ЦИФРОВЫЕ МУЛЬТИМЕДИА ИЗДАНИЯ И РЕСУРСЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(196)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(196)
ЦИФРОВЫЕ МУЛЬТИМЕДИА ИЗДАНИЯ И РЕСУРСЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ
Под цифровыми образовательными ресурсами понимается любая информация образовательного характера, сохраненная на цифровых носителях [9].
ЦОР – совокупность данных в цифровом виде, применимая для использования в учебном процессе [7].
Рассмотрим определение, которое дает Людмила Леонидовна Босова «…ЦОР – необходимые для организации учебного процесса и представленные в цифровой форме ресурсы, а именно: фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, ролевые игры, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, отобранные в соответствии с содержанием конкретного учебника, «привязанные» к поурочному планированию и снабженные необходимым методическими рекомендациями» [3].
Из всех рассмотренных определений это наиболее полное и показывает, какие объекты входят в данное понятие и их назначение, поэтому мы возьмем это определение за основу и будем придерживаться его. По типу информации выделяют следующую классификацию ЦОРов [5]:
- ЦОР с текстовой информацией;
- ЦОР с визуальной информацией;
- ЦОР с комбинированной информацией;
- ЦОР с аудио информацией;
- ЦОР с аудио и видео информацией;
- ЦОР со сложной структурой.
По форме изложения материала цифровые образовательные ресурсы могут быть разделены на [9]:
- конвекционные (соответствуют установившимся традициям и требованиям классической педагогики и носят энциклопедический характер);
- программированные (соответствуют требованиям системы «стимул-реакция» образовательной системы, такие ресурсы имеют форму разветвленной или линейной программы и ориентированы, прежде всего, на самостоятельную работу учащегося, раскрывают основы и методы получения знаний, а также их взаимосвязь с профессиональными навыками.);
- проблемные (необходимы при реализации проблемного обучения и направлены на развитие логического мышления учащихся, стимулирование творческого компонента восприятия знаний);
- комбинированные (содержат отдельные элементы перечисленных видов источников информации и могут эффективно использоваться при реализации различных подходов к обучению).
С учетом характера взаимодействия педагогов, обучаемых и родителей с цифровыми образовательными ресурсами в каталогах различают детерминированные и недетерминированные цифровые образовательные ресурсы [9].
Детерминированные ЦОР — это образовательные ресурсы, параметры, содержание и способ взаимодействия с которыми определяются разработчиком и не могут быть изменены пользователями.
Недетерминированные ЦОР – это образовательные ресурсы, параметры, содержание и способ взаимодействия с которыми прямо или косвенно задаются преподавателями, администрацией, учащимися или родителями в соответствии с их интересами, целями, потребностями, уровнем подготовки и т.п. Все изменения производятся на основе имеющейся информации и с помощью технологий, которые определены разработчиком.
Также можно выделить следующие типы ЦОРов: размещенные в сети Интернет; размещенные на оптических носителях.
Из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что активное использование ЦОР приводит к изменению в содержании образования, технологии обучения и отношениях между участниками образовательного процесса.