Статья:

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С МИРОМ ПРОФЕССИЙ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №11(190)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Яровая О.И. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С МИРОМ ПРОФЕССИЙ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 11(190). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/190/107557 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С МИРОМ ПРОФЕССИЙ

Яровая Олеся Игоревна
магистрант, Оренбургский государственный педагогический университет, РФ, г. Оренбург

 

Olesya Yarovaya

Undergraduate, Orenburg State Pedagogical University, Russia, Orenburg

 

Аннотация. В статье автором представлена актуальность ознакомления старших дошкольников с миром профессий; определениеинформационно-коммуникационных технологий и их потенциал в ознакомлении старших дошкольников с миром профессий.

 

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, старшие дошкольники, профессии, мир профессий.

 

Ознакомление дошкольников с миром профессий – важный этап в процессе профессионального самоопределения личности. В настоящее время проблема формирования представлений дошкольников о мире профессий слабо разработана в педагогической науке. Несмотря на это, всем ясна важнейшая роль представлений у дошкольников о людях разных профессий. Именно в это время происходит активная социализация детей, накапливаются представления о мире профессий. Мир профессий в обществе - сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. В наши дни профессий стало очень много. И все время появляются все новые и новые. Подрастающему поколению очень трудно ориентироваться в мире профессий. Даже если ребенок и был на работе у мамы или папы, он так и не понял сути из профессиональной деятельности. Необходимо способствовать социализации и адаптации подрастающего поколения в окружающем мире.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО среди задач социально-коммуникативного развития детей предусматривается усвоение нравственных ценностей, принятых в обществе, (к которым, безусловно, относится и труд), и формирование позитивных установок к различным видам труда. Ознакомление детей с миром профессий и видами трудовой деятельности осуществляется на протяжении всего дошкольного возраста. При этом в каждой возрастной группе предусматривается формирование и уточнение представлений по отдельным профессиям.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что процесс ознакомления ребенка с миром профессий рассматривался в исследованиях многих ученых: Р.С. Буре, В.П. Кондрашова, Н.М. Крыловой, М.В. Крулехт, Л.В. Куцаковой, В.И. Логиновой, Л.В. Мишариной, В.Г. Нечаевой, Е.И. Радиной, Н.Г. Смирновой и др. Авторы раскрывают возможности ознакомления ребенка с миром профессий, определяют требования к качеству этих знаний, выявляют способы их формирования, оценивают влияние представлений о профессиях взрослых на формирование «профессиональных интересов» у детей и др.

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с миром профессий – одна из важных задач социализации ребёнка. Представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, позволяет гордиться результатами труда своих близких родственников и людей вообще. Испытывая влияние результатов труда взрослых на себе, дети практически усваивают его значимость. Для того чтобы воспитать у детей позитивные установки к труду, важно обогащать их представление о самых разных профессиях, значении труда в жизни человека, его результатах и тех мотивах, которые ведут людей в трудовой деятельности.

Информационно-коммуникационные технологии, по Г.А. Урунтаева пишет, что «самым сложным для дошкольников является осознание труда взрослых. Старшие дошкольники знают орудия труда, необходимые людям многих профессий, могут описать процесс труда и выделить качества, необходимые людям разных специальностей.

Проблема ознакомления дошкольников с миром профессий изучали многие ученые: М.В. Крулехт, В.И. Логинова, Л.А. Мишарина. Одним из средств ознакомления старших дошкольников с миром профессий являются информационно-коммуникационные технологии.

мнению И.А. Фурсевич, – это, прежде всего, технологии, ведущим звеном которого является компьютер,Интернет и многочисленные приложения к компьютерам [11, с. 12].

Резюмируя определения исследователей, приведенные выше, можно заключить, что информационно-коммуникационные технологии – это понятие, включающее в себя методы, способы и алгоритмы, с помощью которых собирается, хранится, обрабатывается, представляется и передается информация. Все информационно-коммуникационные технологии, используемые в образовательном процессе можно разделить на следующие виды: презентации; обучающие игры и развивающие программы; дидактические материалы; программы-тренажеры; мультимедиа [2, с. 124].

По мнению Ф. С. Газизовой ,применение такого наглядного материала предоставляет возможность быстрее достичь намеченной цели во время НОД и совместной деятельности с детьми. Важным инструментом в работе по ознакомлению старших дошкольников с миром профессий имеют мультимедийные презентации, которые позволяют педагогу наглядно выстроить объяснение с использованием видео фрагментов, изображений, фотографий и пр. [1].

Современные педагоги, методисты и исследователи указывают также на целесообразность использования в такой работе с детьми интерактивных игр, участие в которых предполагает использование детьми компьютера и специального программного обеспечения. Такие игры позволяют не только узнать новое, но и закрепить имеющиеся знания о профессиях. С.И. Ершова в своей педагогической практике активно использует интерактивные задания для дошкольников, которые необходимо выполнять на компьютерах. Выполнение интерактивных заданий основывается на методах проблемной ситуации и элементарного анализа.

Таким образом, процесс ознакомления старших дошкольников с миром профессий представляет собой отдельную психолого-педагогическую проблему в современной научной теории и педагогической практике. Ознакомление ребенка о мире профессий происходит планомерно на протяжении всего дошкольного периода, и включает в свое содержание аспекты умственного развития и трудового воспитания детей, в результате чего у детей постепенно расширяются и уточняются знания о профессиях, формируются некоторые практические навыки и умения, представляющие особое значение в мире взрослых. Информационно-коммуникационные технологии – это программно-аппаратные средства и устройства, а также современные средства и системы информационного обмена, связанные с интернет-сетью, компьютерными устройствами и системами, а также с хранением, обработкой, представлением, передачей информации, ее обменом между воспитанником и воспитателем. Информационно-коммуникационные технологии имеют свои цели, принципы и функции, а также делятся на следующие виды: презентации, обучающие игры и развивающие программы, программы-тренажеры, электронные учебники и учебные курсы, мультимедиа. Воспитательная и образовательная работа по знакомству дошкольников с миром профессий направлена на формирование общей осведомленности об окружающем мире и расширяет кругозор детей; формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней профессиональной ориентации.

 

Список литературы:
1. Газизова, Ф.С. Информационные технологии как средство ознакомления старших дошкольников с миром профессий / Ф.С. Газизова, А.Ю. Мясникова // Молодой ученый. – 2018. – № 19 (205). – С. 194-196.
2. Дворецкая, А.В. Основные типы компьютерных средств обучения / А.В. Дворецкая // Школьные технологии. – 2004. – N 3. – С. 124-126.
3. Ершова, С.И. Конспект занятия с использованием ИКТ для старших дошкольников «Мир профессий» / С.И. Ершова [Электронный ресурс] // Инфоурок. – Чапаевск, 2017.URL: https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-s-ispolzovaniem-ikt-dlya-starshih-doshkolnikov-mir-professiy-2222023.html
4. Залялилева, Д.Р. Реализация профориентационной программы в детском саду как первая ступень к определению своего места в современном обществе / Д.Р. Залялилева, Л.И. Шафикова // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2015. – № 5. – С. 18-19.
5. Захаров, Н.Н. Профессиональная ориентация дошкольников / Н.Н. Захарова, Г. Симоненко. – М.: Педагогика, 2012. – 324 с.
6. Медвецкая, Е.И. Формирование представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников / Е.И. Медвецкая. – М.: Сфера, 2010. – 72 с.
7. Султангулова, Н.А. Ознакомление дошкольников с родным краем средствами ИКТ / Н.А. Султангулова, Н.В. Кистенева // ББК 74. – 2020. – С. 59.
8. Тевс, Д.П. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе / Д.П. Тевс, В.Н. Подковырова, Е.И. Апольских, М.В. Афонина. – Барнаул: БГПУ, 2009. – 189 с. 
9. Урунтаева, Г.А. Психология дошкольник: хрестоматия / Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2014. – 221 с.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.