Статья:

СПОРТИВНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА ОБУЧАЮЩИХСЯ СПОРТИВНОЙ ШКОЛЫ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(268)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Шишова К.Ф. СПОРТИВНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА ОБУЧАЮЩИХСЯ СПОРТИВНОЙ ШКОЛЫ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 1(268). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/268/143422 (дата обращения: 01.09.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СПОРТИВНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА ОБУЧАЮЩИХСЯ СПОРТИВНОЙ ШКОЛЫ

Шишова Ксения Федоровна
студент, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, РФ, г. Архангельск

 

SPORTS AND LEISURE ACTIVITIES AS A MEANS OF INCREASING MOTIVATION TO ACHIEVE SUCCESS OF STUDENTS OF SPORTS SCHOOLS

 

Ksenia Shishova

Student, Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov, Russia, Arkhangelsk

 

Aнотация. Формы организации досуговой деятельности детей и молодежи выделены в систему внешкольного образования, направленную на укрепление здоровья, повышение уровня физической подготовленности, обеспечение активного отдыха учащихся и получение удовольствия от двигательной активности. Физическое воспитание детей и молодежи вне школы организуется объединенными усилиями органов образования и науки, спортивных организаций с привлечением представителей общественности. Физкультурно-спортивные организации играют немаловажную роль в обеспечении физкультурно-оздоровительной деятельности и двигательной активности, содержательного досуга, здорового образа жизни детей и молодежи нашей страны. В статье определены основные типы внешкольных учебных заведений и социально-педагогическое значение физкультурно-оздоровительной работы в них, задачи физкультурно-оздоровительной работы во внешкольное время, представлен комплекс мероприятий, направленных на усовершенствование досуговой деятельности детей.

Abstract. The forms of organization of leisure activities of children and youth are allocated to the system of extracurricular education aimed at improving health, increasing physical fitness, ensuring active recreation of students and enjoying physical activity. Physical education of children and youth outside of school is organized by the combined efforts of educational and scientific bodies, sports organizations with the involvement of members of the public. Physical culture and sports organizations play an important role in providing physical culture and recreation activities and physical activity, meaningful leisure, and a healthy lifestyle for children and youth of our country. The article defines the main types of extracurricular educational institutions and the socio-pedagogical significance of physical culture and wellness work in them, the tasks of physical culture and wellness work during extracurricular time, and presents a set of measures aimed at improving children's leisure activities.

 

Ключевые слова: дети, молодежь, здоровье, физкультурно-оздоровительная деятельность, физкультурно-спортивные организации, досуг.

Keywords: children, youth, health, physical culture and recreation activities, physical culture and sports organizations, leisure.

 

В сегодняшних условиях возникают проблемы снижения двигательной активности подростков, уровня физической подготовленности, чрезмерного увлечения гаджетами и общением в социальных сетях, отсутствия интереса к занятиям спортом. В связи с этим пропаганда здорового образа жизни, формирование мотивации к выполнению физических упражнений, привлечение к спортивной тренировке актуальны среди учащихся старшей школы, в частности. Выясним содержание ключевого понятия «мотивация». По педагогическому словарю «мотивация – система мотивов, или стимулов, побуждающая человека к конкретным формам деятельности или поведения» [2, с. 217]. Мотивация является одним из факторов, влияющих на успешность обучения, формирует самостоятельность, ответственность, стремление к достижению результатов.

Проблема мотивации соискателей образования к занятиям физической культурой и спортом в центре исследований ряда научных работников (Бобровник С., Ячнюк И., Ячнюк Ю., Ячнюк М., Щелкунов А., Лебедева А., Майборода С. и др.). Следовательно, С. Бобровник определяет мотивы старшеклассников, которые побуждают их к занятиям физической культурой и спортом, формирование мотивации видит внедрение передовых методов обучения. По мнению автора: «результативные мотивы необходимо формировать в процессе обучения двигательным действиям. Для этого обучение на уроках физической культуры следует включать в личностно значимую для каждого ученика старшего школьного возраста соревновательную деятельность, когда школьники, обучаясь, одновременно готовятся к участию в соревнованиях по этому виду упражнений на первенство класса, школы» [1, с. 8].

Важным для анализа проблемы исследования И. Ячнюк, Ю. Ячнюк, М. Ячнюк, которые определяют рейтинг мотивов учащихся старшего школьного возраста к занятиям физической культурой и спортом. Среди указанных преобладают мотивы улучшения самочувствия и здоровья, самосовершенствования, формирования гармоничного телосложения; самым низким мотив стать известным спортсменом. Формирование положительной мотивации учащихся старших классов к занятиям физической культурой и спортом, по утверждению ученых, зависит в значительной степени от педагогического мастерства учителя физической культуры [4]. А. Щелкунов, А. Лебедева, С. Майборода изучают вопросы форм повышения нужной мотивации двигательной активности учащихся к занятиям на основе разноуровневых вариантов физического воспитания. По исследованию авторов, мотивацией к занятиям физической культурой и спортом для учащихся старших классов является желание улучшить здоровье и приобрести хорошую физическую форму [3].

Эта проблема анализировалась нами в процессе изучения дисциплины «Педагогика физического воспитания и спорта». Формирование мотивации к занятиям спортом учащихся старшей школы видим в умении заинтересовать их, показать положительное влияние физических упражнений на организм человека, добавить уверенность в себе, создать «ситуацию успеха». В этом процессе важную роль играет педагогическое мастерство учителя физической культуры, умение подбирать как традиционные, так и инновационные методы обучения, которые будут вызывать удовлетворенность уроками.

Кроме этого, одним из путей мотивации является привлечение подростков к спортивно-массовой работе во внеурочное время, например: организация встреч с известными спортсменами города (района, области); участие в интеллектуально-спортивных шоу-программах «Шаг к успеху», «Лабиринтами спорта», «Кубок спортивного интеллекта» и т.д. совместно с воспитанниками-призерами спортивных секций, клубов, ассоциаций города.

Такие мероприятия предполагают не только выполнение физических нагрузок, но и выявление знаний по учебным предметам; просмотр мастер-классов (игры в футбол, баскетбол, теннис) учителей физкультуры, тренеров детских юношеских спортивных школ; создание совместных наставнических команд старшеклассников и школьников начального звена с целью проведения физкультурно-спортивных конкурсов: «Мистер Спорт», «Мисс Грация», «Семейный вечер спорта» и т.п.; игровые разминки-конкурсы к началу тренировок «Лучший спортивный комментатор», «Диктор спортивного телеканала», цель ознакомить учащихся с новостями в мире спорта, достижениями спортсменов.

Весомое значение в процессе мотивации к занятиям спортом учащихся старшей школы играют тренировочные занятия в спортивных секциях, кружках физкультуры (общей физической подготовки, лечебной физической культуре); студиях фитнеса и спортивного танца, организация соревнований и т.д. Следовательно, формирование мотивации учащихся старшей школы к занятиям спортом характеризуется разноплановостью и способствует осознанию необходимости постоянного физического совершенствования.

 

Список литературы:
1. Бобровник С.И. Формирование мотивации старшеклассников к занятиям физической культурой и спортом. Научный журнал НПУ имени М. П. Драгоманова Выпуск 2 (43)’ 2014. Серия 15. Научно-педагогические проблемы физической культуры (физическая культура и спорт). С. 4-9. 
2. Педагогика: словарь системы основных понятий. – М.:М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. – 268 с.
3. Щелкунов А., Лебедева А., Майборода С. Формы повышения нужной мотивации двигательной активности учащихся к занятиям на основе разноуровневых вариантов физического воспитания. Физическая реабилитация и рекреационно-оздоровительные технологии №2/2019. С. 26-31. 
4. Ячнюк И., Ячнюк Ю., Ячнюк М. Мотивы к занятиям физической культурой и спортом учащихся старших классов. Физическое воспитание, спорт и культура здоровья в современном обществе Сборник научных трудов. Т.2. С. 303–305.