Статья:

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(193)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Капашинова М.П. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 14(193). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/193/109123 (дата обращения: 27.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ

Капашинова Маргарита Павловна
магистрант, Московская финансово- юридическая академия, РФ, г. Калининград
Панькина Инга Юрьевна

 

Аннотация. Одно из наиболее важных стратегических направлений совершенствования деятельности таможенных органов Российской Федерации в настоящее время заключается в выявлении и пресечении экономических преступлений и правонарушений в таможенной сфере

 

Ключевые слова: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, таможенный транзит, нарушения, ответственность.

 

Одно из наиболее важных стратегических направлений совершенствования деятельности таможенных органов Российской Федерации в настоящее время заключается в выявлении и пресечении экономических преступлений и правонарушений в таможенной сфере.

Развитие таможенного законодательства в части привлечения к административной ответственности за нарушения таможенных правил способствует реальной интеграции нашего государства в Европейское сообщество.

Говоря о содержании административной ответственности за несоблюдение процедуры таможенного транзита, необходимо раскрыть суть самой процедуры таможенного транзита. Законодатель предлагает нам следующую трактовку данной процедуры: «Таможенная процедура таможенного транзита — это таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся (транспортируются) от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру».

Из этого следует, что несоблюдение условий помещения товаров под таможенную процедуру может являться первым основанием для привлечения к административной ответственности за несоблюдение процедуры таможенного транзита.

В связи с изменением таможенного законодательства и вступлением в силу нового Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (далее — ТК ЕАЭС), порядок и сроки совершения таможенных операций претерпели некоторые изменения, а соответственно и ответственность участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

Необходимо отметить, что несоблюдение процедуры таможенного транзита будет являться вторым признаком привлечения к административной ответственности за несоблюдение процедуры таможенного транзита.

Таможенные органы являясь органами исполнительной власти, и осуществляющие функции по выявлению и пресечению административных правонарушений, уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях за нарушения установленных законодательством таможенных правил.

Они осуществляют производство по делам об административных правонарушениях по следующим статьям: части 3 статьи 16.1, статьям 16.2, 16.3, 16.5, 16.6, 16.8, 16.10, 16.11, части 4 статьи 16.12, статьям 16.13—16.15, части 1 статьи 16.18 и по части 3 статьи 16.19 КоАП РФ [3].

Содержание процедуры таможенного транзита и положения, регулирующие порядок ее применения, в настоящий момент определены главой 22 ТК ЕАЭС. Несоблюдение данной процедуры по сути является объективной стороной административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьями 16.6, 16.10, а также 16.11 и 16.13 КоАП РФ.

В перечисленных статьях непосредственным объектом анализируемых административных правонарушений выступают общественные отношения, возникшие в ходе осуществления процедуры таможенного транзита, а субъектом выступают физические и юридические лица. А точнее субъектом будут выступать перевозчики.

Ими могут выступать обычные (не аккредитованные) транспортные компании, осуществляющие такого рода деятельность, либо таможенные перевозчики — аккредитованные транспортные компании, имеющие возможность осуществлять международные грузовые перевозки товаров без уплаты таможенных пошлин и соответственно включенные в Реестр таможенных перевозчиков.

Для того чтобы транспортную компанию включили в Реестр таможенных перевозчиков, она должна соответствовать определенным условиям: иметь единое налогообложение, международные перевозки должны осуществляться не менее 2 лет, транспортные средства должны быть в собственности либо аренде (хозяйственном ведении, оперативном управлении) и допущены к грузоперевозкам, а также иметь обеспечение уплаты таможенных платежей не менее 200 000 тыс. Евро».

Есть, конечно, и другие условия, в соответствии со статьей 407 ТК ЕАЭС: наличие разрешительного документа на такую деятельность (при необходимости в соответствии с законодательством государств-членов), отсутствие неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей и пошлин и иные условия.

Руководствуясь главой 4 КоАП РФ, таможенные органы реализуют свои полномочия посредством избирания меры наказания субъекту правонарушения. Данная процедура подразумевает под собой вынесение процессуального документа, на основании которого обвиняемому лицу назначается административное наказание. Уполномоченное на это должностное лицо в соответствии с законодательством выносит постановление по делу об административном правонарушении.

Такая часто используемая мера наказания, как предупреждение применима, в частности, к рассматриваемым статьям 16.6, 16.10, а также 16.11 и 16.13 КоАП РФ. Такого рода вид административного наказания, как предупреждение выносится в случае, если правонарушение было совершено впервые «при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба». Такого рода подход способствует выявлению нарушителей, намеренно и систематически не исполняющих требования процедуры таможенного транзита, повышению уровня социальной ответственности участников ВЭД, а также способствует снижению нагрузки на административный аппарат в целом.

 

Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. - 1993. - 25 дек
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 26.03.2022)
3. Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 03.08.2018 N 289-ФЗ (последняя редакция)
4. "Таможенный кодекс Евразийского экономического союза" (ред. от 29.05.2019) (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Главы 11-18. Постатейный научно-практический комментарий / под общ. ред. д-ра юрид. наук, профессора Б.В. Россинского. – М.: «Библиотечка РГ», 2014. – 695 c
6. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под общ. ред. проф. Э.Н. Ренова. – М.: Издательство НОРМА, 2002. – 1040 c.