Статья:

ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(193)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Башкова П.В., Климович А.А. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 14(193). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/193/109196 (дата обращения: 29.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Башкова Полина Вадимовна
студент, Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, г. Минск
Климович Анастасия Артуровна
студент, Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, г. Минск
Ломако Алла Юрьевна
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, г. Минск

 

На сегодняшний день большую популярность приобрела розничная торговля через сеть Интернет. К преимуществам данного вида торговли можно отнести широкий ассортимент товаров, экономию времени и денежных средств, удобство оплаты, выбор способа доставки. Особенную актуальность такой способ приобрел в связи с тяжелой эпидемиологической ситуации во всем мире, так как он уменьшает количество контактов с окружающими.  в связи с этим происходит стремительное увеличение количества интернет-магазинов. Например, по данным на 1 сентября 2021 г. в Торговом реестре Республики Беларусь было зарегистрировано 27 274 интернет-магазина [1], что на 13,5 % больше, чем за июнь 2020 г. (на 1 июня 2020 г. – 24 021) [2].

Закон Республики Беларусь «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» от 8 января 2014 г. № 128-З регулирует розничную торговлю посредством интернет-магазинов. Согласно ст. 16 данного Закона, под «интернет-магазином» понимается информационный ресурс субъекта торговли в глобальной компьютерной сети Интернет, позволяющий осуществить заказ на приобретение или выбор и приобретение товаров без (вне) торгового объекта [3]. А под «информационным ресурсом» нынешнее законодательство понимает организованную совокупность документированной и взаимосвязанной информации, включая базы данных, в информационных системах [4]. Исходя из этого, можно определить, что под информационным ресурсом в сети Интернет можно рассматривать как сайт, так и иное средство, соответствующее определенным признакам, например, специальные приложения.

К юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим розничную интернет-торговлю, помимо требований о государственной регистрации в качестве субъектов хозяйственной деятельности предъявляются специальные требования. К данным требованиям относят то, что интернет-магазин должен:

  • быть зарегистрирован в Торговом реестре Республики Беларусь;
  • использовать доменное имя, права на которое получены в соответствии с законодательством Республики Беларусь, а сайт интернет-магазина должен быть размещен на сервере, находящемся на территории Республики Беларусь [5].

При наличии на сайте информации о продавце, товаре, включая цену товара, контактные телефоны, по которым можно заказать товар, то есть той информации, которая позволяет осуществить выбор, заказ и (или) приобретение товара, сайт должен признаваться интернет-магазином, и, следовательно, должен быть зарегистрирован в соответствии с законодательством. То есть осуществление розничной торговли, а именно возможность составление заказов, дальнейшее их приобретение осуществляется только через зарегистрированные интернет-магазины. На основании вышеизложенного, возникает вопрос об использовании социальных сетей как средства розничной интернет-торговли.

Отвечая на данный вопрос, необходимо определить, возможно ли зарегистрировать страничку социальной сети в качестве интернет магазина. Под само определение «информационного ресурса» страничка социальной сети подпадает, возникает вопрос в доменном имени. В новой редакции от 4 января 2021 г. Законом Республики Беларусь «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» от 8 января 2014 г. № 128-З норма о необходимости использовать домены «.by» или «.бел» была исключена. Но такая обязанность все ещё осталась на основании п. 2 Указа Президента Республики Беларусь от 1 февраля 2010 г. № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети интернет» деятельность по реализации товаров, осуществляемая юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на территории Республики Беларусь осуществляется с использованием информационных сетей, систем и ресурсов национального сегмента сети Интернет, размещенных на территории Республики Беларусь и зарегистрированных в установленном порядке. А под национальной доменной зоне понимаются доменные зоны «.by» и «.бел» [5]. А на основании этого зарегистрировать странички социальных сетей в качестве интернет-магазина невозможно, так как они не соответствуют необходим требованиям.

Подводя итоги, осуществлять розничную продажу через интернет-магазины вправе субъекты хозяйствования при соблюдении условий регистрации в Торговом реестре Республики Беларусь и требований к регистрируемому сайт. Также осуществлять такую торговлю невозможно через социальные сети, но ничего не запрещает рекламировать товары, соблюдая требования законодательства о рекламе, размещать информация о товарах, отзывы потребителей и использовать социальную сеть для продвижения товаров, но необходимо оставлять гиперссылку на зарегистрированный в Торговом реестре Республики Беларусь интернет-магазин или контактные номера для возможности дальнейшего оформления заказа. В противном случае, осуществления розничной торговли, а именно осуществление заказа на приобретение товара, может повлечь за собой административную ответственность, предусмотренную ст. 13.11 Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях.

 

Список литературы:
1. Количество интернет-магазинов в Беларуси за 8 месяцев увеличилось на 6,8% [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://belretail.by/news/kolichestvo-internet-magazinov-v-belarusi-za-mesyatsev-uvelichilos-na. – Дата доступа : 24.03.2022.
2. Число интернет-магазинов в Беларуси с начала года выросло на 6,5% [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://www.belta.by/economics/view/chislo-internet-magazinov-v-belarusi-s-nachala-goda-vyroslo-na-65-397105-2020/. – Дата доступа : 24.03.2022.
3. О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь от 8 янв. 2014 г. № 128-З : с изм. и доп. от 4 янв. 2021 г. № 81-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларуси. – Минск, 2022.
4. Об информации, информатизации защите информации [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь от 10 ноября 2008 г. №455-З : с изм. и доп. от 24 мая 2021 г. № 111-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларуси. – Минск, 2022.
5. О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 1 фев. 2010 г., № 60 : в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 18.09.2019 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.