Статья:

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №15(194)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Хаханов В.К. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 15(194). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/194/109612 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ

Хаханов Виктор Константинович
курсант, Новосибирский ордена Жукова военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, РФ, г. Новосибирск
Казаков Максим Николаевич
научный руководитель, старший преподаватель кафедры Конституционного и административного права, подполковник юстиции, Новосибирский ордена Жукова институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, РФ, г. Новосибирск

 

THE CONSTITUTIONAL SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION CONCEPT AND MAIN FEATURES.

 

Viktor Khakhanov

Cadet, Novosibirsk Order of Zhukov Military Institute named after General of the Army I.K. Yakovlev of the National Guard of the Russian Federation, Russia, Novosibirsk

Maksim Kazakov

Senior Lecturer of the Department of Constitutional and Administrative Law, Lieutenant Colonel of Justice, Novosibirsk Order of Zhukov Military Institute named after General of the Army I.K. Yakovlev of the National Guard of the Russian Federation, Russia, Novosibirsk

 

Аннотация. Актуальность выбранной темы состоит в том, что в последнее время в стране наблюдается падение конституционной культуры, правового сознания, духовности, нравственности, что создаёт благоприятную почву для роста политического экстремизма и экспансии деструктивных религиозных сект и организаций. Государство должно играть роль активного участника в информационном пространстве. Такую его деятельность нужно поставить в рамки закона, чтобы не произошло нарушение свободы мысли и слова.

Abstract. The relevance of the chosen topic is that recently there has been a decline in constitutional culture, legal consciousness, spirituality, morality in the country, which creates favorable ground for the growth of political extremism and the expansion of destructive religious sects and organizations. The State should play the role of an active participant in the information space. Such his activity should be put within the framework of the law, so that there is no violation of freedom of thought and speech.

 

Ключевые слова: конституционный строй; государство; нормы права.

Keywords: constitutional system; state; norms of law.

 

Россия стоит перед лицом серьезных угроз. Фундамент конституционного строя сталкивался с рядом деструктивных факторов. Наложились друг на друга последствия демографических ударов 40-х и 90-х годов прошлого века, не успев оправиться после этого в стране наступила эпидемия коронавирусной инфекции. Это необходимо иметь в виду, при формировании будущей нормативно-правовой базы.

Стабилизация конституционного порядка требует принятия ряда последовательных мер. На общероссийском голосования 1 июля 2020 г. за поправки в конституции  РФ, только начали чётко обозначаться ориентиры национальной политики, поддержки русского языка. Местное самоуправление пока так и не стало основой для самостоятельного решения населением нужд своих городских и сельских поселений.

Падение конституционной культуры, правового сознания, духовности, нравственности создают благоприятную почву для роста политического экстремизма и экспансии деструктивных религиозных сект и организаций.

Государство должно играть роль активного участника в информационном пространстве. Такую его деятельность нужно поставить в рамки закона, чтобы не произошло нарушение свободы мысли и слова.

Целый ряд положений российской Конституции можно отнести к основам национальной безопасности. Различные ее аспекты реализуют административное, финансовое, экологическое, международное и другие отрасли права. Но в основной своей массе вопросы, связанные с национальной безопасностью, носят общеправовой характер и имеют конституционное значение. Конституционное воздействие на отношения в области национальной безопасности России обеспечивается через действие правовых актов, вытекающих из Конституции Российской Федерации (далее конституция РФ) и детализирующих ее положения в данной сфере.

Концепция национальной безопасности РФ явилась базой для разработки целого пакета нормативных актов: Концепция внешней политики РФ, Военной доктрины РФ, Доктрины информационной безопасности РФ, Экологической доктрины РФ.

Однако системного анализа конституционных основ национальной безопасности РФ в науке до настоящего времени не проведено. Не все вопросы можно считать достаточно изученными. Динамизм развития событий в России и окружающем ее мире настолько стремителен, что необходимо продолжать научные исследования в этом направлении. Актуальность для государства, общества, каждого человека вопросов, связанных с национальной безопасностью страны несомненна. Поэтому наука конституционного права должна выработать и предложить пути разрешения существующих здесь проблем.

Само понятие конституционного строя, является центральным понятием российского конституционализма. Впервые он был закреплен в Конституции РФ 1993 года, в первой главе которой определялись его основы. Данная категория не только правовая, но и в значительной степени философская, политическая. Этим объясняется то, что до настоящего времени в законодательстве не выработано ее определение, хотя она используется в официальных документах.

Нет здесь единого мнения и в науке конституционного права. В. Т. Кабышев пишет, что это «система господствующих экономических и социально-политических отношений в их конституционной форме, воплощающих суверенитет народа, свободы и права человека и определяющих сущность общества в целом»[1]. Н. А. Михалева понимает под ним «общественный строй, в котором функционирует правовое государство с республиканской формой правления, установлен демократический политический режим, признается приоритетное положение личности, незыблемость частной собственности, разделение властей, верховенство права и закона». Он противопоставляется тоталитарному государству. Е.И. Козлова рассматривает конституционный строй как «форму (или способ) организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву и характеризует его как конституционное государство»[2]. В Большом юридическом энциклопедическом словаре под данным понятием подразумевается «представленная в соответствующих структурах государства и общества и их институтов, закрепленная нормами Основного закона и другими конституционно - правовыми актами система основополагающих общественных отношений»[3].

Признавая ценность таких определений, нужно отметить, что природу конституционного строя нельзя отождествлять с политическим режимом, существующим в конкретной стране. Государство может быть далеко от идеалов демократии, верховенства права, но это не означает, что в нем не существует конституционный строй вообще. Наглядными примерами здесь могут выступать Туркменистан или Таджикистан, в Основных законах которых ему отведено центральное место, но эти республики нельзя признать обеспечивающими соблюдение прав человека. Необходимо различать юридически закрепленный конституционный строй и фактически существующий. Последний представляет собой конституционный режим государства, который можно определить как «конституционный строй в действии». Прийти к единству взглядов на сущность конституционного государства вряд ли возможно, поскольку оно формируется не только под воздействием общепризнанных стандартов, но и исторических особенностей каждого народа, проживающего на какой-то территории. Например, в КНР отсутствует разделение властей, политический плюрализм, в Иране ярко выражена религиозная политика в деятельности органов публичной власти. Но это не может быть поводом для сомнений в легитимности политических режимов, их конституционности. Такой выбор был сделан самим населением этих независимых субъектов международного права.

Отличительным признаком развития мирового конституционного процесса (особенно в СНГ) в конце XX века явилось повсеместное признание демократического, социального, правового характера новых государства, всеобщее упоение правами человека. Однако между закреплением соответствующих норм и воплощением их в действительность - дистанция больших размеров. Нельзя ставить существование конституционного строя в зависимость от формального закрепления каких-либо основ. Для понимания его сути недостаточно подвергнуть анализу только нормы Основного закона, необходимо учитывать и фактические политические, общественные, экономические отношения. Конституционный строй является неотъемлемым признаком любого государства, имеющего конституцию. Его наличие вытекает из народного суверенитета, предполагающего право населения самостоятельно устанавливать форму организации жизни на принадлежащей территории[4].

Одно из возможных определений конституционного строя России могло бы стать следующее — это система конституционных отношений, закрепленных народом в Конституции РФ и определяющих статус человека, форму государства, его политический режим, взаимоотношения между властями, положение в мировом сообществе. Конституционный строй России предполагает наличие таких элементов как принципы, гарантии охраны и защиты от насильственного изменения.

Россия является частью мирового сообщества. Все очевиднее становится необходимость выработки глобальной системы безопасности. Пробелы в законодательстве, в современных условиях, недопустимы.

 

Список литературы:
1. Конституционное право России: лекции. - Саратов. 1995. - 477 с.
2. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России//Учебник для вузов. - М.: Проспект, 2014. - 592 c.
3. Большой юридический энциклопедический словарь. Автор и составитель А. Б. Борихин. - М.: Книжный мир, 2000.  - 719 c.
4. Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том первый; издание седьмое, перераб. и доп.). - М.:"Норма: ИНФРА-М", 2021 г.  - 367 с.