ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(192)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(192)
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
PHYSICAL CULTURE IN ENSURING A HEALTHY LIFESTYLE
Anastasia Sibryaeva
Student, Sterlitamak branch of the Bashkir State University, Russia, Sterlitamak
Elena Volkova
Scientific director Sterlitamak branch of the Bashkir State University, Russia, Sterlitamak
Аннотация. В данной статье рассматривается формирование здорового образа жизни студента с помощью занятий физической культурой и самообразования. Проведено исследование среди студентов с целью определения ухудшения самочувствия во время обучения.
Abstract. This article discusses the formation of a healthy lifestyle of a student through physical education and self-education. A study was conducted among students in order to determine the deterioration of well-being during training.
Ключевые слова: физическая культура, студент, физическое самовоспитание, укрепление здоровья, здоровый образ жизни, развитие, дисциплина.
Keywords: physical culture, student, physical self-education, health promotion, healthy lifestyle, development, discipline.
«В здоровом теле - здоровый дух» — всем известная пословица, которая является особенно актуальной в современном обществе.
Физическое воспитание – это воспитание культуры тела посредством физических упражнений и гимнастики.
Она развивает не только тело, но и нервную систему человека. Нагрузки на организм способствуют нормализации психической системы.
Это особенно важно для школьников и студентов, так как они ежедневно усваивают огромное количество информации. Спорт помогает мозгу снять напряжение и восстановить ясность ума [4].
Здоровье – одна из важнейших составляющих человеческого существования, одно из основных прав человеческой личности, одно из главных условий успешного социального и культурного развития. Все мы хотим быть сильными и здоровыми, сохранить свою активность, второе дыхание, силы в студенческие годы как можно дольше.
И, конечно же, каждому из нас хочется стать долгожителем и добиться чего-то большего, чем добились наши родители.
На сегодняшний день в спортивных секциях занимается небольшое количество студентов, не все студенты посещают уроки физкультуры. Небольшое количество молодежи уделяет внимание своему здоровью, хотя особое место в жизни студентов занимает спорт [1]. Это необходимо не только для гармоничного развития тела, но и для создания чувства дисциплины. Спорт пробуждает в детях такие качества, как сила, упорство, сдержанность.
Необходимо помнить, что здоровье – это главное сокровище жизни человека, и во время учебы в институте о нем забывать не надо! В это время нужно, наоборот, постараться как можно больше времени уделять своему здоровью. Не следует бросать учебу в институте, чтобы посвятить себя только занятиям, посвященным укреплению здоровья.
Именно по этой причине в институтах есть дисциплина «Физическая культура», которая помогает нам сохранить, развить и сохранить свое здоровье не только на время учебы, но и на все дальнейшее будущее.
Все студенты, да и в целом все люди, в идеале, должны вести исключительно здоровый образ жизни. Полноценная нормальная жизнь студента не может существовать без крепкого здоровья, а значит не может существовать и без физических упражнений и спорта.
Есть студенты, которые успевают и с удовольствием участвуют в общественной жизни института. И это очень хорошо и полезно, но и в этом вопросе есть свои нюансы. Это хорошо и только полезно для тех, кто занимается такими кружками, как танцы, спортивные мероприятия, организация концертов, общественная работа на территории. Студенты, занимающиеся в таких кружках, не только поддерживают себя физически, но и занимаются любимым делом.
Давно доказано, что люди, занимающиеся спортом, чаще добиваются успеха. Этот факт можно объяснить тремя причинами [2]:
- Здоровье. Спорт улучшает и укрепляет его. Люди, занимающиеся спортом, обладают большей силой и энергией, которая необходима для работы в любой сфере.
- Волевые качества. Как уже было сказано, спорт воспитывает человека. Это делает вас упрямым и бдительным.
- Психологический уровень. Физическая активность — отличный способ справиться со стрессом. Обычно люди склонны накапливать негативные эмоции самостоятельно, тогда как спортивное общество всегда знает, куда выплеснуть накопленный эмоциональный заряд. Это защищает психическое здоровье, повышает стрессоустойчивость и продуктивность в разрешении конфликтов.
Здоровье учащегося напрямую зависит от множества различных факторов. Для удобства их можно разделить на 4 группы:
- Естественно-природные условия
- Человеческий потенциал
- Общество или социальная среда
- Духовная потребность в спорте
Академик РАМН Ю.П. Лисицын считает неизменно актуальным вопросом здоровья – здоровый образ жизни обучающегося. Внимание к этой теме возросло за последние 6-7 лет. Это связано с тем, что обществу нужны здоровые специалисты, которые в будущем будут повышать свою работоспособность, а не снижать ее из-за плохого самочувствия, переутомления, снижения активности и болезней. Следует понимать, что ЗОЖ не может существовать отдельно от жизни человека [3].
Физкультура является неотъемлемой частью жизни человека, даже после окончания учебы. Человек на протяжении всей своей жизни должен держать себя в тонусе, если, конечно, он хочет добиться долголетия и прожить все жизненные моменты здоровым и счастливым.
Вся жизнь человека зависит от состояния его здоровья. Абсолютно все стороны жизни человека определяются уровнем здоровья. Вот почему здоровье необходимо беречь и укреплять. И мы должны совершать эти действия в течение нашей жизни.
Рассмотрим образ жизни студента. Чтобы было легче понять, давайте аннотируем его по пунктам:
- Непосредственно обучение (не включая экзамены)
- Период проживания в общежитии
- СЕССИЯ
- Внеурочная учебная занятость
- Минимум свободного времени
Эти 5 пунктов кратко описывают жизнь студента. Присмотревшись к этому списку, можно понять, что мало у кого будет время на специальные оздоровительные упражнения. А чтобы хоть как-то держать себя в форме, необходимо посещать пары физкультуры. Лично я выделяю 2 основные причины посещения этой дисциплины:
- Самая главная причина – общее развитие, укрепление, защита нашего здоровья
- Прогресс и успеваемость в учебной деятельности
Считается, что если вы не учитесь на физкультурном факультете, то и не стоит считать его основным предметом, но это очень ошибочное мнение. Именно физическая культура является одним из основных предметов, ведь, как было сказано выше, здоровье – наше все.
Физическое воспитание в вузе – это сложный педагогический процесс, направленный на формирование физической культуры человека, способного самостоятельно организовывать и поддерживать здоровый образ жизни. Это единственная учебная дисциплина, которая учит студентов сохранять и укреплять здоровье, улучшать физическую форму, развивать и совершенствовать жизненно важные физические и двигательные качества [4].
Но одной физической культуры мало, кроме нее нужно уметь регулировать свой образ жизни.
Конечно же, нужно правильно питаться, а главное, есть вовремя. Студенческая жизнь настолько насыщена, что очень сложно найти время для полноценного похода в столовую. Необходимо распределять часы работы и отдыха, чередовать умственную и физическую работу. Не забывать о сне. Сон взрослого человека должен длиться не менее 8 часов, но во время занятий студенты совершенно забывают об этом понятии, результате развиваются агрессивность, утомляемость, студенты не могут усидеть на одном месте, снижается активность не только головного мозга, но в том числе и всего организма.
Изучение фактических материалов из жизни студентов показывает ее беспорядочность и хаос.
Это проявляется в таких важных процессах, как неправильное питание, недосыпание, пребывание на свежем воздухе в минимальном количестве, недостаточная двигательная активность, отсутствие закаливания, научная работа во время отдыха, сна и прочее.
Проведя тестирование среди студентов 1-4 курса в количестве 1000 человек одновременно было показано, что влияние отдельных частей образа жизни студентов, принимаемое за 100%, весьма существенно. На каждые 250 студентов выделялось 20 наблюдателей, которые внимательно, ничего не пропуская, в течение 2-х месяцев изучали распорядок дня этих студентов. Так, на режим сна приходится 23-29% времени, на режим питания - 11-17%, на режим физической активности - 16-31%. Накапливаясь в течение учебного года, негативные последствия такой организации жизни наиболее ярко проявляются к моменту его окончания.
Поскольку эти процессы наблюдаются на протяжении 4-5 лет обучения, они оказывают существенное влияние на здоровье студентов [2]. Так, по данным опроса, проведенного среди 1000 студентов университета, за время учебы у них ухудшилось состояние здоровья. Если принять уровень здоровья первокурсников за 100%, то на втором курсе он снизился в среднем до 90,8 %, на третьем курсе до 82,3%, на четвертом курсе до 73,7%. Получив эти результаты, студенты собрались в аудитории для дополнительных лекций по ведению здорового образа жизни. Им были представлены документальные фильмы, показывающие негативные и позитивные последствия ЗОЖ [1].
Это исследование показывает, что здоровье обеспечивается не только физической культурой, но и многими факторами образа жизни.
Одним из основных требований к здоровому образу является физическое самовоспитание и самосовершенствование.
Физическое самовоспитание следует понимать как процесс сознательной, целенаправленной деятельности над собой. К ним обязательно относятся закаливание, массаж, утренняя гимнастика, бег трусцой, прогулки на свежем воздухе.
Самообразование и самосовершенствование требуют силы воли, поэтому большинство студентов и в принципе людей отказываются от занятий здоровьем и находят замену этому делу: отдых с друзьями в кафе, социальные сети, компьютерные программы и тому подобное.
Учитывая все вышеизложенное, мы пришли к выводу, что здоровый образ жизни в большей степени может быть обеспечен физической культурой. Об этом свидетельствуют такие факты, как отсутствие у студентов дополнительного времени на специальные занятия по укреплению и сохранению здоровья.
Занятия физкультурой на парах не требуют свободного времени, поскольку являются частью учебного процесса и строятся таким образом, чтобы организм учащегося успевал отдохнуть от тех нагрузок, которые указаны в нормах физической культуры.
Тем не менее никто не сбрасывал со счетов тот факт, что нужно быть дисциплинированным, заниматься самообразованием и развиваться физически.
Всестороннее развитие личности, то есть развитие физических и духовных сил, творческих способностей, является важнейшей задачей высшей школы. Важнейшей задачей высших учебных заведений является приобщение студентов к систематическим занятиям физическими упражнениями, повышение их эффективности, улучшение подготовки к профессиональной деятельности, формирование двигательной активности и устойчивых физкультурных привычек, развитие коллективизма, патриотизма и целеустремленности [4].
Итак, стоит остановиться на том, что необходимо находить время для того, чтобы уделять время самосовершенствованию, вовремя ложиться спать, гулять на свежем воздухе, заниматься спортом, хорошо питаться и обязательно посещать занятия по физической культуре.