Статья:

ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЙ: ТВОРЧЕСТВО, ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(237)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Карсакова О.Ю. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЙ: ТВОРЧЕСТВО, ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 14(237). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/237/125498 (дата обращения: 20.07.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЙ: ТВОРЧЕСТВО, ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

Карсакова Ольга Юрьевна
студент, ФГАОУ ВО Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, РФ, г. Елабуга
Газизова Фарида Самигулловна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, ФГАОУ ВО Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, РФ, г. Елабуга

 

Формирование психологии творчества берет свое начало на стыке 19-20 веков. До середины 20 века психологи, занимавшиеся данной проблемой, связывали степень сформированности развития творческих способностей с умственным развитием личности. Необходимость определение особенностей развития умственных способностей личности и творческого развития привела к необходимости разработки тестов и измерительных материалов для исследования умственных способностей - tests - IQ.

Проводимые психологами исследования по проблеме творчества и творческих способностей привели к выводу, что творческие способности личности не имеют прямой зависимости от уровня развития интеллекта и полученной суммы знаний, таким образом, между коэффициентом умственного развития и способностью создавать что-то новое и креативное, связей не было обнаружено.

Творчество - условный термин для установления психического акта в общепринятом смысле, выражающий в новой форме, отвлекающий данные нашего сознания в новой форме, в искусстве и практической деятельности. [2].

Психологи потратили много сил и времени на то, чтобы выяснить, как человек решает новые, необычные, творческие задачи. На вопрос о психологической природе творчества однозначного ответа нет. В науке имеются лишь некоторые данные, позволяющие частично описать процесс решения человеком таких задач, описать условия, способствующие нахождению верного решения.

Творчество (креативность) - активная, целенаправленная деятельность человека, в результате, которой возникает что-то новое, оригинальное. Творчество является важнейшей характеристикой личности - и формировать его необходимо у ребенка с самого раннего возраста. Особое место в развитии творчества имеет дошкольный период развития.

Потребность понять природу процесса творчества возникла, как следствие необходимости воздействовать на творческую деятельность, чтобы повысить ее эффективность.

Главную роль в детерминации творчества играют мотивации, ценности, личностные черты. Интеллектуальные способности выступают как необходимые, но не достаточные условия творческой активности личности [1, с.18].

Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень развития творческих способностей и навыков. Творческий процесс как специфическая форма психологической активности отсутствует.

Творческие способности являются фактором, независимым от творческого интеллекта.

В частности, доказано, что творчество имеет много общего в искусстве и науке, что позволяет переносить творческие способности из одного материала в другой.

Основной операцией, «действующей» в процессе творческого процесса, является операция сравнения. Смысловые связи между элементами устанавливаются на основе репродукции, синтеза смысла или случайного соединения без установления семантических связей. Таким образом, продукты идей, гипотез, поведенческих актов «можно разделить на «оригинальные» креативные и бессмысленные «девиантные».

Творчество, по описанию Селье, происходит следующим образом:

- посреднические наблюдения собирают факты, накапливаются в памяти;

- факты устанавливаются по диктату рационального мышления.

Этого достаточно для достижения принятого решения.

Если нет, то сознание, с его укоренившимся поведением, должно отойти в сторону и дать волю фантазии. В то же время свободное воображение управляет созданием бесчисленных болевых или более случайных ассоциаций. Затем они переходят в сознание.

Одним из признаков творчества является создание новых полезных комбинаций, поэтому представление, порождающее эти комбинации, является основой творческого процесса.

Это указывает на то, что видение является необходимым элементом творческой деятельности, которая:

- создание образов продуктов труда;

- создание программного порядка неопределенных проблемных ситуаций;

- средства создания образов, заменяющие активную деятельность (то есть моделирование процессов или объектов).

Еще один непременный компонент творчества - это оригинальность, она выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других решений.

Основная особенность творчества как интеллектуальной системы - это умение анализировать любые проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить для них решение на уровне идеальных, прогнозировать возможные варианты развитий.

Что же такое творчество? Одним из первых попытался сформулировать ответ на данный вопрос Дж. Гилфрод. он считал, что «творческость» мышления связана с доминированием в нем четырех особенностей:

- оригинальность, нетривиальность, необычность изложенных идей, явное стремление к интеллектуальной новизне. Творческий человек всегда и везде стремится найти свое решение, которое отличается от других;

семантическая гибкость, то есть способность видеть объект с новой точки зрения, выявлять его новое применение, расширять функциональное использование на практике;

- образная адаптивная гибкость, то есть способность изменять свое видение объекта, чтобы увидеть новые, скрытые от наблюдения стороны.

- семантическая спонтанность, то есть способность генерировать различные идеи в неопределенной ситуации, в частности в ситуации, когда нет ориентиров для этих идей [3].

У творческих людей нередко удивительным образом соединяются зрелость мышления, глубокие знания, разнообразные способности, умения и навыки и своевременные «детские» черты во взглядах на окружающую действительность, в поведении и поступках.

Что мешает человеку быть творческой личностью и проявлять оригинальность мышления, только ли отсутствие развитых творческих способностей, те недостатки, о которых говорилось выше, или также что-то другое, не имеющее прямого отношения к творчеству как таковому, на данный вопрос дают свой ответ Г. Линдсей, К. Халл и Р. Томпсон.

Творчество связано не с открытием принципиально нового смысла, не с оценкой чужого мнения, а с созданием собственных оригинальных идей. Человек со слабой склонностью к критике, хотя и может сочинять сам, уделяет критике основное внимание и неплохо. Например, человек, предпочитающий конструктивную, творческую критику, часто отказывается видеть недостатки в своих суждениях и оценках.

Таким образом, во всей своей деятельности творчество начинается тогда, когда у людей появляется стремление и возможность создать вещь, предмет, явление, единое в своем роде и полностью отвечающее средствам этого рода вещей, предметов, явлений, процессов, идей.

Творчество означает созидание нового, под которым могут подразумеваться как преобразования в сознании и поведении человека, так и порождаемые им продукты, которые он отдаёт другим. В таком понимании творческими могут рассматриваться не только созданные картины, машины, теории, но и факты личностного развития человека.

Некоторые исследователи, напротив, используют термин «творчество», включая в него только познавательную деятельность, которая приводит к новому или необычному представлению о проблеме или ситуации.

 

Список литературы:
1. Гончаров В.С. Типы мышления и учебная деятельность: пособие к спецкурсу. – Свердловск, 1988. (типы мышления: 14-38.)
2. Дункер К. Подходы к исследованию продуктивного мышления//Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. – М., 1984. – С.263
3. Лазаренко Т. В. Психолого-педагогические условия развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №28.