Статья:

ХАРАКТЕРИСТИКА ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №15(194)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Устинович А.Е. ХАРАКТЕРИСТИКА ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 15(194). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/194/109620 (дата обращения: 27.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ХАРАКТЕРИСТИКА ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА

Устинович Анастасия Евгеньевна
студент, Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова, РФ, г. Симферополь
Андрусёва Ирина Владимировна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова, РФ, г. Симферополь

 

Аннотация. В статье анализируются информационно-коммуникационные технологии в логопедической работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями речи. Представлен анализ современных подходов в использовании компьютерных технологий на различных этапах логопедической работы и рассмотрены развивающие и обучающие компьютерные программы, используемые в современной коррекционной деятельности.

 

В настоящее время электронные технологии стали активно применяться в образовательном процессе. В зависимости от возраста учащегося и применяемых технологий, компьютер может выступать в роли оппонента по игре, быть рассказчиком, репетитором, экзаменатором. Существуют решения, направленные на развитие различных психических функций, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление и т.п., которые можно с успехом применять при обучении детей с различными нарушениями речи.

Компьютерное сопровождение на логопедическом занятии, при правильной организации, позволяет учителю-логопеду поддерживать традиционный курс обучения. По мнению Т.А. Абрамовой, использование электронных средств схематизации и моделирования даёт возможность учителю представить изучение русского языка в более привлекательном свете, затратив при этом меньше времени на подготовку дидактических материалов к уроку [1].

Внедрение компьютерных технологий сегодня является важным направлением работы в коррекционно-образовательном процессе. Современные информационные технологии облегчают работу логопеда и повышают мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, стимулируют речевую и познавательную активность, а также повышают самооценку ребёнка.

Образовательные средства информационно-­коммуникационных технологий характеризуются по ряду параметров:

  1. по решаемым педагогическим задачам:
  • средства, которые обеспечивают базовую подготовку, а именно: электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний;
  • средства для практической подготовки занятия, таки как задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры;
  • вспомогательные средства;
  • комплексные средства.
  1. по функциям организации образовательного процесса:
  • информационно-обучающие;
  • интерактивные;
  • поисковые.
  1. по типу информации: электронные и информационные ресурсы
  • с текстовой информацией;
  • с визуальной информацией;
  • с аудио и видеоинформацией;
  • с комбинированной информацией [2].

Как утверждает И. В. Никитина, компьютерная технология может использоваться в трёх вариантах:

  • «проникающая» технология − применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач;
  • «основная» – определяющая наиболее значимые из используемых в данной технологии частей;
  • «монотехнология» − когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера [4].

На логопедических занятиях педагогами используются различные компьютерные ресурсы. Чаще всего это могут быть как готовые продукты, так и самостоятельно разработанные инструменты.

  1. самостоятельно разработанный инструментарий:
  • составленные с помощью программного комплекса Microsoft Office карточки или презентации;
  • логопедические интернет-страницы, которые создает сам педагог;
  • разработанные тесты, которые запускаются на компьютере;
  • тематические цифровые видеоролики, аудиозаписи и др.
  1. готовые продукты:
  • компьютерные логопедические тренажеры;
  • компьютерные тесты;
  • приключенческие квесты и обучающие игры;
  • книги, учебники и энциклопедии;
  • электронные рассылки;
  • логопедические ресурсы.

Среди развивающих и обучающих компьютерных программ в современной коррекционной деятельности педагогами-логопедами используются следующие:

Для работы над звукопроизношением можно использовать программу «Домашний логопед». Программа помогает в коррекции звуков предоставляя более 500 красочных слайдов-картинок. Ребёнок сам или с помощью взрослого находит нужные звуки.

Курс «Супердетки: тренировка быстрого чтения», включает в себя ряд увлекательных занятий и упражнений, которые помогают ребенку улучшить навыки чтения вслух. Упражнения представлены в виде мини-игр, которые не занимают много времени. Веселый персонаж сопровождает ребенка во время игры и не дает ему скучать. Для каждой игры существуют разные уровни сложности, причем ребенок может выбрать тот уровень, который подходит ему больше всего.

В сети Интернет также можно найти проверенные, давно разработанные логопедические сайты. Их содержание разнообразно, от презентаций для проведения занятия, до различных логопедических игр:

  • www.logozavr.ru [5];
  • www.solnet.ee [6];
  • www.detiseti.ru [7];
  • www.teremoc.ru [8];
  • www.lohmatik.ru [9];
  • mersibo.ru [10].

Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий на логопедических занятиях оказывает положительное влияние на развитие познавательной мотивации, произвольного внимания и памяти детей, самостоятельности, сосредоточенности, усидчивости, сопереживанию, произвольной моторики пальцев рук, творческого воображения, словарного запаса. Компьютер становится необходимым средством обучения детей с нарушениями речи.

 

Список литературы:
1. Абрамова Т.А. Эффективность использования современных технологий на уроках русского языка и литературы // Эксперимент и инновации в школе. – 2010. – № 5. – С. 37-41.
2. Александренко Н. // Качество образования в школе. — 2014. — №1. — С. 24-29.
3. Векслер В.А. Интерактивные тренажеры и их значение в учебном процессе // NovaInfo. – 2016.  – Т.1, № 41. – С. 205-211.
4. Никитина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе. − Волгоград: Издательство Учитель, 2008. − 57 с.
5. Логозаврия [Электронный ресурс]. − URL: http://www.logozavr.ru/ (Дата обращения: 20.04.2022).
6. Портал солнышко [Электронный ресурс]. − URL: http://www.solnet.ee (Дата обращения: 20.04.2022).
7. Дети сети [Электронный ресурс]. − URL: www.detiseti.ru (Дата обращения: 20.04.2022).
8. Теремок [Электронный ресурс]. − URL: www.teremoc.ru (Дата обращения: 20.04.2022).
9. Сайт для родителей про развитие детей [Электронный ресурс]. − URL: www.lohmatik.ru (Дата обращения: 20.04.2022).
10. Мерсибо [Электронный ресурс]. − URL: https://mersibo.ru (Дата обращения: 20.04.2022).