. Более двух третей подростков, совершивших правонарушения, воспитывались в формально полной семье, в семье с нормальными материальными и жилищными условиями[2].
В случаях, когда ситуация выходит из-под контроля, подросток все чаще начинает совершать правонарушения, его замечают в состоянии алкогольного опьянения, происходит постановка семьи на учёт в органы ПДН, составляется постановление и создается личное дело в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних.
После создания личного дела, получения информации о семье, специалисты по социальной работе анализируют проблемы конкретной семьи и выстраивают план работы с подростками, склонными к правонарушениям, и его родителями. Он строится по следующей схеме:
- патронажные выходы в семью для оценки текущей жизненной ситуации, в рамках которых выявляются основные проблемы семьи, уровень дохода, жилищные условия, успеваемость подростка. Итогом является составление справки-информации о семье;
- совместная работа с психологом учреждения, разработка индивидуальной программы помощи и профилактики правонарушений;
- мероприятия, направленные на улучшения взаимоотношений, взаимопонимания подростка и его родителей;
- беседы, тренинги, мероприятия для родителей, с участием психологов, специалистов по социальной работе, социальных педагогов, направленные на коррекцию установок, принципов, целей;
- индивидуальный подход к каждому из родителей, выявление их личностных особенностей, склонностей, сильных/слабых черт характера.
Важно использовать индивидуальный подход к каждому из членов семьи, правильно составить индивидуальную программу предоставления социальных услуг, ведь от профессионализма специалистов по социальной работе зависит насколько быстро подросток и его родители смогут вернуться к нормальной жизнедеятельности. Перед составлением и разработкой индивидуальной программы предоставления социальных услуг специалисты по социальной работе и психологи проводят анкетирование и опросы, направленные на выявление ценностей, жизненных принципов, преобладающих в этой семье для того, чтобы корректно подобрать методы, технологии работы.
Самым эффективным и распространённым методом работы являются личные беседы с участием психолога и семьи подростка. В ходе таких бесед удается понять все особенности развития личности подростка, увидеть, как происходит общение ребенка и родителей, понять, как строится их диалог, общение, выделить основные проблемы и вместе найти пути для их решения.
Для более эффективного результата необходимо совершать такие беседы регулярно, научить родителей самостоятельно замечать ошибки в своем поведении по отношению к ребёнку, помогать в организации общего досуга, отслеживать и замечать плюсы и минусы проделанной работы и вносить корректировки.
Социальная работа с семьёй и подростком-правонарушителем проводится в течение всего года, необходимо следить за его успеваемостью в школе и контролировать круг его общения.
В ходе бесед со специалистами по социальной работе, работающими в ГУ ТО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних №1» г. Тула, анализа документов (в том числе личных дел несовершеннолетних) нам удалось выделить следующие направления деятельности специалистов по социальной работы с подростками, имеющими склонность к совершению правонарушениям в результате отсутствия должного родительского воспитания:
- включение в единый муниципальный банк данных несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении МО г. Тула;
- осуществление периодических выходов в семью(патронаж);
- организация индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним и семьей;
- направление информации в комиссии по делам несовершеннолетних;
- проведение лекций для несовершеннолетнего\опекунов для улучшения детско-родительских отношений;
- психолого-педагогическая работа с несовершеннолетним с целью профилактики отклоняющегося поведения;
- помощь подростку в выборе развивающего досуга;
- запросы в учебное заведение с информацией об успеваемости и деятельности подростка.
Данные направления работы дают положительный результат в большинстве случаев, подросток возвращается к нормальному образу жизни, семья снимается с учета в ПДН.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что большую эффективность имеют личные беседы с участием психолога и родителей несовершеннолетнего, индивидуальный подход и подбор методов и технологий для работы с конкретной семьей, патронажные выходы в семью, проведение мероприятий для подростка и его родителей, направленных на улучшение взаимопонимания, взаимоуважения, поддержки, так как родительское воспитание играет важную роль в развитии личности ребёнка, становление его характера, понимания им ценностей и норм общества, в котором он живет.