Статья:

Проблемы обучения детей с ОВЗ и пути их решения

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №5(98)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Козлова К.С. Проблемы обучения детей с ОВЗ и пути их решения // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 5(98). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/98/66358 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблемы обучения детей с ОВЗ и пути их решения

Козлова Ксения Сергеевна
магистрант, Уральский государственный экономический университет, РФ, г. Екатеринбург

 

PROBLEMS OF TEACHING CHILDREN WITH DISABILITIES AND WAYS TO SOLVE THEM

 

Ksenia Kozlova

Master’s degree, Public administration and local self-government, USUE, Russia, Yekaterinburg

 

Аннотация. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья является неотъемлемой частью общества и системы образования. Данный вопрос очень важен и актуален, ведь речь заходит о возможности обеспечивать детям качественное образование и соблюдение их прав. Также в статье сформулированы трудности реализации инклюзивного образования и пути их решения.

Abstract. Education for children with disabilities is an integral part of society and the education system. This issue is very important and relevant, because we are talking about the ability to provide children with quality education and respect for their rights. The article also describes the difficulties of implementing inclusive education and ways to solve them.

 

Ключевые слова: инклюзия, образование, инклюзивное образование, ограниченные возможности здоровья, инвалидность, включенность.

Keywords: inclusion, education, inclusive education, limited health opportunities, inclusion.

 

В современном мире особую актуальность приобретают вопросы доступа образовательных услуг для людей с ограниченными возможностями.

Инклюзивное образование – это признанный на международном уровне инструмент соблюдения прав человека на получение образования, зафиксированный во Всеобщей декларации прав человека в 1948 году, Всемирной декларации об образовании для всех, принятого в Джонтьене в 1990 г., в Конвенции ООН о правах инвалидов в 2006 г. [1], в Конституции РФ [2] и Законе Российской Федерации «Об образовании» в 1992 г. [3].

Курс государственной политики современной России ориентирован на субъектов с разными физиологическими возможностями. В соответствии с Конституцией Российской Федерации право на образование является одной из приоритетных задач, стоящих перед органами государственного механизма.

На данный момент по состоянию на 1 января 2019 г. в Российской Федерации проживают 670006 чел. детей-инвалидов до 18 лет (данные Федеральной службы государственной статистики) [4]. Это большая категория детей, требующая особого подхода к обучению и подготовки образовательной среды для них.

Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения субъектов образовательной среды, с особыми физиологическими потребностями [5, с. 154].

Современная система образования развитого демократического сообщества призвана соответствовать индивидуальным образовательным потребностям личности, в том числе [6, с. 37]:

  1. потребности в полноценном и разнообразном личностном становлении и развитии – с учетом индивидуальных склонностей, интересов, мотивов и способностей (личностная успешность);
  2. потребности в органичном вхождении личности в социальное окружение и плодотворном участии в жизни общества (социальная успешность);
  3. потребности в развитости у личности универсальных трудовых и практических умений, готовности к выбору профессии (профессиональная успешность).

Включение детей с особыми образовательными потребностями (детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с особенностями развития) в образовательный процесс в школах общего типа по месту жительства – это сравнительно новый подход для российского образования. Такой подход терминологически связан с процессом, который называется инклюзия в образовании, и, соответственно, образование в русле этого подхода – инклюзивное образование.

Инклюзивное образование – это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, – в таких школах общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку [7, с. 110].

Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.

Инклюзивное образование детей с ОВЗ – реальность современной образовательной практики. Необходимо осмысление, анализ эффективных и неудачных практик, желание продуктивно работать в данном направлении. Решающим фактором в этом процессе является готовность профессиональных команд общеобразовательных организаций к принятию и реализации обоснованных управленческих и педагогических решений в части обеспечения условий для инклюзивного образования детей с ОВЗ с учетом распределения сфер ответственности между родителями (законными представителями) обучающихся и специалистами образовательных организаций.

В целом, трудности реализации инклюзивного образования значительны и обусловлены многими факторами, в числе которых и неоднородность самой категории детей с ОВЗ и детей с инвалидностью; недостаточное осознание обществом важности обучения и воспитания данной категории населения; недостаточность государственной политики в области образования, труда и занятости по отношению к людям с ограниченными возможностями здоровья. При этом реализуя инклюзивное образование детей с инвалидностью и с ОВЗ, важно учитывать следующее: инклюзивное образование должно осуществляться без нажима и принуждения; в нем должны быть заинтересованы все участвующие стороны; цели инклюзивного образования должны быть понятны и приемлемы для всех субъектов данного процесса.

 

Список литературы:
1. Конвенции о правах инвалидов / Резолюция A/61/611, принята генеральной Ассамблеи ООН от 24 января 2007 г. - Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций  [Текст] – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) [Текст] – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru
3. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) [Текст] – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru
4. Сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gks.ru/
5. Бемм, И. Н. Инклюзивное обучение - комплексный процесс обеспечения равного доступа к качественному образованию детей с ОВЗ [Текст] / И. Н. Бемм // Состояние и перспективы развития инклюзивного образования в Республике Калмыкия: сборник материалов региональной научно-практической конференции. - 2018. - С. 153-156.
6. Зайцева, И. А. Инклюзивное образование как неотъемлемая часть современного образования. В сборнике: Актуальные проблемы социального образования: региональный аспект [Текст] / И. А. Зайцева // Материалы II Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. - 2018. - С. 33-38.
7. Изотов, М. О. Инклюзивное образование: перспективы и сложности внедрения в систему российского образования [Текст] / М. О. Изотов // Инновации в образовании Материалы X научно-практической конференции. - 2018. - С. 109-112.