Статья:

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(192)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Сибряева А.А. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 13(192). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/192/108526 (дата обращения: 20.07.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Сибряева Анастасия Алексеевна
студент, Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета, РФ, г. Стерлитамак
Волкова Елена Александровна
научный руководитель, Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета, РФ, г. Стерлитамак

 

PHYSICAL CULTURE IN ENSURING A HEALTHY LIFESTYLE

 

Anastasia Sibryaeva

Student, Sterlitamak branch of the Bashkir State University, Russia, Sterlitamak

Elena Volkova

Scientific director Sterlitamak branch of the Bashkir State University, Russia, Sterlitamak

 

Аннотация. В данной статье рассматривается формирование здорового образа жизни студента с помощью занятий физической культурой и самообразования. Проведено исследование среди студентов с целью определения ухудшения самочувствия во время обучения.

Abstract. This article discusses the formation of a healthy lifestyle of a student through physical education and self-education. A study was conducted among students in order to determine the deterioration of well-being during training.

 

Ключевые слова: физическая культура, студент, физическое самовоспитание, укрепление здоровья, здоровый образ жизни, развитие, дисциплина.

Keywords: physical culture, student, physical self-education, health promotion, healthy lifestyle, development, discipline.

 

«В здоровом теле - здоровый дух» — всем известная пословица, которая является особенно актуальной в современном обществе.

Физическое воспитание – это воспитание культуры тела посредством физических упражнений и гимнастики.

Она развивает не только тело, но и нервную систему человека. Нагрузки на организм способствуют нормализации психической системы.

Это особенно важно для школьников и студентов, так как они ежедневно усваивают огромное количество информации. Спорт помогает мозгу снять напряжение и восстановить ясность ума [4].

Здоровье – одна из важнейших составляющих человеческого существования, одно из основных прав человеческой личности, одно из главных условий успешного социального и культурного развития. Все мы хотим быть сильными и здоровыми, сохранить свою активность, второе дыхание, силы в студенческие годы как можно дольше.

И, конечно же, каждому из нас хочется стать долгожителем и добиться чего-то большего, чем добились наши родители.

На сегодняшний день в спортивных секциях занимается небольшое количество студентов, не все студенты посещают уроки физкультуры. Небольшое количество молодежи уделяет внимание своему здоровью, хотя особое место в жизни студентов занимает спорт [1]. Это необходимо не только для гармоничного развития тела, но и для создания чувства дисциплины. Спорт пробуждает в детях такие качества, как сила, упорство, сдержанность.

Необходимо помнить, что здоровье – это главное сокровище жизни человека, и во время учебы в институте о нем забывать не надо! В это время нужно, наоборот, постараться как можно больше времени уделять своему здоровью. Не следует бросать учебу в институте, чтобы посвятить себя только занятиям, посвященным укреплению здоровья.

Именно по этой причине в институтах есть дисциплина «Физическая культура», которая помогает нам сохранить, развить и сохранить свое здоровье не только на время учебы, но и на все дальнейшее будущее.

Все студенты, да и в целом все люди, в идеале, должны вести исключительно здоровый образ жизни. Полноценная нормальная жизнь студента не может существовать без крепкого здоровья, а значит не может существовать и без физических упражнений и спорта.

Есть студенты, которые успевают и с удовольствием участвуют в общественной жизни института. И это очень хорошо и полезно, но и в этом вопросе есть свои нюансы. Это хорошо и только полезно для тех, кто занимается такими кружками, как танцы, спортивные мероприятия, организация концертов, общественная работа на территории. Студенты, занимающиеся в таких кружках, не только поддерживают себя физически, но и занимаются любимым делом.

Давно доказано, что люди, занимающиеся спортом, чаще добиваются успеха. Этот факт можно объяснить тремя причинами [2]:

  • Здоровье. Спорт улучшает и укрепляет его. Люди, занимающиеся спортом, обладают большей силой и энергией, которая необходима для работы в любой сфере.
  • Волевые качества. Как уже было сказано, спорт воспитывает человека. Это делает вас упрямым и бдительным.
  • Психологический уровень. Физическая активность — отличный способ справиться со стрессом. Обычно люди склонны накапливать негативные эмоции самостоятельно, тогда как спортивное общество всегда знает, куда выплеснуть накопленный эмоциональный заряд. Это защищает психическое здоровье, повышает стрессоустойчивость и продуктивность в разрешении конфликтов.

Здоровье учащегося напрямую зависит от множества различных факторов. Для удобства их можно разделить на 4 группы:

  • Естественно-природные условия
  • Человеческий потенциал
  • Общество или социальная среда
  • Духовная потребность в спорте

Академик РАМН Ю.П. Лисицын считает неизменно актуальным вопросом здоровья – здоровый образ жизни обучающегося. Внимание к этой теме возросло за последние 6-7 лет. Это связано с тем, что обществу нужны здоровые специалисты, которые в будущем будут повышать свою работоспособность, а не снижать ее из-за плохого самочувствия, переутомления, снижения активности и болезней. Следует понимать, что ЗОЖ не может существовать отдельно от жизни человека [3].

Физкультура является неотъемлемой частью жизни человека, даже после окончания учебы. Человек на протяжении всей своей жизни должен держать себя в тонусе, если, конечно, он хочет добиться долголетия и прожить все жизненные моменты здоровым и счастливым.

Вся жизнь человека зависит от состояния его здоровья. Абсолютно все стороны жизни человека определяются уровнем здоровья. Вот почему здоровье необходимо беречь и укреплять. И мы должны совершать эти действия в течение нашей жизни.

Рассмотрим образ жизни студента. Чтобы было легче понять, давайте аннотируем его по пунктам:

  • Непосредственно обучение (не включая экзамены)
  • Период проживания в общежитии
  • СЕССИЯ
  • Внеурочная учебная занятость
  • Минимум свободного времени

Эти 5 пунктов кратко описывают жизнь студента. Присмотревшись к этому списку, можно понять, что мало у кого будет время на специальные оздоровительные упражнения. А чтобы хоть как-то держать себя в форме, необходимо посещать пары физкультуры. Лично я выделяю 2 основные причины посещения этой дисциплины:

  • Самая главная причина – общее развитие, укрепление, защита нашего здоровья
  • Прогресс и успеваемость в учебной деятельности

Считается, что если вы не учитесь на физкультурном факультете, то и не стоит считать его основным предметом, но это очень ошибочное мнение. Именно физическая культура является одним из основных предметов, ведь, как было сказано выше, здоровье – наше все.

Физическое воспитание в вузе – это сложный педагогический процесс, направленный на формирование физической культуры человека, способного самостоятельно организовывать и поддерживать здоровый образ жизни. Это единственная учебная дисциплина, которая учит студентов сохранять и укреплять здоровье, улучшать физическую форму, развивать и совершенствовать жизненно важные физические и двигательные качества [4].

Но одной физической культуры мало, кроме нее нужно уметь регулировать свой образ жизни.

Конечно же, нужно правильно питаться, а главное, есть вовремя. Студенческая жизнь настолько насыщена, что очень сложно найти время для полноценного похода в столовую. Необходимо распределять часы работы и отдыха, чередовать умственную и физическую работу. Не забывать о сне. Сон взрослого человека должен длиться не менее 8 часов, но во время занятий студенты совершенно забывают об этом понятии, результате развиваются агрессивность, утомляемость, студенты не могут усидеть на одном месте, снижается активность не только головного мозга, но в том числе и всего организма.

Изучение фактических материалов из жизни студентов показывает ее беспорядочность и хаос.

Это проявляется в таких важных процессах, как неправильное питание, недосыпание, пребывание на свежем воздухе в минимальном количестве, недостаточная двигательная активность, отсутствие закаливания, научная работа во время отдыха, сна и прочее.

Проведя тестирование среди студентов 1-4 курса в количестве 1000 человек одновременно было показано, что влияние отдельных частей образа жизни студентов, принимаемое за 100%, весьма существенно. На каждые 250 студентов выделялось 20 наблюдателей, которые внимательно, ничего не пропуская, в течение 2-х месяцев изучали распорядок дня этих студентов. Так, на режим сна приходится 23-29% времени, на режим питания - 11-17%, на режим физической активности - 16-31%. Накапливаясь в течение учебного года, негативные последствия такой организации жизни наиболее ярко проявляются к моменту его окончания.

Поскольку эти процессы наблюдаются на протяжении 4-5 лет обучения, они оказывают существенное влияние на здоровье студентов [2]. Так, по данным опроса, проведенного среди 1000 студентов университета, за время учебы у них ухудшилось состояние здоровья. Если принять уровень здоровья первокурсников за 100%, то на втором курсе он снизился в среднем до 90,8 %, на третьем курсе до 82,3%, на четвертом курсе до 73,7%. Получив эти результаты, студенты собрались в аудитории для дополнительных лекций по ведению здорового образа жизни. Им были представлены документальные фильмы, показывающие негативные и позитивные последствия ЗОЖ [1].

Это исследование показывает, что здоровье обеспечивается не только физической культурой, но и многими факторами образа жизни.

Одним из основных требований к здоровому образу является физическое самовоспитание и самосовершенствование.

Физическое самовоспитание следует понимать как процесс сознательной, целенаправленной деятельности над собой. К ним обязательно относятся закаливание, массаж, утренняя гимнастика, бег трусцой, прогулки на свежем воздухе.

Самообразование и самосовершенствование требуют силы воли, поэтому большинство студентов и в принципе людей отказываются от занятий здоровьем и находят замену этому делу: отдых с друзьями в кафе, социальные сети, компьютерные программы и тому подобное.

Учитывая все вышеизложенное, мы пришли к выводу, что здоровый образ жизни в большей степени может быть обеспечен физической культурой. Об этом свидетельствуют такие факты, как отсутствие у студентов дополнительного времени на специальные занятия по укреплению и сохранению здоровья.

Занятия физкультурой на парах не требуют свободного времени, поскольку являются частью учебного процесса и строятся таким образом, чтобы организм учащегося успевал отдохнуть от тех нагрузок, которые указаны в нормах физической культуры.

Тем не менее никто не сбрасывал со счетов тот факт, что нужно быть дисциплинированным, заниматься самообразованием и развиваться физически.

Всестороннее развитие личности, то есть развитие физических и духовных сил, творческих способностей, является важнейшей задачей высшей школы. Важнейшей задачей высших учебных заведений является приобщение студентов к систематическим занятиям физическими упражнениями, повышение их эффективности, улучшение подготовки к профессиональной деятельности, формирование двигательной активности и устойчивых физкультурных привычек, развитие коллективизма, патриотизма и целеустремленности [4].

Итак, стоит остановиться на том, что необходимо находить время для того, чтобы уделять время самосовершенствованию, вовремя ложиться спать, гулять на свежем воздухе, заниматься спортом, хорошо питаться и обязательно посещать занятия по физической культуре.

 

Список литературы:
1. Климова В. И. Человек и его здоровье. - 2-е изд., перераб. И доп., - М.: Знание, 1990. - 224с.
2. Физическое воспитание: Учебник / Под ред. В. А. Головина, В. А. Маслякова, А. В. Коробкова и др. - М.: Высш. школа, 1983, 391с.
3. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2001 - 448 с.
4. Психология здоровья: Учеб. для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2003. – 607 с.