Статья:

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(308)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Восковская Д.С., Лаптырева А.Н. ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 41(308). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/308/156712 (дата обращения: 06.02.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ

Восковская Дарья Сергеевна
студент, ФГБОУ ВО Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов
Лаптырева Алина Николаевна
студент, ФГБОУ ВО Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов
Голубитченко Мария Александровна
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, ФГБОУ ВО Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов

 

В современном мире, наступившем на порог цифровизации, цифровые технологии активно внедряются в различные сферы жизнедеятельности. Банковская сфера не является исключением, она также стремительно меняется под воздействием онлайн-ресурсов. Новые технологии, которые приходят в отрасль, позволяют улучшать сервис, способствуют лояльности клиентов, помогают банкам сокращать издержки и делают финансовые продукты более доступными для граждан. Актуальность подтверждается на практике, в 2023 году финансовыми компаниями был проведен опрос банков в сфере положительного и отрицательного использования искусственного интеллекта (ИИ) банковскими организациями при осуществлении некоторых технологий [2]. Оппоненты отметили необходимость повышения осведомленности о работе с нейросетевыми и другими развивающимися технологиями. Основные задачи искусственных нейронных сетей (ИНС) связанны с обработкой больших объемов данных. В условиях современного мира, где информация поступает в огромных количествах, использование ИНС значительно улучшает процессы, которые раннее выполнялись вручную. Это касается не только простых операций, но и более сложных аналитических задач, таких как анализ базовой информации о клиентах, их финансовой истории. На основе всех этих данных принимаются логические решения, например, выдача кредита или отказ в нем. Важно отметить, использование ИНС не только ускоряет процесс принятия решений, но и делает его более объективным, снижая влияние человеческого фактора. Помимо этого, можно отметить такой положительный фактор как оптимизация расходов. В 2023 году внедрение ИИ принесло Сбербанку финансовый эффект в 350 млрд [1]. Рассмотрим применение нейросетевых технологий со стороны практического аспекта. Существуют различные виды использования ИИ в банковской сфере, такие как: скоринг, голосовые помощники, чат-боты, антифрод и т.д. Скоринг клиентов представляет собой автоматизированный процесс принятия решений по заявкам на кредитные продукты. Ранее рассмотрение заявки на кредит от крупных компаний занимало две-три недели. Сегодня, благодаря использованию искусственного интеллекта, время от подачи заявки до получения средств сократилось до семи минут. Этот процесс осуществляется полностью удаленно. К числу востребованных технологий относятся голосовые помощники и чат боты. Возьмем, к примеру, зарубежный случай, где британский провайдер запустил «нейробабушку» выступающую в качестве голосового помощника для защиты от спам звонков, поступающих от навязчивых мошенников. Так, последняя уточняет у злоумышленника адрес сайта, а также целенаправленно затягивает диалог, что приводит к сбросу звонка со стороны злоумышленников. Финансовый мониторинг также занимает важное место в современных технологиях. Так, Росбанк, использует ИИ для автоматической обработки данных клиентов, при открытии счетов и выполнении банковских операций, требующих подтверждение личности. Искусственный интеллект способен распознавать реквизиты со сканов и фотографий документов менее чем за 2 секунды.

Несмотря на всю масштабность применения искусственного интеллекта во всех сферах жизнедеятельности, применимо к банковской сфере имеется ряд рисков. При анализе практики авторами было выявлено, что применение ИИ привело к значительному сокращению количества рабочих мест в банках, коммерческих организациях и т.д. Также, работа ИИ может выйти из-под контроля, например, неполная обработка документов заемщика и отказ в выдаче кредита клиенту. Подтверждая позицию о возможных негативных последствиях применения нейросетевых технологий, Банк России отмечает важность выстраивания современных систем управления рисками в финансовых организациях, применяющих ИИ [4]. Также на законодательном уровне в РФ закрепляется востребованность технологического развития российской экономики. Принята Национальная стратегия развития ИИ на период до 2030 года, основной целью которой является достижение устойчивой конкурентоспособности российской экономики [3].

 

Список литературы:
1. Греф: финансовый эффект от применения ИИ в Сбере в 2023 году превысил 350 млрд рублей // ТАСС (tass.ru): [Электронный ресурс]. URL.: https://tass.ru/ekonomika/20104043?ysclid=m4lhy2tb3a358058216 (дата обращения 02.12.2024).
2. Искусственный интеллект в финансах: как банки используют нейросети // РБК Тренды (trends.rbc.ru): [Электронный ресурс]. URL.: https://trends.rbc.ru/trends/industry/61e924349a7947761b46f2d8?ysclid=m4live8de6409291861 (дата обращения: 01.12.2024).
3. О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации : Указ Президента РФ от 10 октября 2019 г. № 490 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2019. - № 41. – Ст. 5700.
4. ПРИМЕНЕНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ // Искусственный интеллект Российской Федерации (ai.gov.ru): [Электронный ресурс]. URL.: https://ai.gov.ru/knowledgebase/v-otraslyakh/2023_primenenie_iskusstvennogo_intellekta_na_finansovom_rynke_doklad_dlya_obschestvennyh_konsulytaciy_bank_rossii/?ysclid=m4linh6np0102024692 (дата обращения: 04.12.2024).