ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, КАК СРЕДСТВО РОСТА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №11(190)
Рубрика: Социология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №11(190)
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, КАК СРЕДСТВО РОСТА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. Огромную роль в обеспечении внедрения современных принципов повышения качества образования играет разработка программы развития дошкольного образовательного учреждения. Она позволяет своевременного оценивать текущее состояние образовательной системы, а так же принимать решения по дальнейшим действиям и, при необходимости, модернизации. Для того, чтобы разработать программу развития учреждения, необходимо, прежде всего, определить преимущественно значимые проблемы, а также попытаться найти временные ориентиры для достижения их решения.
Ключевые слова: дошкольные образовательные учреждения, развитие дошкольных образовательных учреждений, программа развития дошкольного образовательного учреждения, стратегии развития дошкольных образовательных учреждений.
Совершенствование дошкольного образования – одно из ключевых направлений современных образовательных стратегий. Модернизация ставит своей целью развитие всех составляющих сферы образования и обусловлена необходимостью усовершенствования образовательной системы. Основой оптимизации представляется поиск и изучение новшеств, способствующих качественным переменам в деятельности дошкольного образовательного учреждения [1,с.25].
Основой совершенствования системы дошкольного образования является разработка программы развития дошкольного образовательного учреждения [7,с. 168]. При её разработке оценивается текущее состояние образовательной деятельности, а так же вырисовывается структура дальнейших действий по её развитию. Опор на наиболее значимые проблемы и установление временных подцелей для воплощения в жизнь глобальной цели. Временные рамки реализации программы развития дошкольного образовательного учреждения обычно включают в себя пять лет.
Достаточно большое значение разработки и введения в действие программы развития дошкольного образовательного учреждения является обоснованием актуальности данного исследования, в котором важное проблемное место занимает переход на новый качественный уровень деятельности. Также, большое внимание уделяется потребности в увеличении ресурсов воплощения в жизнь программы развития дошкольного образовательного учреждения согласно современным нуждам [3,с. 17].
Объектом данного исследования являются стратегии развития дошкольных образовательных учреждений.
Предмет исследования: программы развития дошкольных образовательных учреждений.
Целью данной статьи является рассмотрение основ разработки программы развития дошкольного образовательного учреждения.
Согласно с обозначенной целью можно определить следующие задачи:
- определение наиболее важных положений программы развития дошкольного образовательного учреждения;
- представление структуры программы развития дошкольного образовательного учреждения;
- обозначение основных этапов разработки программы развития дошкольного образовательного учреждения.
Обновление содержания программы развития дошкольного образовательного учреждения, а также методы её внедрения в деятельность являются одной из самых приоритетных целей модернизации образования. В некоторых моментах наблюдается, по большому счёту, достаточно серьёзная потребность изменения формата деятельности всей дошкольной образовательной системы из положения «работа» в положение «модернизация» [5,с.161]. При этом, все составляющие образовательной деятельности смогут бесперебойно, без какого – либо вреда, функционировать и со временем заменяться современными качествами системы, нацеленной к изменениям.
Программа развития дошкольного образовательного учреждения нацелена на осуществление нескольких серьёзных задач. Первой, в большей степени важной, является разработка стратегических и тактических положений трансформации дошкольного образовательного учреждения к образу желаемого. Для этого нужно отметить текущую ситуацию в учреждении и разработать понимание требуемого будущего образа, к которому необходимо двигаться [4,с. 180].
Программа развития – сложный механизм управления, который должен обладать несколькими важными качествами:
- актуальность – направленность на разрешении более важных проблем и задач конкретного дошкольного образовательного учреждения;
- прогностичность – умение программы приспосабливаться к меняющемуся законодательству, к обстоятельствам в которых она будет реализовываться. При составлении программы развития необходимо обращать своё внимание не только на современные требования, но и брать в учёт будущие [2,с. 118];
- рациональность – формулировка задач и средств их разрешения, способных привести к наиболее значимому результату;
- реалистичность – обеспечение реальности целей, с учётом имеющихся средств для её достижения;
- целостность – согласованность всех действий в процессе реализации положений программы развития дошкольного образовательного учреждения;
- контролируемость – постоянный контроль за предварительными и заключительными итогами и соответствие их поставленным задачам и целям.
Программа развития может быть разработана по технологии, выбранной руководителем конкретного дошкольного образовательного учреждения, однако в структуре необходимо отразить следующие положения:
- справочная информация о дошкольном образовательном учреждении;
- анализ ключевых проблем деятельности дошкольного образовательного учреждения;
- проект видения будущего дошкольного образовательного учреждения;
- тактические цели модернизации дошкольного образовательного учреждения, благоприятствующие переходу к современному положению всей деятельности учреждения;
- планирование целей для результативного исполнения миссии дошкольного образовательного учреждения;
- проектирование целей на пятилетний срок.
Потребность в разработке программы развития устанавливается низким количеством возможностей для её реализации и важностью достижения наиболее выгодных и высоких результатов. Большая роль создания программы развития дошкольного образовательного учреждения обусловлена локальностью и низкой численностью средств для её реализации и важностью достижения наиболее ценных и высоких результатов [6,с. 120].
Таким образом, на основе всего вышесказанного, можно сделать вывод, что, рассмотрев ключевые аспекты разработки программы развития дошкольного образовательного учреждения, структуру программы, мы поняли, что развитие образовательных учреждений – эффективный способ повышения качественного уровня дошкольного образования.