Статья:

ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА МВД ПО Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №16(195)

Рубрика: Политология

Выходные данные
Ненашев А.А. ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА МВД ПО Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 16(195). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/195/110251 (дата обращения: 25.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА МВД ПО Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Ненашев Антон Анатольевич
студент, ФГБОУ ВО Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов
Кузьмина Екатерина Александровна
научный руководитель, ФГБОУ ВО Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов

 

Аннотация. В статье рассматриваются практические вопросы формирования имиджа органов внутренних дел на примере г. Санкт-Петербурга. Приведен анализ его современного состояния по сравнению с периодом десятилетней давности, обозначены проблемы  и способы улучшения в массовом сознании общества.

 

Ключевые слова: положительный образ сотрудника МВД, практики улучшения имиджа, рейтинговый статус.

 

Современное состояние социально-экономическая и политическая ситуация в мире, а также ряд событий, непосредственно повлиявших на жизнь внутри Российской Федерации (экономические санкции, спец. операция на Украине и т.п.), поставили перед силовыми ведомствами не только новые задачи сохранения правопорядка, но и консолидации всего общества. А это возможно только при условии доверия к государственной системе и ее органам, а также сформировавшегося в массовом сознании положительного имиджа как отдельных сотрудников, так и всего ведомства в целом. Вот почему актуальность позитивного образа полиции, повышение его репутационного рейтинга стали перспективными направлениями для междисциплинарных исследований на различных уровнях [4].

Под имиджем органов внутренних дел понимается не только внешнее, эмоционально окрашенное отражение образа сотрудника или всего ведомства, но и наглядно-выразительный срез совокупных характеристик, оказывающих психологическое воздействие на различные социальные группы.

Имидж МВД-это не просто некое представление, сформировавшееся в сознании общества, но и наделение методом ассоциаций сотрудников полиции дополнительными качествами и свойствами ( не всегда реальными) обладающими большой социальной значимостью как для отдельно взятого индивида, так и целых групп людей.

Чем выше имиджевый статус правоохранительных  органов, тем выше их социальная эффективность.

Рассмотрим динамику оценки имиджа полиции.

Так по данным исследований, проведенных Всероссийским центром общественного мнения индекс  одобрения правоохранительного органа в 2011 г. находился в отрицательной зоне (-14) [8]. Одной из причин такой оценки стали потоки негативной информации о сотрудниках МВД, что вызвало негодование и одновременно страх перед преступным миром. Такая информационная атака способствовала пессимистическим  настроениям у граждан и, как следствие, низкой оценке деятельности всей системы МВД.

По состоянию на 2021 год произошли значительные положительные изменения и индекс вырос на 36 пунктов (+22). Причин позитивного роста много: реформа системы МВД, комплексный подход к созданию положительного образа как сотрудников, так и организации в целом и другие.

Аналогичная картина наблюдается при изучении уровня доверия к полиции: 2011 г.- отрицательное значение (-26), 2021 г. – повышение на 49 пунктов (+23).

Однако несмотря на явные позитивные изменения, абсолютные показатели пока нельзя назвать высокими.

Всероссийский научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации провел свое исследование в 85 субъектах Российской Федерации в виде социологического исследования (объем выборки составил 47125 человек) по 5 показателям:

1.Уверенность граждан в защищенности своих личных и имущественных  интересов от преступных посягательств;

2.Уровень доверия к органам внутренних дел в обеспечении их личной и имущественной безопасности;

3. Оценка эффективности деятельности органа внутренних дел как государственного органа по защите интересов граждан;

4. Описание образа современного полицейского: положительные качества;

5. Описание образа современного полицейского: отрицательные качества [9].

Результаты опроса позволяют сделать вывод о формировании в целом положительного имиджа сотрудника полиции, так как у большинства респондентов он не вызвал резко негативных ассоциаций, и даже наоборот, были выбраны характеристики типа: опрятный (81%), сильный, физически развитый (59%), воспитанный (59%), порядочный (56%), грамотный, компетентный (55%), справедливый (52%) и т.п. [9]

В число субъектов – лидеров по всем пяти показателям входит и Ленинградская область. Так в г. Санкт-Петербурге существуют успешные практики, способствующие формированию положительного имиджа органов внутренних дел, например такие, как:

- размещение новостных лент о деятельности правоохранительного органа с применением заголовков «спасли», «поблагодарили», «предотвратили», «вернули хозяину»;

- активное освещение работы ведомства в социальных сетях и на официальном сайте;

- регулярное информирование населения о мероприятиях, проводимых с целью донесения положительных результатов деятельности.

Мощным инструментом формирования позитивного образа сотрудника полиции в глазах простого гражданина является создание тематического фильма. Такие сериалы, как «Улицы разбитых фонарей», «Глухарь», «Под прицелом» «Первый отдел» и другие помогают воспроизвести будни полицейского, создавая портрет умного, находчивого, смелого, порядочного, принципиального человека.

На мой взгляд работа по формированию имиджа органа внутренних дел может вестись еще активнее и быть разнообразнее и шире, с большим привлечением инновационных методов и технологий по полноценному взаимодействию с гражданами, общественными организациями, с более активным привлечением лучших представителей молодежи, трудовых коллективов.

Еще один немаловажный момент. При ГУ МВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области успешно действует Общественный совет. Среди значимых его мероприятий, указанных в отчете, значатся: первые этапы Всероссийских конкурсов «Полицейский Дядя Степа», «Мои родители работают в полиции», всероссийские акции, направленные на укрепление положительного имиджа сотрудника полиции «Студенческий десант», «Зарядка со стражем порядка», «Полицейский Дед Мороз», «Гражданский мониторинг». Эти и другие мероприятия, безусловно, способствуют выстраиванию эффективных взаимоотношений между полицией и гражданами на основе уважения и доверия. В целом, работа Общественного совета при ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской оказывает неоценимую поддержку в деле формирования достойного образа сотрудника полиции [7]

Отметим, что в г. Санкт-Петербурге, как и в других городах России,  уже сложился в целом положительный  образ ведомства МВД. Это свидетельствует о хорошо выстроенной и отлаженной работе служб по взаимодействию с общественностью. Однако эту деятельность надо постоянно расширять и совершенствовать, выявляя и распространяя лучшие практики, обмениваясь мнениями и опытом в этой сфере, используя инновационные разработки.

Возможно, стоит вспомнить и о такой уже немного забытой форме взаимодействия  гражданского общества и полиции, как народная дружина, придав ей современный вид общественного движения, наполнив  новым содержанием в виде учебных курсов по правовой, физической и медицинской подготовке.

Формирование позитивного имиджа полицейского – это кропотливая, выверенная  и спланированная работа, требующая постоянного мониторинга и коррекции, от которой во многом зависит отношение общества не только к ведомству, но и к государственной системе в целом.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 21.12.2021) "О полиции"//  Официальный интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru - 21.12.2021г.( Дата обращения: 19.04.2022г.).
2. Почепцов Г.Г. Имиджелогия /под ред. Почепцова Г.Г. М.: СмартБук, 2009.-575 с. 
3. Щербина В.В. Социальные технологии: история выявления термина, трансформация содержания, современное состояние //Социологические исследования. 2014. № 7. С. 123-125.
4. Мордвинов К.В., Удавихина У.А. Имидж правоохранительных органов: актуальное состояние и практики его улучшения//Теоретическая и прикладная юриспруденция. 2021. № 3(9). С.53-60 
URL: https://www.rg.ru/2013/04/28/reforma-site.html(Дата обращения: 18.04.2022г.)
5. Передня Д.Г. Имидж полиции России, эмпирический анализ//социально-гуманитарные проблемы ОВД.2016. №1.С.112-123. 
6. Передня Д.Г. Технология формирования имиджа органов внутренних дел//Труда Академии управления МВД России.2016. №1. С.36-45. 
7. Официальный сайт Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области URL: https://78.xn--b1aew.xn--p1ai/gumvd/%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82-/sovet/item/29579536/ (Дата обращения: 19.04.2022г.).
8. Расширенная подборка данных ВЦИОМ: к тематическому выпуску «Доверие».2021.№7URL: https://profi.wciom.ru/fileadmin/file/nauka/podborka/rasshirennaya_podborka_ dannyh_wciom¬022021.pdf (Дата обращения: 19.04.2022г.).
9. Оценка деятельности полиции в Российской Федерации в 2020г.ФГКУ «ВНИИ МВД России».2020 URL: https://мвд.рф/publicopinion (Дата обращения: 19.04.2022г.).