Статья:

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №15(194)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Гусарова А.К. ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 15(194). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/194/109466 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ

Гусарова Анна Константиновна
студент, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, РФ, г. Волгоград
Руднева Инна Александровна
научный руководитель, доцент, канд. пед. наук, доцент кафедры социальной педагогики, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, РФ, г. Волгоград

 

Процесс формирования духовно-нравственных ценностей подростков будет более успешным при системном включении духовно-нравственных ценностей в процесс воспитательной работы в условиях школы.

Формирование духовно-нравственных ценностей в процессе воспитания подростков– одна из главных задач образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования в том числе.

Духовно-нравственное развитие подростков, в силу своеобразия возраста, осуществляется в процессе активного взаимодействия и общения, осмысления нравственных и духовных знаний, освоения качеств, что и составляет содержательную основу духовно-нравственного воспитания.

Для изучения состояния сформированности духовно-нравственных ценностей современных подростков нами было оргнаизовано исследования, включавшее диагностику нравственных ориентаций, духовных и иных ценностей подростков по методикам: «Методика изучения ценностных ориентаций» Рокича; Методика «Нравственная дилемма» Л. Кольберга; Методика «Незаконченные предложения» - Диагностика этики поведения.

На основании анализа результатов было установлено, что у современных подростков преобладают личностно значимые ценности: успеха, материального благополучия, признания, развлечения. При этом способами реализации потребности в приобретении данных ценностей являются способы, основанные на потребительском отношении, нетерпимости к недостаткам, жажды независимости, свободы.

При этом было установлено, что степень выраженности духовно-нравственных ценностей в оценке поступков окружающих и своих собственных находится на среднем уровне. Подростки ориентируются, главным образом, на наличие наказания за проступки, критерии законности, авторитетности, соблюдение личных интересов. При этом ценность личности как таковой признается приоритетной только 10% подростков.

Конструктивные способы преодоления сложных ситуаций и позитивные стратегии поведения демонстрируют 45% школьников. При этом у 30% наблюдаются агрессивные тенденции, склонность к мести, жестокости, непримиримости и другим негативным тенденциям. При этом 25% подростков занимают нейтральную позицию, опираясь, главным образом, на стремление к сохранению психологической безопасности и обеспечению психологических защит. Подобные тенденции обусловили разработку системы мероприятий, направленных на формирование духовно-нравственных ценностей подростков. В ходе реализации системы мероприятий были разработаны тренинги, мастер-классы, квесты, разбор кейс-ситуаций, ролевые игры и другие мероприятия, одним из которых стало мероприятие «Рука дружбы», направленное на формирование комплекса духовно-нравственных ценностей в отношениях со сверстниками. Формирующий этап подразумевал разработку и реализацию мероприятия, направленного на формирование системы духовно-нравственных ценностей подростков. Целью разработанного мероприятия было создание оптимальных условий для развития духовно-нравственных ценностей подростков.

Основные задачи:

  • организация воспитательной работы в направлении формирования духовно-нравственных ценностей;
  • создание оптимальных психолого-педагогических условий для формирования духовно-нравственных ценностей подростков;
  • стимулирование процесса развития самопознания, самоконтроля, самооценки, саморегуляции и рефлексии.

Предполагаемый результат:

Формирование у подростков основ ценностного духовно-нравственного поведения, готовности к конструктивной деятельности, успешной самореализации в социуме на основе позитивных установок и ценностных ориентаций.

После реализации мероприятия было проведено контрольное исследование уровня сформированности духовно-нравственных ценностей подростков, которое показало существенную позитивную динамику исследуемого качества. У 85% школьников отмечены тенденции к оказанию помощи, проявлению сочувствия, открытому выражению своих чувств, мнения без грубости и агрессии; поведение, построенное на равноправных, доверительных отношениях. Отрицательных стереотипов не было обнаружено ни у одного из школьников. Что говорит о значительном смещении ценностных ориентаций подростков в сторону эмпатии, стремления к групповому общению, признания ценности каждого и права окружающих на собственное мнение.

Полученные результаты показали, что сформированность духовно-нравственных ценностей у подростков после реализации воспитательных мероприятий находится на высоком уровне. Обладая определенными знаниями и представлениями о нравственности и морали, духовности, этичности, человечности, сострадании и т.д., они демонстрируют с своем выборе или поведении приоритетность нравственных оценок собственных действий и действий окружающих. Что говорит о высокой эффективности проведенного мероприятия. Систематическое и методически спланированное проведение целенаправленных воспитательных мероприятий, направленных на формирование ценностных ориентаций подростков поможет повысить уровень сформированности духовно-нравственных ценностей, сделает поведение школьников более осознанным, этически правильным, ответственным, эмпатичным. Что, в свою очередь, позитивно скажется на формировании личности в целом и уровне ее социализации и самореализации в обществе.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
2. Береза Н.А. Формирование социального здоровья у подрастающего поколения в образовательной организации // Социокультурное развитие молодежи как фактор формирования социальной сплоченности гражданского общества: матер. всероссийской научно-практической конф. с международным участием / под ред. Т.К. Ростовской, И.А. Шаповаловой. - 2017. - С. 68-75.
3. Иванов А.В. Метапедагогика как научная область исследования духовно-ценностного воспитания: монография. - М: АПКиППРО, 2012. – 190 с.
4. Егорычев А.М. Нравственность как основа отечественного социального воспитания подрастающего поколения (социальноисторический анализ) // Профилактика зависимостей. - 2016. - № 1 (5). - С. 38-45
5. Кайдалова Е.Г. Нравственное воспитание школьников // Научные исследования: теория, методика и практика : материалы II Междунар. науч.- практ. конф. (Чебоксары, 27 авг. 2017 г.) / редкол.: О.Н. Широков  – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – С. 80-87
6. Ростовская Т.К., Шимановская Я.В. Социальное самочувствие современной российской молодежи: социально-педагогические аспекты // ЦИТИСЭ. - 2018. - № 1(14)