ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(193)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(193)
ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
На сегодняшний день большую популярность приобрела розничная торговля через сеть Интернет. К преимуществам данного вида торговли можно отнести широкий ассортимент товаров, экономию времени и денежных средств, удобство оплаты, выбор способа доставки. Особенную актуальность такой способ приобрел в связи с тяжелой эпидемиологической ситуации во всем мире, так как он уменьшает количество контактов с окружающими. в связи с этим происходит стремительное увеличение количества интернет-магазинов. Например, по данным на 1 сентября 2021 г. в Торговом реестре Республики Беларусь было зарегистрировано 27 274 интернет-магазина [1], что на 13,5 % больше, чем за июнь 2020 г. (на 1 июня 2020 г. – 24 021) [2].
Закон Республики Беларусь «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» от 8 января 2014 г. № 128-З регулирует розничную торговлю посредством интернет-магазинов. Согласно ст. 16 данного Закона, под «интернет-магазином» понимается информационный ресурс субъекта торговли в глобальной компьютерной сети Интернет, позволяющий осуществить заказ на приобретение или выбор и приобретение товаров без (вне) торгового объекта [3]. А под «информационным ресурсом» нынешнее законодательство понимает организованную совокупность документированной и взаимосвязанной информации, включая базы данных, в информационных системах [4]. Исходя из этого, можно определить, что под информационным ресурсом в сети Интернет можно рассматривать как сайт, так и иное средство, соответствующее определенным признакам, например, специальные приложения.
К юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим розничную интернет-торговлю, помимо требований о государственной регистрации в качестве субъектов хозяйственной деятельности предъявляются специальные требования. К данным требованиям относят то, что интернет-магазин должен:
- быть зарегистрирован в Торговом реестре Республики Беларусь;
- использовать доменное имя, права на которое получены в соответствии с законодательством Республики Беларусь, а сайт интернет-магазина должен быть размещен на сервере, находящемся на территории Республики Беларусь [5].
При наличии на сайте информации о продавце, товаре, включая цену товара, контактные телефоны, по которым можно заказать товар, то есть той информации, которая позволяет осуществить выбор, заказ и (или) приобретение товара, сайт должен признаваться интернет-магазином, и, следовательно, должен быть зарегистрирован в соответствии с законодательством. То есть осуществление розничной торговли, а именно возможность составление заказов, дальнейшее их приобретение осуществляется только через зарегистрированные интернет-магазины. На основании вышеизложенного, возникает вопрос об использовании социальных сетей как средства розничной интернет-торговли.
Отвечая на данный вопрос, необходимо определить, возможно ли зарегистрировать страничку социальной сети в качестве интернет магазина. Под само определение «информационного ресурса» страничка социальной сети подпадает, возникает вопрос в доменном имени. В новой редакции от 4 января 2021 г. Законом Республики Беларусь «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» от 8 января 2014 г. № 128-З норма о необходимости использовать домены «.by» или «.бел» была исключена. Но такая обязанность все ещё осталась на основании п. 2 Указа Президента Республики Беларусь от 1 февраля 2010 г. № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети интернет» деятельность по реализации товаров, осуществляемая юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на территории Республики Беларусь осуществляется с использованием информационных сетей, систем и ресурсов национального сегмента сети Интернет, размещенных на территории Республики Беларусь и зарегистрированных в установленном порядке. А под национальной доменной зоне понимаются доменные зоны «.by» и «.бел» [5]. А на основании этого зарегистрировать странички социальных сетей в качестве интернет-магазина невозможно, так как они не соответствуют необходим требованиям.
Подводя итоги, осуществлять розничную продажу через интернет-магазины вправе субъекты хозяйствования при соблюдении условий регистрации в Торговом реестре Республики Беларусь и требований к регистрируемому сайт. Также осуществлять такую торговлю невозможно через социальные сети, но ничего не запрещает рекламировать товары, соблюдая требования законодательства о рекламе, размещать информация о товарах, отзывы потребителей и использовать социальную сеть для продвижения товаров, но необходимо оставлять гиперссылку на зарегистрированный в Торговом реестре Республики Беларусь интернет-магазин или контактные номера для возможности дальнейшего оформления заказа. В противном случае, осуществления розничной торговли, а именно осуществление заказа на приобретение товара, может повлечь за собой административную ответственность, предусмотренную ст. 13.11 Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях.