ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С МИРОМ ПРОФЕССИЙ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №11(190)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №11(190)
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С МИРОМ ПРОФЕССИЙ
Olesya Yarovaya
Undergraduate, Orenburg State Pedagogical University, Russia, Orenburg
Аннотация. В статье автором представлена актуальность ознакомления старших дошкольников с миром профессий; определениеинформационно-коммуникационных технологий и их потенциал в ознакомлении старших дошкольников с миром профессий.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, старшие дошкольники, профессии, мир профессий.
Ознакомление дошкольников с миром профессий – важный этап в процессе профессионального самоопределения личности. В настоящее время проблема формирования представлений дошкольников о мире профессий слабо разработана в педагогической науке. Несмотря на это, всем ясна важнейшая роль представлений у дошкольников о людях разных профессий. Именно в это время происходит активная социализация детей, накапливаются представления о мире профессий. Мир профессий в обществе - сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. В наши дни профессий стало очень много. И все время появляются все новые и новые. Подрастающему поколению очень трудно ориентироваться в мире профессий. Даже если ребенок и был на работе у мамы или папы, он так и не понял сути из профессиональной деятельности. Необходимо способствовать социализации и адаптации подрастающего поколения в окружающем мире.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО среди задач социально-коммуникативного развития детей предусматривается усвоение нравственных ценностей, принятых в обществе, (к которым, безусловно, относится и труд), и формирование позитивных установок к различным видам труда. Ознакомление детей с миром профессий и видами трудовой деятельности осуществляется на протяжении всего дошкольного возраста. При этом в каждой возрастной группе предусматривается формирование и уточнение представлений по отдельным профессиям.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что процесс ознакомления ребенка с миром профессий рассматривался в исследованиях многих ученых: Р.С. Буре, В.П. Кондрашова, Н.М. Крыловой, М.В. Крулехт, Л.В. Куцаковой, В.И. Логиновой, Л.В. Мишариной, В.Г. Нечаевой, Е.И. Радиной, Н.Г. Смирновой и др. Авторы раскрывают возможности ознакомления ребенка с миром профессий, определяют требования к качеству этих знаний, выявляют способы их формирования, оценивают влияние представлений о профессиях взрослых на формирование «профессиональных интересов» у детей и др.
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с миром профессий – одна из важных задач социализации ребёнка. Представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, позволяет гордиться результатами труда своих близких родственников и людей вообще. Испытывая влияние результатов труда взрослых на себе, дети практически усваивают его значимость. Для того чтобы воспитать у детей позитивные установки к труду, важно обогащать их представление о самых разных профессиях, значении труда в жизни человека, его результатах и тех мотивах, которые ведут людей в трудовой деятельности.
Информационно-коммуникационные технологии, по Г.А. Урунтаева пишет, что «самым сложным для дошкольников является осознание труда взрослых. Старшие дошкольники знают орудия труда, необходимые людям многих профессий, могут описать процесс труда и выделить качества, необходимые людям разных специальностей.
Проблема ознакомления дошкольников с миром профессий изучали многие ученые: М.В. Крулехт, В.И. Логинова, Л.А. Мишарина. Одним из средств ознакомления старших дошкольников с миром профессий являются информационно-коммуникационные технологии.
мнению И.А. Фурсевич, – это, прежде всего, технологии, ведущим звеном которого является компьютер,Интернет и многочисленные приложения к компьютерам [11, с. 12].
Резюмируя определения исследователей, приведенные выше, можно заключить, что информационно-коммуникационные технологии – это понятие, включающее в себя методы, способы и алгоритмы, с помощью которых собирается, хранится, обрабатывается, представляется и передается информация. Все информационно-коммуникационные технологии, используемые в образовательном процессе можно разделить на следующие виды: презентации; обучающие игры и развивающие программы; дидактические материалы; программы-тренажеры; мультимедиа [2, с. 124].
По мнению Ф. С. Газизовой ,применение такого наглядного материала предоставляет возможность быстрее достичь намеченной цели во время НОД и совместной деятельности с детьми. Важным инструментом в работе по ознакомлению старших дошкольников с миром профессий имеют мультимедийные презентации, которые позволяют педагогу наглядно выстроить объяснение с использованием видео фрагментов, изображений, фотографий и пр. [1].
Современные педагоги, методисты и исследователи указывают также на целесообразность использования в такой работе с детьми интерактивных игр, участие в которых предполагает использование детьми компьютера и специального программного обеспечения. Такие игры позволяют не только узнать новое, но и закрепить имеющиеся знания о профессиях. С.И. Ершова в своей педагогической практике активно использует интерактивные задания для дошкольников, которые необходимо выполнять на компьютерах. Выполнение интерактивных заданий основывается на методах проблемной ситуации и элементарного анализа.
Таким образом, процесс ознакомления старших дошкольников с миром профессий представляет собой отдельную психолого-педагогическую проблему в современной научной теории и педагогической практике. Ознакомление ребенка о мире профессий происходит планомерно на протяжении всего дошкольного периода, и включает в свое содержание аспекты умственного развития и трудового воспитания детей, в результате чего у детей постепенно расширяются и уточняются знания о профессиях, формируются некоторые практические навыки и умения, представляющие особое значение в мире взрослых. Информационно-коммуникационные технологии – это программно-аппаратные средства и устройства, а также современные средства и системы информационного обмена, связанные с интернет-сетью, компьютерными устройствами и системами, а также с хранением, обработкой, представлением, передачей информации, ее обменом между воспитанником и воспитателем. Информационно-коммуникационные технологии имеют свои цели, принципы и функции, а также делятся на следующие виды: презентации, обучающие игры и развивающие программы, программы-тренажеры, электронные учебники и учебные курсы, мультимедиа. Воспитательная и образовательная работа по знакомству дошкольников с миром профессий направлена на формирование общей осведомленности об окружающем мире и расширяет кругозор детей; формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней профессиональной ориентации.