Статья:

АКТУАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ИМИДЖА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В РОССИИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(192)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Бобков А.А. АКТУАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ИМИДЖА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В РОССИИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 13(192). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/192/108570 (дата обращения: 23.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

АКТУАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ИМИДЖА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В РОССИИ

Бобков Арсений Александрович
студент института правоохранительной деятельности, Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов
Кузьмина Екатерина Александровна
научный руководитель, Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов

 

Мной обозначены тенденции, направленные на формирование положительного имиджа органов внутренних дел. Выявлен ряд проблем и предложены перспективные направления трансформации правоохранительных органов. В статье анализируется содержательная  сторона понятия « имидж» применительно к действенности работы ведомства в целом и сотрудника органов внутренних дел в частности, показывается, насколько имидж зависим от медийного и художественного образа, транслируемого в коммуникационном пространстве. Так же я учитываю не только влияние традиционных медиа, но и воздействие интернет- ресурсов. Современное общество обладает открытыми информационными потоками, полностью контролировать которые не представляется возможным. Методологической базой исследования являются классический контент- анализ открытых источников, а также проработка научно- исследовательской литературы по обозначенной теме. Авторская позиция предполагает наличие диалектической взаимосвязи между имиджем полиции и ее эффективностью.

Актуальность исследования имиджа сотрудников органов внутренних дел, поиск путей его формирования обусловлены необходимостью укрепления авторитета органов внутренних дел (ОВД) у населения, повышения его доверия к сотрудникам полиции и правоохранительным органам в целом, поднятие престижа полицейской службы. Автор статьи считает, что понятие «имидж» является собирательным, формируется на сверхдисциплинарном уровне и несет глубокую смысловую нагрузку. Таким образом, под имиджем сотрудника ОВД понимается – складывающийся в сознании окружающих образ полицейского на основе информации, поступающей из разных источников и личного опыта общения с ним и другими сотрудниками ОВД.

Структуры МВД претерпевали многократные реформы (несколько периодов реформирования). Данный процесс был связан с изменением социально-экономической обстановки в обществе и государстве в целом. Известно, что в такой период времени деятельность правоохранителей крайне малоэффективна. Данный факт способствовал ухудшению отношения граждан к сотрудникам правоохранительных органов и определял имидж и престиж профессии правозащитника.

Анализ трансформации образа правоохранительных органов в истории России через призму общественного мнения позволил обозначить основные тенденции, проявляющиеся вплоть до настоящего времени. Одна из них заключается в том, что на протяжении нескольких десятилетий отношение граждан к сотрудникам правоохранительных органов было неоднозначным и противоречивым. Объясняется это тем, что с одной стороны, сотрудник ОВД – это олицетворение власти, мужества, закона и порядка («Служу России, Служу Закону!»). Деятельность правоохранителя требует напряжения и безусловного героизма. С другой стороны, устойчивым является стереотип восприятия сотрудника ОВД, несущий негативную смысловую нагрузку, выраженную в излишней закрытости правоохранительной системы, мздоимстве сотрудников и нетерпимости к социально-незащищенным слоям населения. Имидж правоохранительных структур в наибольшей степени связан с отношением населения к власти в целом.

Следующая тенденция: анализ формирования силового ведомства в исторической ретроспективе приводит к выводу о том, что руководство правоохранительной структуры акцентировало внимание на качественных и количественных показателях кадрового состава, осознавая степень важности приоритетные направления государственной политики отношения граждан в формировании эффективности деятельности правоохранителей. Известно, что задача формирования положительного образа сотрудника ОВД со временем стала позиционироваться как политическая составляющая.

Третья тенденция наблюдается в том, что вектор повышения имиджа и престижа сотрудников правоохранительных органов на протяжении многовековой истории неизменно следовал в следующих направлениях: борьба с коррупцией в рядах кадрового состава ОВД; качество отбора претендентов на службу в ОВД; повышение денежного довольствия; служебные вознаграждения (медали, ордена, звания и т.п.); взаимодействие ОВД со СМИ с целью пропаганды деятельности первых.

Четвертая тенденция: одной из особенностей функционирования МВД РФ практически на протяжении всего периода существования ведомства являлись его перманентные реорганизации.

Позитивно направленной тенденцией развития ОВД в области повышения имиджа и престижа службы является ориентация на гласность и демократизацию, лояльность, быстрая адаптация структуры на запросы социально-экономических трансформаций. В настоящее время это перенос воздействия с властной на социальную (гражданскую) систему.

Исходя из опыта прошлых десятилетий, эффективность деятельности правоохранительной системы напрямую зависит от взаимодействия с обществом, на основе чего, впоследствии, формируется имидж сотрудников ОВД.

Отметим, что одной из ключевых задач имиджа является формирование и поддержание положительного восприятия как сотрудников, так и в целом системы правоохраны.

На пути формирования положительного имиджа существует ряд трудностей:

1. Нет четко оформленной аудитории, оценивающей имидж сотрудников ОВД. Круг общения сотрудников не имеет оформленных границ, поскольку включает все слои общества, а также различные стороны жизни конкретных граждан. Согласно нормативно-правовым актам, сотруднику полагается вести себя доброжелательно, открыто, внимательно, с чувством собственного достоинства, корректно с гражданами независимо от их служебного и социального положения.

2. Общение граждан с сотрудниками происходит преимущественно в условиях конфликтной ситуации, где сотрудник обязан действовать в соответствии с буквой закона и в условиях тяжелой психоэмоциональной обстановки сохранять выдержку.

3. Деятельность представителей власти находится под пристальным социальным контролем, т.е носит публичный характер. Любое действие / бездействие, манера общения и внешний вид сотрудника, безусловно оценивается окружающими. Данное обстоятельство должно учитываться правозащитником, поскольку умение грамотно действовать на публике значительно повышает престиж не только конкретного сотрудника, но и службы в целом.

4. Имидж сотрудника зависит от самоимиджа, т.е. от внутренней самоидентификации и самореализации в выбранной профессиональной общности.

Сегодня в выстраивании имиджа правоохранительных органов (как отдельных сотрудников, так и организации в целом) ведущую роль играют средства массовой информации и коммуникации.

М.В. Жерновой, Г.Ю. Шевчук, отмечая важную роль средств массовой коммуникации, подчеркивают: «Своей деятельностью СМИ не только информируют население о процессах, происходящих в регионе, стране или мире, но и формируют мнение общества, способствуя развитию и утверждению в нем определенных стереотипов, соответствующих уровню развития демократии, характерного для данного государства».

Как представляется, можно выделить три большие группы медийных источников формирования имиджа: печатные СМИ (газеты и журналы), телевидение (новостные программы, кино, сериалы и т. п.) и Интернет (официальные сайты, сообщества в социальных сетях, тематический контент в видеосетях и т. п.). Конструирование имиджа сотрудника органов внутренних дел посредством каждого из перечисленных источников имеет свои особенности. Однако наблюдается тенденция к увеличению объемов официально приемлемого контента.

Виртуальное пространство представляет информацию о сотрудниках полиции на официальных сайтах подразделений органов внутренних дел, а также в социальных сетях и на видеохостингах. Естественно, в официальных источниках превалирует положительная характеристика работников органов внутренних дел.

Анализируя содержание интернет- сайтов МВД России, можно сделать вывод о формировании следующего образа положительного полицейского: он обладает высокими интеллектуальными и морально- волевыми качествами, честно исполняет профессиональные обязанности.

Кроме того, на подобных каналах размещается познавательный контент: полицейские разъясняют гражданам необходимость соблюдения правовой дисциплины, а также помогают разрешать проблемные правовые моменты. Здесь же демонстрируются общественно значимые поступки сотрудников правоохранительных органов: посещение ветеранов Великой Отечественной войны, активная пропагандистская работа с детьми и т. п.

Один из мощных ресурсов формирования сознания граждан –это социальные сети. В зависимости от специфики площадки целевая аудитория может быть представлена всеми возрастными категориями. Несмотря на то что практически во всех соцсетях существует ограничение по возрасту для несовершеннолетних, обойти его при регистрации не представляет никаких проблем. Мониторинг содержания сетей показывает наличие негативной информации о поведении сотрудников органов внутренних дел, что оказывает деструктивное воздействие на конструирование имиджа полицейских в сознании граждан.

В противовес официальным интернет- ресурсам существуют группы в соцсетях, нацеленные на подрыв имиджа полицейских. В таких сообществах публикуются исключительно отрицательные факты о деятельности сотрудников правоохранительных органов, видео и фото, которые задевают честь и достоинство профессии полицейского. Подобный контент формирует отрицательный имидж. Например, поиск на видеохостинге «Ютьюб» по запросу «полиция» в качестве результатов дает не только положительные ролики о спасении людей полицейскими, но и негативные записи о проявлениях сотрудниками полиции превышения должностных полномочий и жестокого обращения с гражданами.

Если определять позитивные составляющие имиджа работника правоохранительных органов, то  стоит отметить следующие элементы: «высокий уровень правосознания; наличие таких личностных качеств, как ответственность, готовность прийти на помощь; коммуникативная компетентность; опрятный и соответствующий требованиям МВД внешний вид». С этой точки зрения с известной долей условности можно говорить о двух полярных представлениях об имидже сотрудника полиции в соцсетях:

1) полицейский –профессионал своего дела;

2) полицейский –специалист низкого уровня, не обладающий компетенцией в вопросах своей профессии и регулярно превышающий полномочия.

Интернет- пространство выступает дискуссионной площадкой, где существуют разные полюса общественного мнения о полиции. В то же время, если говорить о разнице социальных запросов по территориальному признаку, то российские граждане чаще ищут описания негативных аспектов деятельности полиции, а европейские и американские –интересуются реализацией гражданских прав и свобод.

Отечественные художественные фильмы и сериалы чаще всего транслируют негативный образ сотрудника правоохранительных органов. Полицейские употребляют спиртные напитки, ведут нездоровый образ жизни, у них отсутствует дисциплина, они обладают лишним весом и размытыми морально- нравственными принципами. Однако существует ряд сериалов, где полицейские, наоборот, представлены вежливыми, деликатными и умными профессионалами (например, «Шериф», «Беги» (НТВ)). Такие медиапродукты способствуют формированию положительного имиджа работника правоохранительных органов. В частности, яркий сериал «СуперБобровы» демонстрирует достойных героев- полицейских, которые дисциплинированы, опрятны, все силы направляют на выполнение непосредственных служебных обязанностей –задержание преступников, помощь в раскрытии правонарушений.

Целевая аудитория таких фильмов зачастую не определена – их могут смотреть как подростки, так и пенсионеры. Если люди старшего возраста имеют личный опыт взаимодействия с правоохранительными органами и поэтому стараются оценивать телевизионную информацию взвешенно и с меньшей долей эмоциональности, то молодежь воспринимает транслируемые образы без анализа и осмысления, как данность. Именно по этой причине полицейский с сомнительными моральными установками становится кумиром молодого поколения, типичным образом представителей органов правопорядка, а от всех полицейских ожидается аналогичный шаблон поведения, который трактуется как норма. Подобная ситуация не только оказывает влияние на дальнейшую специфику общения молодого человека с представителем полиции (в том числе на нежелание сотрудничества с органами правопорядка), но и существенно воздействует на процесс рекрутинга в профессиональную сферу (негативный образ полицейского отталкивает потенциальных курсантов). Поэтому столь важно, чтобы телевидение и кинематограф воспроизводили преимущественно положительный образ представителя правопорядка.

Анализ периодической печати свидетельствует, что большая доля информации о деятельности полиции, размещаемой в газетах, носит негативный характер, лишь треть контента демонстрирует позитивный аспект работы сотрудников правоохранительных органов (положительное отношение к обратившимся гражданам, а порой и подвиги). Ввиду противоречивости сведений, получаемых из средств массовой коммуникации, пользователи отмечают несколько причин, по которым негативные сюжеты о полицейских столь распространены в СМИ:

1. Непрофессиональные действия самих полицейских. Население напрямую сталкивается с коррупционной составляющей, открытым моральным и физическим насилием, агрессией к лицам других национальностей. Сотрудниками ОВД должна проводиться работа по снижению уровня преступности и правонарушений, необходимо налаживать конструктивный контакт с гражданами, чтобы в дальнейшем была возможность взаимодействовать с ними.

2. Внимание СМИ к отрицательной стороне деятельности полицейских. Именно негативные новости вызывают большой общественный резонанс, а значит, повышают рейтинг телеканала, портала или издания. Современное российское общество предъявляет высокие требования к представителям власти и контролирующих органов, поэтому важно поддерживать положительный образ самойдеятельностью, а не только ограничительным воздействием манипулятивных технологий на средства массовой коммуникации. Здесь на первый план выходит поведение, самоощущение сотрудника правоохранительных органов, поскольку именно его работа непосредственно влияет на образ его как полицейского в частности, и всего ведомства в целом. Для сотрудников полиции, как и для представителей иных профессиональных сфер, характерны такие социально- психологические явления, как разочарование в профессии, выгорание, переоценка ценности своей деятельности при столкновении с реальностью. Здесь также необходимо отметить воздействие стереотипов о профессии, которые формируют общественное сознание, на самоощущение полицейского и, следовательно, его действия. Несомненно, указанные факторы не могут не сказаться на выполнении служебных обязанностей. В связи с этим возникает замкнутый круг: негативный шаблон, созданный обществом, оказывает непосредственное влияние на курсанта или молодого полицейского, конструирует отрицательную модель поведения, которая, в свою очередь, транслируется на общественное сознание.

Сказанное позволяет сделать вывод, что важно работать не только с уже сложившимися потоками информации, формирующими образ полицейского, но и с так называемым самоимиджем – самовосприятием будущего или уже осуществляющего деятельность специалиста. Психический мир каждого отдельного полицейского, его устойчивость к восприятию стереотипов имеют непосредственное влияние как на его работу, так и на всю структуру органов правопорядка, поскольку сконструированное в сознании населения мнение распространяется на имидж всей организации.

В настоящее время в России процесс формирования имиджа сотрудника полиции носит во многом стихийный характер. Целостная система мер по воздействию на общественное мнение до сих пор не представлена на государственном уровне. Реальность такова, что образ отечественного полицейского не имеет четких рамок, он размыт и часто обусловлен отрицательными стереотипами. В сознании многих россиян полицейский, как правило, имеет вредные привычки –курит, употребляет спиртные напитки, считает нормой превышение должностных полномочий и  регулярно участвует в коррупционных правонарушениях. В то же время официальные сайты подразделений структуры МВД стремятся переломить данную негативную тенденцию, удовлетворяя запрос населения на получение информации о реальной работе сотрудников правоохранительных органов. Это позволяет показать полицейского с положительной стороны в противовес складывающимся годами отрицательным стереотипам.

В настоящее время на волне возрождения российского патриотизма и активного формирования гражданского самосознания возникает необходимость в совместной работе служб МВД и средств массовой информации в целях решения такого насущного вопроса, как  конструирование положительного образа  сотрудника органов внутренних дел. В связи с этим актуальная задача, стоящая перед Министерством внутренних дел РФ, –построение оптимальной системы управления информацией для создания позитивного общественного мнения о полиции.

Здесь же нужно отметить значимость разработки специальных технологий, а также адаптации готовых пиар- стратегий под нужды подразделений структуры органов внутренних дел.

В этом смысле перспективной выступает задача, которая стоит перед информационными подразделениями правоохранительных структур: выработка тактики и стратегии в целях формирования положительного образа сотрудника полиции и всего правоохранительного социального института в сознании российских граждан.

Подводя  итог вышесказанному, отметим, что имидж сотрудника ОВД –это многоаспектное понятие, включающее в себя психологическую, экономическую, идеологическую и историческую составляющую. Формирование положительного имиджа сотрудника ОВД возможно только благодаря системному комплексному подходу к данному вопросу.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон от 30.11.2011 N 342- ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Ст. 28. 
2. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих. http:// www. gov. karelia. ru/ gov/ Leader/ Admin/ kodeks. html.
3. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. СПб.: Речь, 2004. file:///C:/ Users/ IF30- nb/AppData/ Local/ Temp/ Rar$ EXa0.564/…
4. Совершенствование политкультурного воспитания сотрудников ОВД: н- практ. пос. / Под общ. ред. Н.П. Маюрова –СПб.: Изд- во СПб университета МВД России, 2011. – 116 с.
5. Бондаренко Т.А. Имидж органов МВД в «милицейских» телесериалах // Социологические исследования. 2006.№ 9 (269). С. 114–119.
6. Браженская Н.Е., Чернобродов Е.Р. Средства массовой информации как один из основных механизмов формирования имиджа сотрудника полиции // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2019. Т. 24, № 3 (78). С. 306–311.https://doi.org/10.24411/1999-6241-2019-13010.
7. Жерновой М.В., Шевчук Г.Ю. Роль средств массовой информации в формировании положительного имиджа сотрудников органов внутренних дел // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 7-2 (33). С. 33–38.
8. Каданцева Н.П. Имидж сотрудников органов внутренних дел России: история и направления развития // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2012. № 3 (55). С. 183–186.
9. Сёмик А.А. Психологическая характеристика имиджа сотрудника органов внутренних дел (90-е гг. ХХ в.) :монография. Краснодар, 2001. 191 с.