Статья:

Развитие творческого воображения у младших школьников в дополнительном образовании

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №16(195)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Наталья Ю.Б. Развитие творческого воображения у младших школьников в дополнительном образовании // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 16(195). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/195/109848 (дата обращения: 20.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Развитие творческого воображения у младших школьников в дополнительном образовании

Наталья Юрьевна Бондаренко
студент, Филиал Российского государственного профессионально-педагогического университета , Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт, РФ, г. Нижний Тагил
Петрова Светлана Сергеевна
научный руководитель, доцент кафедры педагогики и психологии дошкольного и начального образования, Филиал Российского государственного профессионально-педагогического университета , Нижнетагильский государственный социально- педагогический институт, РФ, г. Нижний Тагил

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются актуальные вопросы развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования. Раскрыто понятие творческого воображения, а также рассмотрены особенности развития у детей младшего школьного возраста. Определена роль дополнительного образования в развитии творческого воображения.

Abstract. This article discusses topical issues of the development of creative imagination in children of primary school age in the system of additional education. The concept of creative imagination is revealed, and the features of development in children of primary school age are considered. The role of additional education in the development of creative imagination is determined.

 

Ключевые слова: творчество, воображение, младший школьный возраст, дополнительное образование.

Keywords: creativity, imagination, primary school age, additional education.

 

В настоящее время в психолого-педагогической науке и практике вопросы развития творческой личности становятся особенно актуальными. Особенно, когда речь идет о младших школьниках, которые в силу своих возросших возможностей стремятся к познанию мира, к самовыражению через творческую реализацию своих способностей. В связи с этим развитие творческого воображения младших школьников – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.

В справочной литературе творчество определяется, как деятельность, в процессе которой создается нечто новое, ранее не существовавшее [4]. Значимость нового, созданного в процессе творческой деятельности, дает основание выделить творчество как самостоятельную способность.

Отечественные ученые (О.В. Дыбина, А.А. Волкова, А.И. Савенков и другие) подчеркивали, что детское творчество содержит в себе интеллектуальный компонент, то есть определенные знания, умения и навыки, которые необходимы в конкретном творческом процессе. Так же детская творческая деятельность включает психические процессы, авторы исследований отмечают воображение, как важнейший, так как способность сочинять, придумывать что-то новое связана с развитием воображения [2].

Согласно определению Е.П. Ильиной, творческое воображение – это «способность человека к построению новых образов посредством переработки психических компонентов, которые были приобретены в прошлом опыте» [3].

Воображение играет огромную роль в любом творческом процессе детей. Так воображение необходимо в исследовательской деятельности, например в качестве экспериментатора или исследователя, а также в теоретических исследователях. Но особое значение воображение приобретает в искусстве, в процессе детского художественного творчества.

Сегодня в системе дополнительного образования большое внимание уделяется развитию творческого воображения у младших школьников.

Младший школьный возраст — благоприятное время для развития художественного видения, поскольку дети сильно эмоционально восприимчивы и их переложение различных сюжетов отличается целостностью и яркостью образа.

Младшие школьники отличаются своим активным поведением, большим стремлением к энергичной деятельности, тягой к познанию и расширением круга собственных интересов. Дети младшего школьного возраста обладают гибким поведение и открытостью к друг другу.

По мнению ряда зарубежных исследований, анализируемых в статье К.В. Павленко [5], участие ребенка в программах дополнительного образования является приоритетом родителей в зарубежных странах. Выбор образовательных программ зарубежными сверстниками российских школьников основывается в основном на классификации образовательных результатов: компенсации академических пробелов, развитии специальных умений или формировании гибких навыков [1].

Для нас более традиционным является деление общеразвивающих программ по направленностям. Соответственно, вся система дополнительного образования рассматривается как начальная ступень системы выявления и развития талантов и способностей у детей.

Отличительной особенностью дополнительного образования младших школьников является то, что каждый ребенок самостоятельно может выбрать ту деятельность, которая максимально соответствует его интересам и потребностям. В кружках, секциях, клубах у детей есть возможность реализовать свои творческие способности, расширить кругозор, приобрести новые знания, навыки и умения, развить коммуникативные способности. Немаловажное значение имеет и возможность профессионального самоопределения. Иными словами, дополнительное образование благоприятно влияет на всестороннее развитие личности ребенка.

Роль дополнительного образования для детей младшего школьника имеет особенно большое значение. На занятиях дополнительного образования качества личности ребенка совершенствуются, раскрываются таланты, расширяется кругозор, развиваются способности, формируется самореализация, происходит самоутверждение.

Подведя итог исследованию развития творческого воображения у младших школьников в дополнительном образовании, можем отметить, что дети младшего школьного возраста имеют характерные особенности в формировании психических процессов, которые педагогу необходимо учитывать. Развитие творческого воображения будет проходить более эффективно на занятиях в дополнительном образовании, которые обеспечивают важное для детей, активное включение в социальные отношения окружающей среды и возможность общения, создание ситуации успеха.

 

Список литературы:
1. Андреева, Е. Б. Особенности организации дополнительного образования младших школьников на современном этапе / Е. Б. Андреева // Начальное общее образование: вопросы развития, методического и кадрового обеспечения : материалы IV Всероссийской научно-методической конференции с международным участием, Иркутск, 12 ноября 2021 года / Иркутский государственный университет. – Иркутск: Аспринт, 2021. – С. 253-257.
2. Бешимова, Г. Творческое воображение как психолого-педагогическая категория / Г. Бешимова, В. В. Константинова // Интеграция науки и общества в современных социально-экономических условиях : сборник научных статей. – Москва : Издательство "Перо", 2021. – С. 9-14. 
3. Ильина, Е. П. Воспитание искусством / Е. Ильина // Искусство в школе. - 2019. - №1. - С.13 - 15.
4. Кислова, В.А. Система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих способностей школьников средствами изобразительного искусства / В.А. Кислова // Дошкольная педагогика. – 2013. - №7. – С.21-23.
5. Павленко К.В. и др. Дополнительное образование школьников: функции, родительские стратегии, ожидаемые результаты / К.В. Павленко, К.Н. Поливанова, А.А. Бочавер, Е.В. Сивак // Вопросы образования. 2019. № 2. С. 241–262.