ХАРАКТЕРИСТИКА ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №15(194)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №15(194)
ХАРАКТЕРИСТИКА ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА
Аннотация. В статье анализируются информационно-коммуникационные технологии в логопедической работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями речи. Представлен анализ современных подходов в использовании компьютерных технологий на различных этапах логопедической работы и рассмотрены развивающие и обучающие компьютерные программы, используемые в современной коррекционной деятельности.
В настоящее время электронные технологии стали активно применяться в образовательном процессе. В зависимости от возраста учащегося и применяемых технологий, компьютер может выступать в роли оппонента по игре, быть рассказчиком, репетитором, экзаменатором. Существуют решения, направленные на развитие различных психических функций, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление и т.п., которые можно с успехом применять при обучении детей с различными нарушениями речи.
Компьютерное сопровождение на логопедическом занятии, при правильной организации, позволяет учителю-логопеду поддерживать традиционный курс обучения. По мнению Т.А. Абрамовой, использование электронных средств схематизации и моделирования даёт возможность учителю представить изучение русского языка в более привлекательном свете, затратив при этом меньше времени на подготовку дидактических материалов к уроку [1].
Внедрение компьютерных технологий сегодня является важным направлением работы в коррекционно-образовательном процессе. Современные информационные технологии облегчают работу логопеда и повышают мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, стимулируют речевую и познавательную активность, а также повышают самооценку ребёнка.
Образовательные средства информационно-коммуникационных технологий характеризуются по ряду параметров:
- по решаемым педагогическим задачам:
- средства, которые обеспечивают базовую подготовку, а именно: электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний;
- средства для практической подготовки занятия, таки как задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры;
- вспомогательные средства;
- комплексные средства.
- по функциям организации образовательного процесса:
- информационно-обучающие;
- интерактивные;
- поисковые.
- по типу информации: электронные и информационные ресурсы
- с текстовой информацией;
- с визуальной информацией;
- с аудио и видеоинформацией;
- с комбинированной информацией [2].
Как утверждает И. В. Никитина, компьютерная технология может использоваться в трёх вариантах:
- «проникающая» технология − применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач;
- «основная» – определяющая наиболее значимые из используемых в данной технологии частей;
- «монотехнология» − когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера [4].
На логопедических занятиях педагогами используются различные компьютерные ресурсы. Чаще всего это могут быть как готовые продукты, так и самостоятельно разработанные инструменты.
- самостоятельно разработанный инструментарий:
- составленные с помощью программного комплекса Microsoft Office карточки или презентации;
- логопедические интернет-страницы, которые создает сам педагог;
- разработанные тесты, которые запускаются на компьютере;
- тематические цифровые видеоролики, аудиозаписи и др.
- готовые продукты:
- компьютерные логопедические тренажеры;
- компьютерные тесты;
- приключенческие квесты и обучающие игры;
- книги, учебники и энциклопедии;
- электронные рассылки;
- логопедические ресурсы.
Среди развивающих и обучающих компьютерных программ в современной коррекционной деятельности педагогами-логопедами используются следующие:
Для работы над звукопроизношением можно использовать программу «Домашний логопед». Программа помогает в коррекции звуков предоставляя более 500 красочных слайдов-картинок. Ребёнок сам или с помощью взрослого находит нужные звуки.
Курс «Супердетки: тренировка быстрого чтения», включает в себя ряд увлекательных занятий и упражнений, которые помогают ребенку улучшить навыки чтения вслух. Упражнения представлены в виде мини-игр, которые не занимают много времени. Веселый персонаж сопровождает ребенка во время игры и не дает ему скучать. Для каждой игры существуют разные уровни сложности, причем ребенок может выбрать тот уровень, который подходит ему больше всего.
В сети Интернет также можно найти проверенные, давно разработанные логопедические сайты. Их содержание разнообразно, от презентаций для проведения занятия, до различных логопедических игр:
- www.logozavr.ru [5];
- www.solnet.ee [6];
- www.detiseti.ru [7];
- www.teremoc.ru [8];
- www.lohmatik.ru [9];
- mersibo.ru [10].
Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий на логопедических занятиях оказывает положительное влияние на развитие познавательной мотивации, произвольного внимания и памяти детей, самостоятельности, сосредоточенности, усидчивости, сопереживанию, произвольной моторики пальцев рук, творческого воображения, словарного запаса. Компьютер становится необходимым средством обучения детей с нарушениями речи.